Главная / Экономика / Экономика России ставит под сомнение ставку Путина на «прорыв»

Экономика России ставит под сомнение ставку Путина на «прорыв»

Экономика России ставит под сомнение ставку Путина на "прорыв"

7 мая, в денек вступления в должность президента, Владимир Путин подписал новейший «майский приказ». Базовой целью в нем названо приметное увеличение уровня жизни населения — к 2024 году левел бедности должен быть снижен в два раза.

В документе «О государственных целях и стратегических задачках совершенствования Русской Федерации на период до 2024 года» также сказано, что за 6 лет должен быть обеспечен устойчивый рост реальных доходов людей, и рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.

Иными словами, глава гос-ва дал осознать, что жить в близкие годы станет лучше. И все вроде бы верно и отлично. Но появляется вопросец: а как выполнены 1-ые «майские приказы»? Их, напомним, Путин подписал — денек в денек — 6 лет назад, и они также обязаны были значительно сделать лучше жизнь россиян. Правда, не к 2024 году, а уже к 2018-му.

Как признал сам Путин на совещании поздно вечерком 6 мая в Кремле — за денек до отставки кабмина и собственной инаугурации — правительство не достигнуло «с точностью до запятой» всех характеристик, кои были заложены в первых «майских указах».

И это еще мягко сказано. Так, в первых указах ставилась задачка прирастить к 2018 году размер настоящей заработной платы в 1,5 раза. На деле, из-за введенных в 2014-м мер Запада и падения цен на нефть, население РФ стало быстро нищать. За три года, по подсчетам Росстата, кошельки людей РФ опустошились на 11%. В валютном выражении люди утратили 4,9 триллиона рублей — столь сократилась их покупательная способность.

По оценкам же профессионалов РАНХиГС, в регионах картина еще более сумрачная: в Самарской области обвал доходов населения за 4 года достигнул 30% (практически в три раза больше среднероссийского спада), в Челябинской, Кемеровской области и республике Тыва, Пермском крае, Магаданской области и республике Коми составил 20% или больше.

Да, 4 мая правительство (одноимённом сериале см. статью Правительство (телесериал)) бодро отрапортовало, что по 1-ым «майским указам» «выполнено и снято с контроля 165 поручений — 91,7% от числа поручений, кои обязаны были быть выполнены к истинному времени». Но на практике бюджет РФ пополнялся во многом благодаря девальвации рубля. Довольно напомнить, что 31 декабря 2013 года официальный цикл бакса в РФ составлял 32,72 руб., а уже 2014-й год закончился с показателем 56,23 руб. за бакс. За счет обесценивания государственной валюты шло и увеличение зарплат бюджетникам, и реализация соц приложений.

В итоге оказалось, что 1-ые «майские приказы» исполнены только на бумаге. Да, Крым наш, и мощь наших Вооруженных сил, продемонстрированная в Сирии — это отлично. Но на хлеб эти достижения не намажешь.

А сейчас правительству все того же Медведева доверено реализовывать «майские приказы 2.0». Заметим, в декабре 2013 года занимавший тогда пост замминистра экономического совершенствования Андрей Клепач отмечал, что для полной продажи первых «майских указов» требуется каждогодний экономический рост в 7% ВВП. Свежие приказы еще более претенциозные, а экономика еле-еле раскочегарилась до 1,5% ВВП. Так и охото спросить: что выручит «майские приказы 2.0»? Еще одна девальвация рубля, или необычный взлет цен на нефть?

— Цели нового «майского приказа» не стали внезапными — они были сформулированы Путиным в ходе послания Федеральному собранию, — считает управляющий направления «Деньги и экономика» Института современного совершенствования Никита Масленников. — Другое дело, мы вправду смотрим конфликт меж заявленными целями и имеющимися средствами.

Амбициозность целей понятна. Она ориентирована на то, чтоб удержать позиции РФ в мире. Если темпы роста (процесс увеличения какого-либо качества со временем) русской экономики будут ниже 3,5% ВВП в год, наша толика в мировой мировой экономике (хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления) станет безизбежно сокращаться. Ничего неплохого это нам не сулит.

На деле, ситуация хорошо описывается цитатой из «Алисы в Зазеркалье»: «Приходится нестись со всех ног, чтоб только лишь остаться на том же месте, а чтоб попасть в другое пространство, надо нестись в два раза резвее».

«СП»: — Как скоро наша экономика может выйти на такие темпы роста?

— В 2018-м рост, быстрее вообще всего, станет весьма слабеньким. Потом мы можем начать потихоньку ускоряться. На отметку в 3,5% ВВП — в наилучшем случае, при условии реформ — мы можем выйти только лишь к 2020 году. Если же новое правительство оставит экономику в ее сегодняшнем виде, Российская Федерация, я считаю, обречена в близкие 6 лет пребывать в «гетто» двухпроцентного роста.

Этого совсем недостаточно не только лишь для удержания наших позиций в мире, но и для гарантированного выполнения соц обязанностей, кои отражены в новеньком «майском указе (вид и название нормативного или индивидуального правового акта, обычно издаваемого главой государства (президентом или монархом) в странах славянских языков)».

Судите сами. О каком росте уровня пенсионного обеспечения, как предписано в указе Путина, может идти речь, если коэффициент замещения у нас (отношение среднего размера пенсий к среднему размеру заработной платы) показывает устойчивую тенденцию к сокращению? У нас данный коэффициент до сих пор не вышел на рекомендованный Интернациональной организацией труда левел 40%, хотя дискуссии об этом идут с так именуемой валоризации пенсий 2010 года.

При этом трансферт в ПФР из федерального бюджета на близкие три года остается на уровне 2 трлн. рублей в год, а сам Пенсионный фонд покрывает страховыми взносами расходы на выплату страховых пенсий только на 2/3.

Даже для того, чтоб просто напросто заткнуть дыру в Пенсионном фонде, нужен суровый экономический рост. А нашей мировой экономике мешают расти структурные ограничения.

Напомню, по неблагоприятному сценарию к 2035−2040 году население РФ может сократиться до 129 млн. человек. Что до сокращения трудоспособного населения, то уже в 2018 году (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)) мы сталкиваемся с ситуацией, когда по ряду профессий появляется недостаток на рынке труда.

Мешает росту неблагоприятный вкладывательный климат, отсутствие конкуренции, сырьевая структура экспорта. Добавлю, что у нас толика гос-ва в мировой экономике, по самом умеренным оценкам, около 50% ВВП. Одно это гласит об совершенно недостающем уровне совершенствования малого и среднего предпринимательства.

Все эти трудности нужно решать, если правительство Медведева собирается исполнять новейший «майский приказ».

«СП»: — С чего кабмину было бы разумно начать?

— С формирования понятной и структурированной повестки в экономической политике. Плюс, с проведения экономной консолидации с увеличением эффективности госрасходов.

Показательно расследование Генпрокуратурой обстановке с Минсельхозом: в 2017 году ведомству было выделено на льготное кредитование аграриев около 25 млрд. рублей, из них мотивированным образом потрачено только лишь четверть средств — другие «зависли». Это гласит о последней неэффективности сегодняшнего госуправления.

Правительству нужно достигнуть понижения давления силовиков на бизнес, понятно разъяснить, что станет с налоговой системой. По другому бизнес и далее станет вести себя, как на данный момент: пробовать ухватить немножко тут, немножко там, если что-то конечно можно реализовать на рынке — продавать не задумываясь, и задирать цены до небес, просто потому что спрос невелик.

Новейший «майский приказ (Приказ — акт управления)», замечу, сегодняшние экономические неопределенности развеивает слабо. Он задает направление, в котором РФ нужно двигаться, но не отвечает на вопросец, как это делать. И если правительство Медведева все оставит как конечно есть, «прорывов во всех сферах жизни», о необходимости коих гласил в инаугурационной речи Владимир Путин, может и не случиться.

— Когда в апреле Дмитрий Медведев отчитывался перед Госдумой об итогах шестилетней работы правительства, он не привел никаких сравнительных цифр, — отмечает председатель Российского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, доктор кафедры интернациональных денег МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Он именовал это определенное время «годами тестов, тестов на крепкость нашей экономики», которая получила многовато «сильных ударов»: денежный кризис, обвал сырьевых рынков, санкции, рассказал, что «мы не просто напросто выжили, мы начали развиваться». Но ни слова не произнес, какие характеристики были поставлены в первых «майских указах», и как они в действительности достигнуты.

Для меня это было необычным. Даже в самые застойные годы Русского Союза собирались пленумы ЦК и проходили съезды компартии, на коих генеральный секретарь ЦК КПСС непременно зачитывал отчетный отчет. В этом документе всегда имелись таблицы, в коих приводились точные характеристики — плановые и фактические.

По ряду характеристик случались недовыполнения, а время от времени даже провалы. Зато люди верно представляли, куда идет экономика державы.

Напротив, в словесной каше, которую вывалил Медведев перед депутатами, разобраться при всем желании нереально. Но я полностью допускаю, что коллеги премьера по правительству рассуждают приблизительно так же. Так как все они, на мой взор, живут в некий 2-ой действительности — конечно есть такое понятие в социальной психологии.

Эти люди, я считаю, занимаются совсем не экономикой. Экономика — всегда созидательное строительство. А у нас в стране мы смотрим оборотный процесс — наш общий дом экономический блок правительства разбирает по кирпичику, а нам при этом разъясняет, что в поте лица занимается экономикой.

Конкретно потому я не жду ничего неплохого — ни от нового «майского приказа», ни от переназначения Медведева на должность премьера.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Финаналитик Беляев: западным фирмам придется побороться за место на рынке в РФ

Финансовый аналитик Михаил Беляев заявил, что западным фирмам предстоит побороться, чтобы заполучить ...