Главная / Культура / Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»0

Есть такие кинофильмы, которые получают наименование «культовых» или «народных», ибо вошли в культурный код народа. И эти кинофильмы уже так очень давно разобраны по кирпичикам, каждую их деталь так очень давно исследовали под мелкоскопом, что, кажется, больше там ловить нечего. К этому типу кинофильмов, безусловно, принадлежит и комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Мало какая комедия может конкурировать с этим фильмом у российского зрителя. И, безусловно, кинофильм данный очень давно исследован и разложен на составные молекулы. К чему, когда-то приложил личную руку и я. А может я и дал старт данной интересной гонке – учить детали стареньких кинофильмов. Но вот, как ни удивительно, практически на деньках я случайно обнаружил, что данный кинофильм (а также — кино, кинофильм, телефильм, кинокартина — отдельное произведение киноискусства) исследован не со всех сторон. Нашлась некоторая потаенна этого кинофильма. И я с жаром кинулся на её раскрытие. Подробнее о моих поисках – читайте под катом.

Началась эта детективная эпопея так. Как-то попался мне на глаза вот данный кадр из комедии «Иван Васильевич меняет профессию».

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»1

«Э! – произнесли мы с Петром Ивановичем, – а что это за плакаты висят на стенке в квартире у Александра Сергеевича Тимофеева (русская фамилия)?» В самом деле – почему до сих пор не пробовал узнать, что там налепили художники-оформители? Фактически не может быть, чтобы это была какая-то совсем несущественная деталь. Плакаты – это, очевидно, киноплакаты. Но каких кинофильмов? Гипотетически, так как супруга Шурика, Зиночка, киноактриса, то наверняка это плакаты кинофильмов, в которых, на теоретическом уровне, она игралась. Фактически все стенки завешаны её фото. Означает и кинофильмы – тоже с её соучастием. Так что это за кинофильмы?

В общем, решил я выискать, «чьих» кинофильмов плакаты (разновидность прикладной печатной графики, наборно-шрифтовое или художественно-иллюстративное листовое крупноформатное печатное тиражное издание, содержащее в наглядно-компактном виде информацию) висят на стенке в квартире Тимофеевых. Для удобства пронумеровал.

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»2

После неких поисков случайно обнаружил, что плакат №1 – это плакат русского военного детектива 1969 года (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)) «Пятеро с неба». Вот он полностью.

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»3

При этом, как видно, это плакат для проката в Польше. Русский кинопрокат вообщем для проката за рубежом делал афиши более привлекательными, чем для внутреннего потребления.

Как мне кажется, когда в кадр вешают какие-то элементы декора, режиссёр должен вкладывать в детали какой то толк. И, как будет ясно из следующего, в ряде плакатов на данной стенке Гайдай вложил сокрытый толк. Но для чего он повесил плакат кинофильма «Пятеро с неба» – я так и не сообразил. Может тут какие-то параллели меж военными лазутчиками, заброшенными в тыл к германцам и Буншей с Жоржем Милославским?

Более понятен «код» плаката, которому я присвоил №3. Это плакат кинофильма «Бей, цилиндр!» 1962 года.

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»4

Кинофильм повествует о послереволюционных разборках новенькой молодёжи с кулаками и иными элементами «из бывших». С одной стороны, Гайдаю такового рода плакаты необходимы были для того, чтобы постоянно можно было предъявить русской цензуре идеологически сверенный фон. Мол, мы про царей снимаем, но и про революцию не забываем. С другой – в кинофильме «Бей, цилиндр!» снялись Александр Демьяненко, который у Гайдая играет инженера Трофимова (Шурика) и Савелий Крамаров, который в «Иван (пожалел», «Яхве (Бог) смилостивился», «Яхве (Бог) помиловал», «Яхве да будет милостлив», «Благодать Божия») — распространённое у славян и некоторых других народов мужское имя) Васильевиче» играет дьяка Посольского Приказа Феофана.

Вот два кадра из кинофильма «Бей, цилиндр!», с Демьяненко и Крамаровым.

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»5

В общем, данный плакат точно на собственном месте. Что там дальше? Плакат №2. Ещё один кинофильм на революционную тему «1-ая женщина», снятый в 1968 году.

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»6

Вот тут опять – неясно, что символизирует данный плакат? Может просто напросто оформитель посчитал, что исполнительница основной роли этого кинофильма Валентина Теличикина будет зрителями принята в качестве супруги Тимофеева? Других разъяснений не нахожу.

Но идём к плакату №4. Ох и помучился я, рыская по просторам, пытаясь поискать, что это за плакат, что это за кинофильм. Но – бинго! – всё же отыскал.

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»7

Это плакат русского кинофильма 1968 года «Ещё раз про любовь». И опять непонятки – для чего тут данный плакат? Видимо опять, дамский профиль – на плакате это исполнительница основной роли Татьяна Доронина – должен был намекать, что эту роль сыграла Зиночка Тимофеева.

Ну вот, вроде бы всё потаенны раскрыты. Все плакаты идентифицированы. Но все ли? Видите, плакат №1 отчасти закрыт углом какого-то другого плаката? Видимо товарищ Шпак закрывает другой плакат. Ну что же, вздохнём, и станем продолжать начатое дело. Будет находить, что там за другой плакат.

Ну что же, промотав чуть-чуть кинофильм туда-сюда, нахожу кадр с негодяем Якиным. На этом кадре ясно виден новый плакат – помечаю его номером 5.

