Есть такие кинофильмы, которые получают наименование «культовых» или «народных», ибо вошли в культурный код народа. И эти кинофильмы уже так очень давно разобраны по кирпичикам, каждую их деталь так очень давно исследовали под мелкоскопом, что, кажется, больше там ловить нечего. К этому типу кинофильмов, безусловно, принадлежит и комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Мало какая комедия может конкурировать с этим фильмом у российского зрителя. И, безусловно, кинофильм данный очень давно исследован и разложен на составные молекулы. К чему, когда-то приложил личную руку и я. А может я и дал старт данной интересной гонке – учить детали стареньких кинофильмов. Но вот, как ни удивительно, практически на деньках я случайно обнаружил, что данный кинофильм (а также — кино, кинофильм, телефильм, кинокартина — отдельное произведение киноискусства) исследован не со всех сторон. Нашлась некоторая потаенна этого кинофильма. И я с жаром кинулся на её раскрытие. Подробнее о моих поисках – читайте под катом.
Началась эта детективная эпопея так. Как-то попался мне на глаза вот данный кадр из комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
«Э! – произнесли мы с Петром Ивановичем, – а что это за плакаты висят на стенке в квартире у Александра Сергеевича Тимофеева (русская фамилия)?» В самом деле – почему до сих пор не пробовал узнать, что там налепили художники-оформители? Фактически не может быть, чтобы это была какая-то совсем несущественная деталь. Плакаты – это, очевидно, киноплакаты. Но каких кинофильмов? Гипотетически, так как супруга Шурика, Зиночка, киноактриса, то наверняка это плакаты кинофильмов, в которых, на теоретическом уровне, она игралась. Фактически все стенки завешаны её фото. Означает и кинофильмы – тоже с её соучастием. Так что это за кинофильмы?
В общем, решил я выискать, «чьих» кинофильмов плакаты (разновидность прикладной печатной графики, наборно-шрифтовое или художественно-иллюстративное листовое крупноформатное печатное тиражное издание, содержащее в наглядно-компактном виде информацию) висят на стенке в квартире Тимофеевых. Для удобства пронумеровал.
После неких поисков случайно обнаружил, что плакат №1 – это плакат русского военного детектива 1969 года (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)) «Пятеро с неба». Вот он полностью.
При этом, как видно, это плакат для проката в Польше. Русский кинопрокат вообщем для проката за рубежом делал афиши более привлекательными, чем для внутреннего потребления.
Как мне кажется, когда в кадр вешают какие-то элементы декора, режиссёр должен вкладывать в детали какой то толк. И, как будет ясно из следующего, в ряде плакатов на данной стенке Гайдай вложил сокрытый толк. Но для чего он повесил плакат кинофильма «Пятеро с неба» – я так и не сообразил. Может тут какие-то параллели меж военными лазутчиками, заброшенными в тыл к германцам и Буншей с Жоржем Милославским?
Более понятен «код» плаката, которому я присвоил №3. Это плакат кинофильма «Бей, цилиндр!» 1962 года.
Кинофильм повествует о послереволюционных разборках новенькой молодёжи с кулаками и иными элементами «из бывших». С одной стороны, Гайдаю такового рода плакаты необходимы были для того, чтобы постоянно можно было предъявить русской цензуре идеологически сверенный фон. Мол, мы про царей снимаем, но и про революцию не забываем. С другой – в кинофильме «Бей, цилиндр!» снялись Александр Демьяненко, который у Гайдая играет инженера Трофимова (Шурика) и Савелий Крамаров, который в «Иван (пожалел», «Яхве (Бог) смилостивился», «Яхве (Бог) помиловал», «Яхве да будет милостлив», «Благодать Божия») — распространённое у славян и некоторых других народов мужское имя) Васильевиче» играет дьяка Посольского Приказа Феофана.
Вот два кадра из кинофильма «Бей, цилиндр!», с Демьяненко и Крамаровым.
В общем, данный плакат точно на собственном месте. Что там дальше? Плакат №2. Ещё один кинофильм на революционную тему «1-ая женщина», снятый в 1968 году.
Вот тут опять – неясно, что символизирует данный плакат? Может просто напросто оформитель посчитал, что исполнительница основной роли этого кинофильма Валентина Теличикина будет зрителями принята в качестве супруги Тимофеева? Других разъяснений не нахожу.
Но идём к плакату №4. Ох и помучился я, рыская по просторам, пытаясь поискать, что это за плакат, что это за кинофильм. Но – бинго! – всё же отыскал.
Это плакат русского кинофильма 1968 года «Ещё раз про любовь». И опять непонятки – для чего тут данный плакат? Видимо опять, дамский профиль – на плакате это исполнительница основной роли Татьяна Доронина – должен был намекать, что эту роль сыграла Зиночка Тимофеева.
Ну вот, вроде бы всё потаенны раскрыты. Все плакаты идентифицированы. Но все ли? Видите, плакат №1 отчасти закрыт углом какого-то другого плаката? Видимо товарищ Шпак закрывает другой плакат. Ну что же, вздохнём, и станем продолжать начатое дело. Будет находить, что там за другой плакат.
