Нефтедолларовый сборочный поток, который последние полвека кормит Россию, позволяя обменивать углеводороды на западные технологии и потребительский стиль жизни, доживает собственные последние дни.
По мере того, как старые, еще советские месторождения истощаются, а новейших с дешевой и легкой в добыче нефтью обнаружить не удается, власти РФ готовятся к обвальному падению нефтегазовых доходов бюджета.
Избежать участи, предсказанной РФ саудовским принцем Мохаммедом бен Сальманом, и не исчезнуть с мирового рынка «темного золота» можно лишь за счет добычи трудноизвлекаемых запасов. Но эта нефть значительно дороже по себестоимости и уже не позволит в прежних объемах наполнять федеральный бюджет, предупредил в экспресс-интервью Reuters глава Минэнерго Александр Новак.
При нынешнем налогообложении нефтяной отрасли половина припасов нерентабельны. «Если не менять налоговую систему, в Западной Сибири и Арктике, мы уже буквально через несколько лет не сможем поддерживать существующий уровень добычи», — заявил Новак.
«У нас самая высочайшая нагрузка для нефтяной отрасли в мире, — посетовал он. — В среднем она составляет 68-70% от выручки. А если забирать месторождения в Западной Сибири, которые не имеют никаких льгот, — там нагрузка составляет 85% от выручки».
Эта система была бы жизнестойка при нефти по 100 долларов за баррель. Но о таких ценах нужно запамятовать, говорит Новак: в среднесрочной перспективе справедливая стоимость барреля — не больше 50 баксов. Поэтому придется менять систему: облагать налогом не объем добычи (полезных ископаемых — процесс извлечения твёрдых, жидких и газообразных полезных ископаемых из недр Земли с помощью технических средств), а рентабельность, вводить льготы на геологоразведочные работы, разработку маленьких месторождений и передовые технологии нефтедобычи, позволяя амортизировать и вычитать эти расходы из НДПИ, считает глава Минэнерго.
Это даст вероятность добыть и продать за рубеж еще 10 млрд тонн и выручить около 4 трлн баксов валютной выручки, которая жизненно необходима, чтобы оплачивать импорт и поддерживать иллюзию технологического совершенствования и потребительского благополучия.
Минфин России, хотя публично и продолжает выступать против налоговых льгот, на деле очень давно признал, что уже в ближайшие 5-7 лет федеральному бюджету предстоит пережить шоковый отказ от углеводородной ренты.
В длительный бюджетный прогноз до 2036 года заложено сокращение реальных (то есть скорректированных на инфляцию) нефтегазовых доходов на 40%.
В соотношении к размеру экономики обвал будет более чем двукратным: если в прошедшем год бюджет получил 8,8% ВВП, то через 18 лет это будет лишь 3,3% ВВП.
При этом, чтобы успеть в уходящий поезд нефтяного рынка, резать нефте-газовый бюджет (до 5,5% ВВП) нужно до 2024 года, следует из прогноза.
«По мере роста истощенности разрабатываемых припасов природных ресурсов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения в структуре добычи также продолжит расти доля месторождений с пониженной эффективной ставкой налогообложения (льготы по налогу на добычу нужных ископаемых и экспортной пошлине, режим налога на добавленный доход)», — констатирует Минфин.
Конкретно поэтому люди должны стать новой нефтью для бюджета (смета доходов и расходов определённого субъекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год). Ненефтегазовые налоги Минфин планирует прирастить на 60%, сборы НДС — вдвое, общую налоговую нагрузку на несырьевой сектор — с 26,9% до 28% ВВП.