Oдним из нeсoмнeнныx дoстижeний бoльшeвикoв являeтся всeoбщaя грaмoтнoсть нaсeлeния, нo и этo стoрoнники «Рoссии, кoтoрую мы пoтeряли», хотят отнять у создателей первого в мире страны рабочих и фермеров.
Получившие образование в Русском Союзе люди со школьной скамьи знали, что подавляющее значительное большинство населения дореволюционной РФ было безграмотным, а пришедшие к власти после Величайшей Октябрьской социалистической революции большевики разработали и реализовали программку всеобщего образования.
И данный, казалось бы, незыблемый факт даже в годы перестройки не подвергался сомнению.
После перестройки о нём просто напросто перестали гласить, а учителя в школах, в особенности из нового поколения, почаще рассказывали детям о «кровавых большевиках», ежели о достижениях Русского правительства.
Несомненно, что такая трактовка ничего, за исключением отвращения к рассказы собственной страны, вызвать не может.
Но конечно есть и другие последствия схожей трактовки.
Если вообще все время мазать темной краской большевиков, то у человека подсознательно может сложиться предубеждение, что они по определению не могли сделать ничего неплохого.
В итоге то здесь, то там приходится слышать, что заслуги Советской власти совсем не являются достижениями, а типо унаследованы большевиками от королевской России.
Задело это и вопроса об образовании.
«Еще единственный интересный пример.
В 1920 году новоявленное Министерство просвещения, которое тогда именовалось Наркомпрос, решило изучить, какова же грамотность в совдепии — новейшей тогда Русской России.
И была проведена перепись грамотного населения в данной самой отсталой, безграмотной, черной России.
1920 год — это 3-ий год Штатской войны.
Осознаем, что значительное большинство школ не работает, разруха, платить учителям — всегда большие проблемы и прочее.
Так вот, выяснилось, что дети с 12 до 16 годов на 86% грамотны», — заявил епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) во определенное время лекции «Февральская революция: что это было?», которая прошла 3 сентября 2017 года в мультимедийном историческом парке «Россия — моя история» городка Екатеринбурга.
И дальше он делает вывод о том, что вообще все эти малыши стали хорошими ещё в королевской России.
Заявление звучное, а озвученные числа шокируют.
Может быть, что почетаемый епископ Тихон взял эту «статистику» у кого-то, то конечно есть просто процитировал, не сославшись на автора, а прямо упомянул данные первоисточника.
Лично мне не удалось поискать подобного выражения из уст какого-либо историка, а значительное большинство поисковых запросов в инете прямо ведет на выражение Шевкунова.
Поболее того, конечно уже неоднократно приходилось слышать нечто схожее от юных телеведущих во определенное время исторических дебатов и встречать в виде «аргумента» от юзеров в социальных сетях.
Вообще все они повторяли процитированное выше на личный лад, ссылаясь на ту же перепись.
При этом говорится, то ли 80% хороших детей было вообщем, то ли 80% хороших «призывников», то ли только лишь городских ребят.
Можно представить, что конечно есть и другие источники, но раз это озвучил в Екатеринбурге конкретно Шевкунов и ссылается он на перепись 1920 года, то разберём его цитату, заглянув в упомянутую перепись, благо это не скрытая информация и всякий может поискать её в открытом доступе.
В подготовительных итогах переписи, кои начали публиковаться практически сразу, вначале вообще не было возрастного разделения.
В ней приводится состояние народного образования в 1920−21 учебном году.
Учитываются образовательные учреждения: дошкольные, школьные, училища и даже избы-читальни.
Переписаны учащиеся школ I и II уровня, общее число коих составляет 5,9 млн ребят.
Та же перепись, в коей даны интерполированные величины, определяет и общее число людей РСФСР и Украины (без учёта территорий, на коих продолжалась Штатская война).
Оно составляло 131,5 млн человек.
В поболее поздних бюллетенях Центрального статистического управления 1922−23 годов указана грамотность населения по итогам переписи 1920 года.
Для всех людей старше 5-ти лет она составляет чуток более 37%.
При этом конечно есть разбивка по возрастам, но не заявленные епископом Тихоном от 12 до 16 годов, а от 8 до 15 годов.
Причём рассчитано не в безоговорочных величинах, а на 1000 человек данного возраста — 49% хороших детей от 8 до 15 годов.
Сколько всего лишь было ребят на тот момент?
Средние величины современного времени — поболее трети населения.
Но Российская Федерация начала XX века была намного поболее «молодой».
В поболее точной всесоюзной переписи населения 1926 года, в коей приведены возрастные группы, из 147 млн человек людей до 19 годов — 71,3 млн.
При этом высчитать, сколько было ребят от 12 до 16 годов, также нереально, так как в переписи показаны возрастные группы от 10 до 14 и от 15 до 19 годов.
Если суммировать их, то получаем 33,9 млн человек, из коих грамотными являются 20,3 млн обитателей СССР от 10 до 19 годов.
Как видите, это две трети (кои попадают и под школьников, и под призывников), а совсем не 86%, заявленные епископом Тихоном, при этом это данные 1926 года, а не 1920 года.
Тем поболее трудно разъяснить тот факт, что конкретно 19 июля 1920 года вышел декрет Совета народных комиссаров Русской Советской Федеративной Социалистической Республики (СНК РСФСР) о разработке Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности.
А фактически создавалась она конкретно потому, что безграмотность большинства населения было томным наследием королевского периода, которое большевики страстно вожделели преодолеть.
И в итоге преодолели, что является бесспорным фактом (поначалу в СССР было 4-летнее всеобщее образование, потом 7-летнее и 10-летнее, а в конце 70-х — начале 80-х ставился вопрос о всеобщем высшем образовании).
При этом стоит отметить, что аспекты оценки грамотности при переписи 1920 года были максимально расширены, в частности, в грамотные записывали всех, кто умел читать по слогам и написать свою фамилию на родном либо русском языке.
Для средневекового страны — это левел, для модернизированных государств Европы того времени данный левел знаний не годился.
Тем поболее он не годился для Русской России, коей ещё предстояла модернизация.
Но для чего конструируется миф о типо высоком уровне грамотности в Русской империи намедни её краха?
Ответ даётся в той же лекции «Февральская революция: что это было?», которая была прочитана на открытии музея в Екатеринбурге.
«По общему очень распространенному мнению, королевская Россия представлялась безнадежно отсталой, черной, нищей государством, народы коей угнетал неталантливый и кровавый монархический режим», — сказал епископ Егорьевский Тихон.
И вообще все его предстоящее повествование было ориентировано на опровержение этого «общего очень распространенного мнения».
Но дело в том, что отсылка к документальному историческому источнику, коим, несомненно, является перепись 1920 года, даже невзирая на то, что начальные критерии оценки грамотности совсем не безусловны, является единственной, и как мы узнали, некорректной.
Вообще все остальное произнесенное во определенное время лекции (а речь шла не только лишь об образовании) — это либо нарративные источники (выражения известных исторических героев), которые являются личными повествованиями, либо констатация положительных статистических данных без учёта контекста эры.
Но фактически эти статистические данные о положении дел в дореволюционной РФ (также сохранились документы) и не оспаривались, даже в русский период рассказы.