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»8

Но рядом с ним раскрывается ещё один плакат. Ищу, нет ли кадра, на котором данный плакат имеется, так сказать, в полнейший рост. Вот, пожалуйста, отыскал.

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»9

Этому новенькому плакату присваиваю номер 5. Что же, делать нечего, нужно находить что это за кинофильмы.

Выясняется, что плакат №5 – это плакат советско-французского кинофильма 1969 года «Сюжетик для маленького рассказа».

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»10

И опять, видимо место ему на стенке выделили из-за того, что на плакате изображено женское лицо – как бы Зиночки Тимофеевой. А на самом деле – Марины Влади. С другой стороны, в этом кинофильме в одной из ролей снялся Юрий Яковлев. Так что, пожалуй, конкретно это событие привело данный плакат на стенку квартиры Тимофеевых, в которой некое время был заточён Иван Суровый, которого блистательно сыграл Юрий Яковлев. Вот он, кстати, в кинофильме «Сюжетик для маленького рассказа».

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»11

Юрий Яковлев, естественно, а не Иван Суровый.

Ну а что же плакат №6? А это плакат кинофильма «Дивный нрав», который был снят в 1970 году на студии «Мосфильм».

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»12

Связь плаката кинофильма «Дивный нрав» с фильмом «Иван Васильевич меняет профессию» я нахожу в том, что и в том, и в другом кинофильме создателем текста песен стал Леонид Дербенёв. Так что, место полностью заслуженное.

Ну что, теперь-то – всё? Увы. Не всё. Вот поглядите на данный кадр.

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»13

Увидели ранее не приметный плакат №7? Нужно находить сейчас и данный кинофильм. Как ни удивительно, я отыскал данный кинофильм. Это никак с комедийным стилем не связанный выдающийся кинофильм Григория Чухрая – «Баллада о бойце», вышедший в 1959 году.

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»14

Но тут опять экспортный альтернат афиши кинофильма. В этом случае – болгарский. Какова тут символика плаката? Не весьма понятно. Кинофильм уж весьма драматический. Но могу представить, что Гайдай (фамилия) и Чухрай дружили. Чухрай закончил режиссёрский факультет ВГИКа в 1953 году, а Гайдай – в 1955-м. Так что они в студенческие годы обязаны были пересекаться и позже сохранить дружеские взаимоотношения. Но это моё личное предположение, не более.

Ну что, вроде бы всю стену разобрали? Аааа!

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»15

Да что там этих плакатов, как тараканов в подсобке в русском гастрономе? И плакаты-то то не полностью, и видны мелко. Что делать-то? Что, что – находить. Хорошо, ищём. И, что типично, находим.

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»16

Плакат №8 – это плакат кинофильма… «Сюжетик для маленького рассказа». Так что на данной стенке два различных плаката 1-го кинофильма. У меня идут под номером 5 и номером 8. Видимо Гайдай дал оформителям спец задания приклеить как можно больше плакатов с женскими лицами – фактически у инженера Тимофеева супруга актриса.

Ну отлично, а плакат №9? Его и совсем тяжело идентифицировать, просто потому что он вообщем отчасти укрыт плафоном бра. Одна рука видна, при этом какая-то уродская. Рука? Рука! А что если….

Ба! Да фактически это же плакат предшествующего кинофильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука»!

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»17

Алиллуйя! Вот мы и вывели на чистую воду все плакаты на данной стенке (Стенка — небольшая стена). Но что это, погодите… Камера двигается на право… Нет, это нереально. Ясно виден ещё один плакат – №10.

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»18

Гайдай глумится что ли? Или это глумится художник-постановщик кинофильма Евгений Куманьков? Ну хорошо, сцепив зубы ищём ещё и данный кинофильм. Из последних сил находим.

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»19

Это детский приключенческий кинофильм «Без ужаса и упрёка», который в 1962 году снял Александр Митта – тоже выпускник режиссёрского факультета ВГИКа. В кинофильме снимались Савелий Крамаров и Юрий Никулин, которого, как мы помним, Гайдай приглашал на роль Ивана Васильевича и которого опознал в Иване Суровом режиссёр Якин. В общем, с этим плакатом всё ясно. Но не ясно, кончатся ли когда-нибудь плакаты в прихожей квартиры инженера Тимофеева?

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»20

Нет, они не кончатся. Увы. И тут следует признать, что Леонид Гайдай меня накаутировал. В этом кгулу я смог опознать только лишь один плакат, который обозначил номером 11.

Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»21

Это плакат кинофильма 1968 года «По Руси», снятого по циклу рассказов Максима Горьковатого. Одну связь с какими-либо кинофильмами Гайдая я усмотрел в том, что в кинофильме «По Руси» снялся Руслан Ахметов, который в гайдаевской «Кавказской пленнице» сыграл запоминающуюся роль шофёра Эдика («Будь проклят тот денек, когда я сел за баранку этого пылесоса!»).

А дальше я иссяк. Как ни находил, так и не смог идентифицировать другие плакаты в этом углу прихожей квартиры Тимофеевых. Может кто-то из читателей выяснит, что это за кинофильмы? Так пишите о этом в комментах. Мы обязаны раскрыть крайнюю тайну кинофильму «Иван Васильевич меняет профессию».

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Кто такие женщины-пумы и какие признаки их отличают

Как можно охарактеризовать женщину-пуму. Отличительные признаки этой категории представительниц прекрасного пола. Постоянно ...