Ну что же, промотав чуть-чуть кинофильм туда-сюда, нахожу кадр с негодяем Якиным. На этом кадре ясно виден новый плакат – помечаю его номером 5.
Но рядом с ним раскрывается ещё один плакат. Ищу, нет ли кадра, на котором данный плакат имеется, так сказать, в полнейший рост. Вот, пожалуйста, отыскал.
Этому новенькому плакату присваиваю номер 5. Что же, делать нечего, нужно находить что это за кинофильмы.
Выясняется, что плакат №5 – это плакат советско-французского кинофильма 1969 года «Сюжетик для маленького рассказа».
И опять, видимо место ему на стенке выделили из-за того, что на плакате изображено женское лицо – как бы Зиночки Тимофеевой. А на самом деле – Марины Влади. С другой стороны, в этом кинофильме в одной из ролей снялся Юрий Яковлев. Так что, пожалуй, конкретно это событие привело данный плакат на стенку квартиры Тимофеевых, в которой некое время был заточён Иван Суровый, которого блистательно сыграл Юрий Яковлев. Вот он, кстати, в кинофильме «Сюжетик для маленького рассказа».
Юрий Яковлев, естественно, а не Иван Суровый.
Ну а что же плакат №6? А это плакат кинофильма «Дивный нрав», который был снят в 1970 году на студии «Мосфильм».
Связь плаката кинофильма «Дивный нрав» с фильмом «Иван Васильевич меняет профессию» я нахожу в том, что и в том, и в другом кинофильме создателем текста песен стал Леонид Дербенёв. Так что, место полностью заслуженное.
Ну что, теперь-то – всё? Увы. Не всё. Вот поглядите на данный кадр.
Увидели ранее не приметный плакат №7? Нужно находить сейчас и данный кинофильм. Как ни удивительно, я отыскал данный кинофильм. Это никак с комедийным стилем не связанный выдающийся кинофильм Григория Чухрая – «Баллада о бойце», вышедший в 1959 году.
Но тут опять экспортный альтернат афиши кинофильма. В этом случае – болгарский. Какова тут символика плаката? Не весьма понятно. Кинофильм уж весьма драматический. Но могу представить, что Гайдай (фамилия) и Чухрай дружили. Чухрай закончил режиссёрский факультет ВГИКа в 1953 году, а Гайдай – в 1955-м. Так что они в студенческие годы обязаны были пересекаться и позже сохранить дружеские взаимоотношения. Но это моё личное предположение, не более.
Ну что, вроде бы всю стену разобрали? Аааа!
Да что там этих плакатов, как тараканов в подсобке в русском гастрономе? И плакаты-то то не полностью, и видны мелко. Что делать-то? Что, что – находить. Хорошо, ищём. И, что типично, находим.
Плакат №8 – это плакат кинофильма… «Сюжетик для маленького рассказа». Так что на данной стенке два различных плаката 1-го кинофильма. У меня идут под номером 5 и номером 8. Видимо Гайдай дал оформителям спец задания приклеить как можно больше плакатов с женскими лицами – фактически у инженера Тимофеева супруга актриса.
Ну отлично, а плакат №9? Его и совсем тяжело идентифицировать, просто потому что он вообщем отчасти укрыт плафоном бра. Одна рука видна, при этом какая-то уродская. Рука? Рука! А что если….
Ба! Да фактически это же плакат предшествующего кинофильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука»!
Алиллуйя! Вот мы и вывели на чистую воду все плакаты на данной стенке (Стенка — небольшая стена). Но что это, погодите… Камера двигается на право… Нет, это нереально. Ясно виден ещё один плакат – №10.
Гайдай глумится что ли? Или это глумится художник-постановщик кинофильма Евгений Куманьков? Ну хорошо, сцепив зубы ищём ещё и данный кинофильм. Из последних сил находим.
Это детский приключенческий кинофильм «Без ужаса и упрёка», который в 1962 году снял Александр Митта – тоже выпускник режиссёрского факультета ВГИКа. В кинофильме снимались Савелий Крамаров и Юрий Никулин, которого, как мы помним, Гайдай приглашал на роль Ивана Васильевича и которого опознал в Иване Суровом режиссёр Якин. В общем, с этим плакатом всё ясно. Но не ясно, кончатся ли когда-нибудь плакаты в прихожей квартиры инженера Тимофеева?
Нет, они не кончатся. Увы. И тут следует признать, что Леонид Гайдай меня накаутировал. В этом кгулу я смог опознать только лишь один плакат, который обозначил номером 11.
Это плакат кинофильма 1968 года «По Руси», снятого по циклу рассказов Максима Горьковатого. Одну связь с какими-либо кинофильмами Гайдая я усмотрел в том, что в кинофильме «По Руси» снялся Руслан Ахметов, который в гайдаевской «Кавказской пленнице» сыграл запоминающуюся роль шофёра Эдика («Будь проклят тот денек, когда я сел за баранку этого пылесоса!»).
А дальше я иссяк. Как ни находил, так и не смог идентифицировать другие плакаты в этом углу прихожей квартиры Тимофеевых. Может кто-то из читателей выяснит, что это за кинофильмы? Так пишите о этом в комментах. Мы обязаны раскрыть крайнюю тайну кинофильму «Иван Васильевич меняет профессию».