Бeлoруссия грoмчe всex стрaн EAЭС вoзмущaeтся действиями таможенных органов РФ, которые только формально делают решения Совета ЕЭК по признанию товарных сертификатов, выданных в других странах ЕАЭС. Настоящая причина трудности — отсутствие единой компьютерной базы сертификатов Евразийского экономического союза. В итоге в Россию фактически невозможно ввезти продукт, сертифицированный в другой стране ЕАЭС.
Сертификаты раздора
С февраля сегодняшнего года Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) не воспринимала документы об оценке соответствия продукции требованиям единых технических регламентов Таможенного союза, если они были выданы и зарегистрированы в Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии.
То конечно есть товары не могли законно пересечь таможенную границу РФ с сертификатом, выданным в одной из 4 стран ЕАЭС, — русские таможенники просто напросто не проводили их таможенное декларирование.
Это прямо противоречило Таможенному кодексу ЕАЭС — одному из главных документов Евразийского экономического союза.
От таких действий посильнее всего мучались бизнесмены из Казахстана и Белоруссии. 1-ые сталкивались с трудностями при поставках в Россию продуктов из Китая, 2-ые, соответственно, — из Европы. В Белоруссии на защиту местных торговых компаний встал Госстандарт Республики Беларусь.
Его бюрократы заявили, что ФТС РФ нарушает Таможенный кодекс ЕАЭС, и пригрозили принятием ответных мер.
Неувязка была вынесена на левел Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). 17 мая Совет ЕЭК принял решение: русские таможенники должны принимать сертификаты ЕАЭС при автоматической регистрации таможенных деклараций независимо от того, в какой стране Союза они были выданы. После этого ФТС выдала своим таможням предписание обеспечить прием сертификатов, выданных в других странах ЕАЭС.
Но после этого русская таможенная граница так и не открылась для партий продуктов, сертифицированных за пределами РФ. Одновременно с предписанием Совета ЕЭК начальники русских таможен получили письмо за подписью начальника Управления торговых ограничений, денежного и экспортного контроля ФТС Сергея Шкляева. В нем он рекомендовал «запрашивать только оригиналы» сертификатов ЕАЭС и проводить их проверку в взаимосоответствии со статьей 111 Таможенного кодекса.
По сущности, руководство ФТС включило бюрократические механизмы, блокирующие провоз в Россию всех партий продуктов, не получавших сертификат от русских ведомств.
Как указывается в письме, «в качестве мер по минимизации рисков» рекомендовано инспектировать достоверность заявленных сведений в сертификатах ЕАЭС, сопоставляя их со сведениями, обозначенными в товаросопроводительных документах, а также проверяя при таможенном осмотре продуктов наличие нужной маркировки, в том числе наличия одного знака воззвания продукции на рынке ЕАЭС (символ «ЕАС»).
При этом для проверки подлинности оригиналов ЕАЭС-сертификатов предписывается «использовать имеющиеся в таможенных органах силы и средства, а также силы и средства экспертных лабораторий таможенных органов, осуществляющих криминалистическую экспертизу документов, для сравнения обязательных реквизитов таких документов (печать, подпись уполномоченного лица, бланк и т.д.), приобретенных от таможенных органов государств ЕАЭС по отдельным запросам».
Далее — больше. Русским таможенникам «рекомендовали» при проверке сертификатов ЕАЭС сразу проверять и «статус уполномоченного зарубежным изготовителем лица, законность ввоза образцов продукции, область аккредитации аттестованных испытательных лабораторий, соблюдение порядка и правил исследовательских работ ввезенных образцов, а также соответствие их результатов установленным требованиям, а также соблюдение порядка и правил выдачи сертификатов соответствия либо регистрации деклараций о соответствии».
В итоге выходит громоздкая бюрократическая процедура, прохождение коей может навечно задержать на границе партию продукта. Это при том, что неважно какая экспортно-ввезенная компания всегда связана жесткими сроками поставок. За исключением того, уникальный сертификат на продукт выдается заявителю единственный раз и обычно хранится в кабинете компании — это может быть за тыщи километров от таможенного поста. Таможенникам всегда демонстрировали его копии.
Закрытый открытый рынок
Международные торговые компании, работающие на постсоветском пространстве, констатируют: в действительности единая ОС технического регулирования ЕАЭС не работает. Мы сертифицировали ввозимые продукты то в Белоруссии, то в Казахстане — в зависимости от того, что конкретно ввозили, — произнес «Газете.Ru» представитель одной из торговых компаний, штаб-квартира коей разместилась в Минске. —
Хотя в РФ получить сертификат разрешено быстрее, но в Белоруссии, в других странах ЕАЭС — дешевле. А если ввозишь много маленьких партий различных товаров (всякий из коих надо сертифицировать), это становится принципиальным фактором».
Деяния ФТС практически блокируют работу торговых компаний, получавших сертификаты на продукт в «младших» странах ЕАЭС. С одной стороны, естественно, российские таможенники запрашивают сертификаты на границе выборочно. Выходит своего рода лотерея, так как при каждом скрещении таможенной границы просто напросто невозможно предоставлять оригинал сертификата. И тем поболее — отдавать его на неопределенное определенное время для проведения экспертизы подлинности.
«На площадке ЕЭК отсутствует единый информационный ресурс, позволяющий таможенным органам в режиме онлайн (в Русской Федерации таможенными органами употребляется ресурс Росаккредитации с автоматическим доступом к нему буквально через систему междуведомственного электронного взаимодействия) инспектировать достоверность сведений, заявленных в декларации на продукты в части документов об оценке соответствия», — констатируют в Федеральной таможенной службе.
Здесь уже упущение управления Евразийского союза — Высшего евразийского экономического совета, коий инициировал обоюдное признание товарных сертификатов, но не позаботился о разработке единого их реестра.
Русские таможенники мотивируют собственные действия обязанностью защищать русский рынок от некачественных продуктов. Однако в других странах ЕАЭС в действиях ФТС РФ лицезреют дискриминацию.
«Получается, что всех субъектов хозяйствования, и в первую очередь импортеров, заставили работать с органами по сертификации одной страны, что противоречит законодательству Евразийского экономического союза», — заявил глава Госстандарта Белоруссии Виктор Назаренко.
ФТС РФ выступила с инициативой скорого создания одного информационного ресурса, которая была поддержана представителями всех стран Союза, подчеркивают в русском ведомстве.
«Надеемся, что эта задачка будет выполнена до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС 1 января 2018 года», — произнесли в пресс-службе ФТС.
Закрытый белорусский рынок
Александр Лукашенко не раз называл блокирование транзита продуктов из Европы в Россию буквально через Белоруссию «нарушением всех норм интернационального права». В свою очередь, специалисты отмечают: в соглашениях о Евразийском союзе конечно есть оговорка, по коей Белоруссия может не соблюдать договоренности, если Российская Федерация не снимет ограничения в торговле и перемещении продуктов.
Впрочем, пока до этого не дошло. Хотя в конце прошедшего года Лукашенко предпринял звучный демарш — он не поехал на саммит глав стран ЕАЭС 26 декабря в Санкт-Петербурге, на котором планировалось одобрить общий для 5-ти стран Таможенный кодекс.
Конкретно этот документ, на принятии которого настаивала Москва, вызывал недовольство белорусского фаворита. Оно было оглашено 9 декабря, когда Лукашенко востребовал от собственных министров «обеспечить соблюдение государственных интересов Беларуси при принятии Таможенного кодекса Евразийского экономического союза».
А месяцем ранее президент Белоруссии фактически открыто пригрозил начать сворачивать союзные проекты с Россией.
«Уже надоело, это конечно уже через край, далее так длиться не может. Конечно еще говорю это поэтому, чтобы вы понимали, на каком фоне мы сейчас говорим о предстоящем развитии нашего союзного проекта, — произнес тогда Лукашенко. — Мы на данный момент очень пристально анализируем наше роль прежде всего лишь в Евразийском экономическом союзе. Если так станет продолжаться, для чего нам там держать кучу чиновников? Там, по-моему, конечно уже около тыщи в так именуемом правительстве ЕАЭС. … Нарушается вообще все, о чем условились… Мы должны верно определиться: либо мы идем на углубленную интеграцию стран, или нет».
Но сразу белорусские бюрократы сами делали проблемы в сфере сертификации. 21 октября 2016 года появилось постановление Совета министров № 849 о сертификации ввозимой в Белоруссию бытовой техники. Согласно ему, с 1 февраля 2017 года вся ввозимая в страну бытовая техника и компьютерная электроника, а также средства связи и алкогольные напитки должны были сертифицироваться. Основным новшеством стало то, что требование правительства распространилось и на продукты российского производства.
В ответ русская Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) написала письмо на имя первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. В нем русские торговцы, в частности, указали, что с 1 февраля «возникает технический барьер в торговле меж государствами – членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). … Поставка бытовой техники из РФ в Белоруссию буквально через два месяца станет затруднена».
После этого правительство Белоруссии решило отложить сертификацию «в длинный ящик». Было принято постановление №77, которое перенесло неотклонимую сертификацию на холодильники, морозильники, телеки и прочую бытовую технику, а также электронику на 1 июля 2018 года.