Главная / Экономика / Евразийский союз не прошел через таможню

Евразийский союз не прошел через таможню

Eврaзийский сoюз нe прoшeл чeрeз тaмoжню

Бeлoруссия грoмчe всex стрaн EAЭС вoзмущaeтся действиями таможенных органов РФ, которые только формально делают решения Совета ЕЭК по признанию товарных сертификатов, выданных в других странах ЕАЭС. Настоящая причина трудности — отсутствие единой компьютерной базы сертификатов Евразийского экономического союза. В итоге в Россию фактически невозможно ввезти продукт, сертифицированный в другой стране ЕАЭС.

Сертификаты раздора

С февраля сегодняшнего года Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) не воспринимала документы об оценке соответствия продукции требованиям единых технических регламентов Таможенного союза, если они были выданы и зарегистрированы в Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии.

То конечно есть товары не могли законно пересечь таможенную границу РФ с сертификатом, выданным в одной из 4 стран ЕАЭС, — русские таможенники просто напросто не проводили их таможенное декларирование.

Это прямо противоречило Таможенному кодексу ЕАЭС — одному из главных документов Евразийского экономического союза.

От таких действий посильнее всего мучались бизнесмены из Казахстана и Белоруссии. 1-ые сталкивались с трудностями при поставках в Россию продуктов из Китая, 2-ые, соответственно, — из Европы. В Белоруссии на защиту местных торговых компаний встал Госстандарт Республики Беларусь.

Его бюрократы заявили, что ФТС РФ нарушает Таможенный кодекс ЕАЭС, и пригрозили принятием ответных мер.

Неувязка была вынесена на левел Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). 17 мая Совет ЕЭК принял решение: русские таможенники должны принимать сертификаты ЕАЭС при автоматической регистрации таможенных деклараций независимо от того, в какой стране Союза они были выданы. После этого ФТС выдала своим таможням предписание обеспечить прием сертификатов, выданных в других странах ЕАЭС.

Но после этого русская таможенная граница так и не открылась для партий продуктов, сертифицированных за пределами РФ. Одновременно с предписанием Совета ЕЭК начальники русских таможен получили письмо за подписью начальника Управления торговых ограничений, денежного и экспортного контроля ФТС Сергея Шкляева. В нем он рекомендовал «запрашивать только оригиналы» сертификатов ЕАЭС и проводить их проверку в взаимосоответствии со статьей 111 Таможенного кодекса.

По сущности, руководство ФТС включило бюрократические механизмы, блокирующие провоз в Россию всех партий продуктов, не получавших сертификат от русских ведомств.

Как указывается в письме, «в качестве мер по минимизации рисков» рекомендовано инспектировать достоверность заявленных сведений в сертификатах ЕАЭС, сопоставляя их со сведениями, обозначенными в товаросопроводительных документах, а также проверяя при таможенном осмотре продуктов наличие нужной маркировки, в том числе наличия одного знака воззвания продукции на рынке ЕАЭС (символ «ЕАС»).

При этом для проверки подлинности оригиналов ЕАЭС-сертификатов предписывается «использовать имеющиеся в таможенных органах силы и средства, а также силы и средства экспертных лабораторий таможенных органов, осуществляющих криминалистическую экспертизу документов, для сравнения обязательных реквизитов таких документов (печать, подпись уполномоченного лица, бланк и т.д.), приобретенных от таможенных органов государств ЕАЭС по отдельным запросам».

Далее — больше. Русским таможенникам «рекомендовали» при проверке сертификатов ЕАЭС сразу проверять и «статус уполномоченного зарубежным изготовителем лица, законность ввоза образцов продукции, область аккредитации аттестованных испытательных лабораторий, соблюдение порядка и правил исследовательских работ ввезенных образцов, а также соответствие их результатов установленным требованиям, а также соблюдение порядка и правил выдачи сертификатов соответствия либо регистрации деклараций о соответствии».

В итоге выходит громоздкая бюрократическая процедура, прохождение коей может навечно задержать на границе партию продукта. Это при том, что неважно какая экспортно-ввезенная компания всегда связана жесткими сроками поставок. За исключением того, уникальный сертификат на продукт выдается заявителю единственный раз и обычно хранится в кабинете компании — это может быть за тыщи километров от таможенного поста. Таможенникам всегда демонстрировали его копии.

Закрытый открытый рынок

Международные торговые компании, работающие на постсоветском пространстве, констатируют: в действительности единая ОС технического регулирования ЕАЭС не работает. Мы сертифицировали ввозимые продукты то в Белоруссии, то в Казахстане — в зависимости от того, что конкретно ввозили, — произнес «Газете.Ru» представитель одной из торговых компаний, штаб-квартира коей разместилась в Минске. —

Хотя в РФ получить сертификат разрешено быстрее, но в Белоруссии, в других странах ЕАЭС — дешевле. А если ввозишь много маленьких партий различных товаров (всякий из коих надо сертифицировать), это становится принципиальным фактором».

Деяния ФТС практически блокируют работу торговых компаний, получавших сертификаты на продукт в «младших» странах ЕАЭС. С одной стороны, естественно, российские таможенники запрашивают сертификаты на границе выборочно. Выходит своего рода лотерея, так как при каждом скрещении таможенной границы просто напросто невозможно предоставлять оригинал сертификата. И тем поболее — отдавать его на неопределенное определенное время для проведения экспертизы подлинности.

«На площадке ЕЭК отсутствует единый информационный ресурс, позволяющий таможенным органам в режиме онлайн (в Русской Федерации таможенными органами употребляется ресурс Росаккредитации с автоматическим доступом к нему буквально через систему междуведомственного электронного взаимодействия) инспектировать достоверность сведений, заявленных в декларации на продукты в части документов об оценке соответствия», — констатируют в Федеральной таможенной службе.

Здесь уже упущение управления Евразийского союза — Высшего евразийского экономического совета, коий инициировал обоюдное признание товарных сертификатов, но не позаботился о разработке единого их реестра.

Русские таможенники мотивируют собственные действия обязанностью защищать русский рынок от некачественных продуктов. Однако в других странах ЕАЭС в действиях ФТС РФ лицезреют дискриминацию.

«Получается, что всех субъектов хозяйствования, и в первую очередь импортеров, заставили работать с органами по сертификации одной страны, что противоречит законодательству Евразийского экономического союза», — заявил глава Госстандарта Белоруссии Виктор Назаренко.

ФТС РФ выступила с инициативой скорого создания одного информационного ресурса, которая была поддержана представителями всех стран Союза, подчеркивают в русском ведомстве.

«Надеемся, что эта задачка будет выполнена до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС 1 января 2018 года», — произнесли в пресс-службе ФТС.

Закрытый белорусский рынок

Александр Лукашенко не раз называл блокирование транзита продуктов из Европы в Россию буквально через Белоруссию «нарушением всех норм интернационального права». В свою очередь, специалисты отмечают: в соглашениях о Евразийском союзе конечно есть оговорка, по коей Белоруссия может не соблюдать договоренности, если Российская Федерация не снимет ограничения в торговле и перемещении продуктов.

Впрочем, пока до этого не дошло. Хотя в конце прошедшего года Лукашенко предпринял звучный демарш — он не поехал на саммит глав стран ЕАЭС 26 декабря в Санкт-Петербурге, на котором планировалось одобрить общий для 5-ти стран Таможенный кодекс.

Конкретно этот документ, на принятии которого настаивала Москва, вызывал недовольство белорусского фаворита. Оно было оглашено 9 декабря, когда Лукашенко востребовал от собственных министров «обеспечить соблюдение государственных интересов Беларуси при принятии Таможенного кодекса Евразийского экономического союза».

А месяцем ранее президент Белоруссии фактически открыто пригрозил начать сворачивать союзные проекты с Россией.

«Уже надоело, это конечно уже через край, далее так длиться не может. Конечно еще говорю это поэтому, чтобы вы понимали, на каком фоне мы сейчас говорим о предстоящем развитии нашего союзного проекта, — произнес тогда Лукашенко. — Мы на данный момент очень пристально анализируем наше роль прежде всего лишь в Евразийском экономическом союзе. Если так станет продолжаться, для чего нам там держать кучу чиновников? Там, по-моему, конечно уже около тыщи в так именуемом правительстве ЕАЭС. … Нарушается вообще все, о чем условились… Мы должны верно определиться: либо мы идем на углубленную интеграцию стран, или нет».

Но сразу белорусские бюрократы сами делали проблемы в сфере сертификации. 21 октября 2016 года появилось постановление Совета министров №   849 о сертификации ввозимой в Белоруссию бытовой техники. Согласно ему, с 1 февраля 2017 года вся ввозимая в страну бытовая техника и компьютерная электроника, а также средства связи и алкогольные напитки должны были сертифицироваться. Основным новшеством стало то, что требование правительства распространилось и на продукты российского производства.

В ответ русская Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) написала письмо на имя первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. В нем русские торговцы, в частности, указали, что с 1 февраля «возникает технический барьер в торговле меж государствами – членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). … Поставка бытовой техники из РФ в Белоруссию буквально через два месяца станет затруднена».

После этого правительство Белоруссии решило отложить сертификацию «в длинный ящик». Было принято постановление №77, которое перенесло неотклонимую сертификацию на холодильники, морозильники, телеки и прочую бытовую технику, а также электронику на 1 июля 2018 года.

 

 

Понравилась статья - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан