Больше вообще всего шума в связи с посланием Федеральному собранию РФ вызвали приоткрытые Владимиром Путиным преимущества в сфере ВПК. Но одной, даже наисильнейшей армии недостаточно для того, чтоб стране оставаться Величайшей державой. И президент вскользь упомянул об этом. По его словам, близкие годы будут решающими для грядущего страны. «Речь идет о развитии спецтехнологий. Отставание в данной сфере неприемлимо», — увидел глава страны.
По его словам, технологическое отставание несет опасности утраты суверенитета (независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах). «От нас ожидают сильного ответа. И мы готовы дать таковой ответ» — произнес Путин.
О каком же сильном ответе может идти речь? До сих пор прожекты вроде «инноваторских центров» и русских «силиконовых долин» оканчивались, по сущности, ничем. Даже в таковой традиционно передовой с русских времён отрасли, как галлактическая промышленность, по воззрению многих профессионалов, нарастает отставание.
Важная для России авиационная индустрия тоже не может повытрепываться передовыми достижениями. Так как в «Сухом Суперджете» — единственном штатском самолёте, коий выпускается русским авиапромом в сравнимо больших количествах, фактически отсутствует российская авионика.
Сейчас на всё это накладываются западные санкции. Так откуда же взяться технологическому рывку, о котором гласил президент?
— Современный мир стал так сложным, что поддержание передового технологического уровня державы или союза государств требует определённых объёмов экономического рынка и значимого населения, — гласит директор фонда исторических исследовательских работ «Основание» Алексей Анпилогов. — Самый простой показатель масштаба экономики, невзирая на то, что его много критиковали ведущие экономисты — это объём ВВП. Наилучших параметров пока не выдумали. Все другие, вроде «уровня духовного покоя», — чуть-чуть от лукавого.
И тут современные подсчёты демонстрируют, что для того, чтоб удерживать технологическое мировое первенство, нужно иметь рынок, в коий вовлечено не мение полумиллиарда человек. Такие рынки конечно есть у США, Евросоюза и Китая. Конкретно эти государственные образования, как мы лицезреем, и являются лидирующими в технологическом плане. Все другие страны, так или по другому, зависимы от этих 3-х глобальных проектов. Та же Япония, которая в 20-м веке ещё смогла выбиться в фавориты со своими ста миллионами населения, в конце 80-х годов прошедшего века начала сдавать. И все пробы японцев сделать компьютеры 5-ого поколения закончились тем, что в итоге сделаны они были в США.
Естественно, Владимир Путин отлично информирован, что в неких отраслях Российская Федерация продолжает задерживать технологическое лидерство. Это — военные технологии и атомная индустрия. Отчасти мы сохраняем передовые позиции в галлактической отрасли. Но и там скапливается отставание. Конечно есть и ещё с десяток мение значимых сфер, где наше технологическое отставание не настолько велико.
В остальном, нам не хватает объёмов рынка, человечьих ресурсов. Даже если к 145 миллионам людей России прибавить население Белоруссии и Казахстана, мы чуть наскребём 200 миллионов человек. Этого недостаточно. Потому заявление Путина об серьезной опасности технологического отставания — частично глас возмутительного в пустыне. У РФ нет сейчас нужного объёма рынка и кол-ва граждан для того, чтоб обеспечивать технологическое соперничество с КНР, ЕС и США.
«СП»: — То конечно есть, мы обречены на отставание?
— Рецепт преодоления — известен. В своё определенное время им воспользовались европейские державы (Держава — независимое, самостоятельное государство), которые начали с «Союза (политическое, государственное, семейное или иное объединение) угля и стали». Потом, как мы знаем, конкретно из этого объединения Франции и Германии вырос Евросоюз.
Поодиночке ни одна из европейских государств во второй половине 20-го века уже не могла сделать суверенную и при этом передовую экономику. Конечно можно вспомнить безуспешные попытки Маргарет Тэтчер и генерала де Голля. То конечно есть, странам, претендующим на технологическое лидерство, нужно создавать собственные союзы, собственные цепи экономической кооперации.
У РФ здесь вариантов для союза чуть-чуть — Китай или, допустимо, Индия. Правда, Индия, пока проблемный партнёр, так как довольно маленькая часть её большого населения может быть отнесена к экономически интенсивной. Остальные индусы живут за чертой бедности и заняты низкопроизводительным трудом.
Китай для нас, естественно, более желательный союзник. Но нужно понимать, что с ним мы можем сделать не российско-китайский альянс, а китайско-российский. Российская Федерация в этом союзе станет второй.
«СП»: — А без союза с Китаем…
— Мы станем продолжать технологически отставать в большинстве сфер. Правда, на мой взор, в этом нет ничего неисправимого. Пока у державы есть вероятность себя оборонять. Наша задача-минимум на близкое десятилетие — сохранить те островки передового совершенствования, которые у нас конечно есть сейчас.
«СП»: — Тем не мение, Владимир Путин как раз лицезреет угрозу суверенитету в технологическом отставании.
— Упомянутые мной европейские державы, например, Франция, утратили собственный суверенитет по дороге, ведущей к Евросоюзу. Если осматривать суверенитет, как сверхценность -конечно, президент прав. Но, я не исключаю, что происшествия будут складываться так, что мы просто напросто вынуждены станем постепенно поступаться своим суверенитетом в ходе 21-го века. И нужно сделать это так, чтоб политическое отступление max отвечало нашим экономическим интересам. Главное, как я уже гласил, сохранить главные позиции — оборонку, энергетику. Нужно приложить все усилия для совершенствования авиационной отрасли, так как при наших местах это ключевая сфера.
«СП»: — В чём нам придётся поступиться суверенитетом в случае упомянутого союза с Китаем (Народная Республика (КНР) (кит)?
— Китай может попросить эксклюзивных критерий в рамках несчастных соглашений по разделу спецпродукции. Речь о добыче нужных ископаемых.
Так же он достигает от нас выгодных для себя концессий для того, чтоб проложить буквально через Россию часть Нового шёлкового пути. В современном мире утрата суверенитета носит в большей степени экономический нрав. В какой-то мере, это случилось уже в нашей авиационной отрасли. Да, мы возобновили про-во своих штатских самолётов, но немалая часть (часть — элемент множества; воинская часть — в СССР и Российской Федерации — организационно самостоятельная боевая, учебная и административно-хозяйственная единица в Вооружённых сил США войсковая) авионики в них уже делается на Западе.
Что касается Китая, то поступившись в одном, мы, естественно, должны добиваться компенсации в кое-чем другом. В том же доступе к китайским высочайшим технологиям, кои неизбежно будут появляться.
Я лично считаю, что Китай-то как раз готов к китайско-российскому союзу. Это их стратегическая цель — сформировать круг друзей. Но Россия со своими попытками до недавнешнего времени угодить и Западу, и Востоку производит на Пекин непередоваемое впечатление ненадёжного союзника. В то определенное время, как в ближайшие десятилетия главное мировое противоборство будет происходить меж США и КНР.
«СП»: — Если уж нам так нужен экономический альянс, охватывающий державы с общим популяцией не менее полумиллиарда человек, то почему бы нам не усилить пробы интеграции постсоветского места? Если ещё «пристегнуть» к нему Иран, Сирию, как раз получится вблизи к требуемой численности населения.
— К огорчению, пока наша элита не указывает решительности в отстаивании государственных интересов. Когда в 2014 году конечно можно было возвратить как минимум половину Украины в сферу русского влияния, этого не было изготовлено.
У нас большая часть элиты всё ещё мыслит категориями, что Российская Федерация — это страна, которая нужна только лишь для того, чтоб добывать углеводороды и остальные полезные ископаемые. Что-то вроде Канады. Неувязка только в том, что у РФ население (в демографии — совокупность людей, живущих на Земле (население Земли) или в пределах конкретной территории — континента, страны, области и т. д. Народонаселение непрерывно возобновляется в ходе) практически 150 миллионов человек, а не 36 миллионов, как в Канаде.
Эпопея последней четверти века показала, что нам «жить с трубы» нереально. А российская элита по большей части как и раньше хочет жить с трубы.
Естественно, создание экономического союза с большей частью постсоветских республик — это то, что само собою напрашивалось, когда речь шла о перспективах сохранения РФ, как великой, технологически передовой державы. Эта линия была полностью торпедирована после событий 2014 года, когда русская элита ужаснулась взять на себя ответственность за Новороссию.