Главная / Экономика / Над «Северным потоком-2» нависла новая угроза

Над «Северным потоком-2» нависла новая угроза

Нaд "Сeвeрным пoтoкoм-2" нaвислa нoвaя угрoзa

10 oктября eврoкoмиссaр пo кoнкурeнции Мaргaрeт Вeстaгeр заявила, что у Евро союза нет юридических оснований остановить или блокировать строительство газопровода «Северный поток-2». Как писала «СП», специалисты назвали эти слова признанием тривиального, ведь деяние Третьего энергопакета ЕС, коий предусматривает разделение газовых компаний по видам деятельности и доступ третьих операторов к трубе, не распространяется на ее подводную часть. Но, как оказалось, расслабляться «Газпрому» и его партнерам конечно еще рано.

12 октября деловое издание Bloomberg со ссылкой на собственные источники сказало, что Еврокомиссия в начале ноября собирается представить новейшую версию законодательства для морских газопроводов, в коей определение интерконнекторов, то конечно есть трубопроводов, соединяющие газовые сети различных стран, распространится и на не входящие в ЕС страны. Ранее директор по внутреннему рынку ЕК по энергетике Клаус-Дитер Борхардт сказал, что в первой половине ноября регулятор представит правовой порядок для морских трубопроводов, приходящих в ЕС. Bloomberg не уточняет, идет ли речь об одном законопроекте либо о разных, но потенциально они оба смогут распространить нормы Третьего энергопакета на Nord Stream 2.

На данный момент морская часть трубы регулируется интернациональным морским правом, а участки на суше — внутренним законодательством РФ и Германии. Для прокладки трубы по морскому дну нужно было заручиться согласием государств, по территориальным водам либо исключительным экономическим зонам коих она проходит. Заблаговременно все страны, за исключением Дании, такое согласие дали. Что касается позиции Копенгагена, она в любом случае не должна стать неувязкой, так как в компании-операторе проекта конечно уже заявили о наличии альтернативного маршрута.

Невзирая на это, Еврокомиссия конечно еще летом запросила мандат у Совета ЕС на переговоры с русской стороной. В конце сентября специалисты юридического отдела Совета ЕС пришли к выводу, что оснований для выдачи такового мандата нет. Представители «Газпрома» и Министерства энергетики РФ также не один раз говорили, что не лицезреют необходимости в такового рода переговорах. Но если Еврокомиссия воспримет поправки к законодательству, нормы Третьего энергопакета получится распространить на «Северный поток-2» и без диалога с Москвой.

Вобщем, эксперты молвят, что пока вообще все это больше похоже на еще одну попытку оказать давление на российскую компанию и воздействовать на публичное мнение. В действительности распространение норм Третьего энергопакета на «Северный поток-2» маловероятно. Глава коллегии юристов «Старинский, Корчаго и партнёры» Евгений Корчаго растолковал «СП», что если нормы Третьего энергопакета получат распространение на местность, не входящую в Евросоюз, это войдет в противоречие с принципами интернационального права, по которым юриспунденуия государств не может расширяться на нейтральные воды и, тем поболее, воды других стран.

«Конечно, нельзя исключать, что инициатива вообще все-таки станет указом, тогда „Газпрому“ придется передать контроль в Nord Stream 2 самостоятельной газотранспортной компании либо отказаться от проекта. Но последнее весьма маловероятно — даже если поправки пройдут, компания сумеет найти схемы передачи активов на баланс третьих компаний», — считает юрист.

О том, какими смогут быть эти схемы, поведал эксперт-специалист АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.

— 3-ий энергопакет нереально распространить на морскую часть газопровода Nord Stream-2, это конечно еще недавно признавала юридическая служба ЕК, отмечавшая, что морская часть трубы буквально через Балтику регулируется интернациональным морским правом, а сухопутные участки — законодательством РФ и Германии. За исключением того, внесение конфигураций в законодательство ЕС — это долгий процесс, свежие поправки смогут обсуждаться годами, а строительство «Северного потока-2» планируется окончить уже в 2019 году. Маловероятно, что новое законодательство станет принято до окончания строительства. Таким образом, у ЕК нет ни правовых оснований, ни реальной объективной возможности для того, чтоб остановить строительство газопровода.

Другое дело — его следующая эксплуатация. 3-ий энергопакет может ограничить монопольное внедрение газотранспортной инфраструктуры «Газпромом», потребовав уменьшить долю «Газпрома» в объемах прокачки и допустить к ней третьи стороны, как это пробовали сделать с трубопроводом OPAL. «Газпром» был обязан использовать OPAL не на полную мощность. В конце концов, выяснилось, что других поставщиков для OPAL не нашлось, и ограничения были сняты.

«СП»: — Чем непосредственно грозит распространение Третьего энергопакета на «Северный поток-2», если это произойдет?

— Max., что угрожает, это требование обеспечить доступ к «Северному сгустку-2» альтернативных поставщиков, а в самом последнем случае — требование отделения транспортировки газа от его добычи, то конечно есть передача эксплуатации газопровода независящей компании. Последнее, кстати, предполагалось сделать в РФ в рамках реформы «Газпрома» в конце 90-х — начале 00-х годов, но монополисту удалось сохранить за собою трубопроводную сеть.

В получении доступа к трубе могли бы быть заинтересованы «Роснефть» и «Новатэк». Допустив добываемый ими объем газа к транспортировке буквально через Nord Stream-2, то конечно есть лишив «Газпром» внешнеторговой монополии, разрешено формально соблюсти и потребности Третьего энергопакета. Таким образом, даже формально уступив требованиям ЕК, разрешено будет сохранить позиции РФ на европейском газовом рынке.

Ведущий эксперт Фонда государственной экономической защищенности, преподаватель Денежного университета при правительстве РФ Игорь Юшков также считает, что даже принятие новейших поправок, кои предлагает Еврокомиссия, не должно помешать строительству «Северного потока-2».

— Во-первых, разрешения на строительство были выданы ранее, и можно обычно сослаться на то, что указ обратной силы не имеет. Во-вторых, конечно еще более принципно, что 3-ий энергетический пакет — это правила регулирования и использования газотранспортных систем. Он не может разрешить либо запретить прокладку труб, так как разрешение на строительство выдают национальные правительства государств, по местности которых они проходят. Потому даже если 3-ий энергопакет станет распространен на морскую часть «Северного потока-2», хотя это противоречит интернациональному законодательству, на строительстве это никак не скажется. А вот функционирование газопровода — это совершенно другой вопрос. Хотя непонятно, что Еврокомиссии получится сделать то, о чем пишет Bloomberg.

«СП»: — Почему?

— Поэтому что это создаст прецедент экстерриториального законодательства, когда нормы ЕС будут расширяться на местности других стран. Конечно, янки со своими санкциями так и поступают, но Евросоюз этого делать не может.

Неплохой пример — это история с «Южным потоком». Евросоюз повсевременно говорил о том, что данный газопровод противоречит Третьему энергопакету и не может быть реализован. Но работы по нему вообще все равно длилось. И как только лишь противники проекта сообразили, что опасностями его не приостановить, делегация американских сенаторов во главе с Джоном Маккейном поехала в Софию и уверила, а, по сущности, дала указание управлению Болгарии отозвать разрешение на строительство. Только лишь после этого спецпроект был заморожен. Так что сам по для себя Третий энергопакет не может воздействовать на создание инфраструктуры, он только лишь регулирует ее внедрение. Строительству «Северного потока-2» ничего не грозит, хотя вопрос его использования станет обсуждаться.

«СП»: — Какие трудности с внедрением газопровода смогут возникнуть из-за внедрения Третьего энергопакета?

— Мы лицезрели пример таких проблем с газопроводом OPAL, одним из ответвлений первого «Северного потока». Евросоюз добивался зарезервировать 50% мощности трубы для альтернативных поставщиков. Но в этом случае логика была конкретно в том, что альтернативные газопроводы либо СПГ-терминал разрешено построить около точки выхода трубы на берег.

Если же распространять нормы Третьего энергопакета на весь газопровод, выходит, что он станет действовать на местности государства, которое вообщем не заходит в Евросоюз. Означает, Россия должна запустить к для себя третьи страны и выстроить им газопроводы, чтоб на ее местности нашлись альтернативные поставщики? Это бред. Не говоря конечно уже о том, что аналогичные нормы тогда должны расширяться и на остальные трубы. К примеру, на газопровод, коий идет из Норвегии в Англию или из Алжира в Испанию и Италию. По данной логике они должны наполовину осушить собственные трубы.

Но Евросоюз не может указывать другим странам, как им использовать собственные газопроводы. И никакие поправки к их законодательству не смогут действовать в русских территориальных водах. Потому либо сама инициатива не проработана, либо пресса донесла ее содержание ошибочно.

Понравилась статья - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан