Главная / Наука и технологии / Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР.

Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР.

Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР.0

В мае 1959 года д-р Ц.Р.С. Мэндэрс подготовил для комитета по вопросам науки НАТО отчет на тему «Научно техническое образование и кадровые резервы в СССР»

Комитет по вопросам науки

Записка Секретаря:

Напоминаем членам Комитета, что на совещании 22 и 23 апреля 1959 г.

они заслушали отчет доктора Ц.Р.С.Мэндерса на вышеназванную тему. Было принято предложение о публикации текста этого отчета раздельно от протокола заседания. Согласно этому, доктор Мэндерс разлюбезно предоставил текст отчета совместно с надлежащими графиками и таблицами, которые приложены к истинному документу для рассмотрения и использования Комитетом.

«Научно техническое образование и кадровые резервы в СССР»

I. Вступление. 
II. Некие причины, способствовавшие слишком быстрому улучшению образования при русском режиме. 
III. Ступени образования и видоизменения. 
IV. Мастерски приготовленные кадровые резервы СССР и темпы производства. 
V. Трудности и недочеты. 
VI. Спецдисциплины, представляющие энтузиазм для обороны. 
VII. Выводы. 
VIII. Приложения.

I. ВСТУПЛЕНИЕ

1. Когда Русский Альянс был образован немногим более 40 лет назад, государству пришлось встретиться с огромными трудностями. Сбор русского юга был ликвидирован нашествием саранчи, в итоге чего отмечался недостаток продовольствия и очень низкий моральный дух населения. Обороне не содействовало ничего, за исключением оптимального использования территориальных и погодных критерий. Правительство отставало в образовании и других соц сферах, неграмотность была обширно очень распространена, и спустя практически 10 лет русские журнальчики и печатные издания как и раньше докладывали о том же уровне грамотности. 40 лет назад безнадежно не хватало обученных кадров, чтобы вывести русский люд из трудной обстановке, а сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство. Это преимущество, которое не знает наверняка равных в современной эпопеи.

II. Некие Причины, СПОСОБСТВОВАВШИЕ Слишком быстрому УЛУЧШЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ Русском РЕЖИМЕ 

2. Естественным образом, целый ряд причин содействовал русскому прогрессу последних сорока лет, и те, что упоминаются тут, представляют лишь малую часть того, что имело значение. Невзирая на то, что реальный документ был написан в отношении научно-технического образования, немалая часть произнесенного может быть отнесена к абсолютно любой другой сфере людской мысли. Русская практика во многом отличается от практики западных государств, и данная работа уделяет нужное внимание этим различиям.

(i) Руководители, получившие научно-техническое образование

С самого начала русские руководители ясно понимали, что наука и техника – важные средства преимущества военнослужащих и экономических целей коммунизма. Научно-технические спецдисциплины, на которые более сорока лет делался ударение, отлично представлены в основном образовании действующих русских управляющих. Президент Академии Наук СССР в силу занимаемой должности является членом Президиума, который можно сопоставить с кабинетом Премьер-министра Англии или кабинетом Председателя Правления Франции. 39 из 67 членов этого органа власти получили научно-техническое образование. К тому же, 1-ый заместитель председателя и 9 из 13 заместителей председателя Совета Министров получили научно-техническое образование. У научно-технологических проектов в СССР больше шансов быть принятыми на высшем административном уровне, ежели в западных странах.

(ii) Централизованный контроль и планирование

Эти причины предоставляют тривиальные достоинства для преимущества наибольшей эффективности приложений проф подготовки. Можно установить единый образовательный эталон для всей державы, упростить систему изучения и убрать значительное большинство обстоятельств, вносящих неурядицу в западных странах, где система стала раздробленной. Если планирование и про-во согласованы, то отсутствует отсутствие работы, а на всех рабочих местах, нужных государству, оказываются люди с подходящей квалификацией. В централизованной системе, очевидно, существует вероятность быть либо блестяще правым, либо чертовски заблуждаться. Сущность русского способа такая: министерства предсказывают собственные потребности в материалах и человеческих ресурсах на 5 (сейчас 7) -летний план в взаимосоответствии с общей директивой от партийного управления. Изложенные министерствами условия, которые абсолютно каждый год чуть-чуть меняются на основании опыта, сопоставляются, и Муниципальный плановый комитет разрабатывает планы. Части плана, касающиеся научно-технических вопросов, утверждаются Академией Наук.

(iii) Вновь обученные кадры в распоряжении гос-ва

Практически все, кто учится сверх образовательного минимума, установленного законодательством Русского Союза, получают государственное финансирование. Правительство просит, чтобы выпускники высших или средне-специальных учебных учреждений отработали три года по рассредотачиванию после окончания изучения. Из числа юных людей, не обремененных иными обязанностями, около 750 тыс получили высшее образование и 1,2 миллиона – средне-специальное образование. Эти кадровые резервы в абсолютно любой момент могут быть подключены к решению приоритетных задач гос-ва, таких как превосходные планы совершенствования, преподавание и других. Эти 2 миллиона профессионалов не являются низкооплачиваемыми работниками, они получают достойную заработную плату и, более того, не должны служить в армии.

(iv) «Малые» спецдисциплины

СССР – грандиозное правительство, потому оно способно организовать настоящие группы по исследованию таких предметов, как создание и уст-во гироскопов и паровых котлов. В то же время западные державы могут предложить лишь эпизодические курсы не самого высочайшего свойства по причине малого кол-ва учащихся и педагогов.

(v) Тщательное исследование западных ресурсов

Западные публикации обычно доступны в переводе в главных русских спец учреждениях (некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично) не позже 2 месяцев после уникальной публикации. Академический Институт научной инфо располагает наилучшей и самой полной службой реферирования в мире. Если этого требуют происшествия, Советы готовы получать информацию путем шпионажа.

(vi) Возвращение в систему образования

На протяжении многих лет значимая толика обученных кадров возвращается обратно назад в систему образования, чтобы приготовить еще больше профессионалов. Преподавание – отлично оплачиваемое и престижное занятие. Незапятнанный каждогодний прирост обученных кадров составляет 7% в СССР (для сопоставления, в США 3,5%, в Англии 2,5 – 3 %).

(vi) Усиленное исследование главных дисциплин

В последние годы, по последней мере, во всех учебных программках, предлагаемых в Русском Союзе, делается упор на усиленное исследование главных дисциплин. В каждом из 200 учебных планов технической направленности, действующих в высших учебных заведениях, 10% времени отведено высшей арифметике и столько же физике. Грандиозное кол-во обученных кадров и очень быстрый технологический прогресс достигнуты никак не поверхностными усилиями.

(viii) Подготовка педагогов – первоочередная задачка

С каждым новеньким шагом научно-технического прогресса начинается соответственная ПО подготовки педагогов. С 1955 года (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)) в Столичном муниципальном институте готовят педагогов программирования (Приложение 1).

(ix) Действенная реклама

На Западе советскую рекламу и ересь часто считают синонимами. Реклама удачно держит национальные цели в поле зрения русских людей, испытывающих удовлетворенное волнение по мере преимущества этих целей. В СССР есть должности, которые занимают без охоты, рабочие места, на которых трудятся без особенного желания. Реклама в учебных заведениях изображает работу (может означать: Работа — функционирование какой-либо системы — механизма, биоценоза, организма или общности, — а также её части) на таких должностях и позициях как интересное испытание и принуждает юных людей (iii) c готовностью трудиться на благо собственной державы в не самых благоприятных критериях.

III. Ступени русского образования

3. Диаграмма в Приложении 1 представляет положение дел во время последнего 5-летнего плана (от которого отказались), и хотя в первоначальном и среднем образовании грядут видоизменения, диаграмма указывает систему, которая будет применяться большую часть времени текущей семилетки.

4. Обучение в учебных заведениях в Русском Союзе начинается с 7 лет. Первоначальное образование продолжается 7 лет. К 1960 году последний 5-летний план ставил целью сделать 10-летнюю школу общедоступной. Там, где 10-летнее образование школьное образование доступно, местное законодательство делает его неотклонимым, в итоге чего число выпускников 10-летней школы подросло в течение последнего 5-летнего плана (первоначально означало равнину; позже стало использоваться в геометрии, в значении плоскость, а также и проекции определённого предмета на эту плоскость) с 440 тыс до 1,5 миллионов в год. Юноши и девицы учатся по схожей программке в 7- и 10-летней школах. На 2-ой стадии традиционного образования, то есть в восьмом, девятом и десятом классах 10-летней школы, ученики проводят 42% времени за исследованием арифметики, физики (учёный, чьи научные исследования в основном посвящены физике) и химии. Выпускники 10-летней школы не так отлично обучены, как выпускники шестого класса британской гимназии с научным уклоном или юноши и девицы, окончившие вторую научную ступень французского лицея. Существенно более высочайший средний левел в научных дисциплинах достигается, но, всеми, кто окончил цикл 10-летней школы в СССР. Речь идет о еще большем числе учеников, чем на Западе (Приложение 3).

5. Остальные способности по окончании 7-летнего изучения проиллюстрированы на диаграмме в Приложении 1. Для выпускников существует вероятность трудоустроиться, но число тех, кто это делает, резко сократилось во время последней пятилетки. Школы трудового резерва работают вместе с индустрией и сельским хозяйством. Спец средние школы, в большей степени техникумы при соответственных министерствах, предоставляют особое образование по двум с излишним тыс специальностей; курсы имеют ярко выраженную практическую направленность.

6. В последние годы около 40% выпускников 10-летней школы наряду с наименьшим процентом выпускников средне-профессиональных учебных учреждений продолжают учиться в высших учебных заведениях (Приложение 2). Прогуливаются слухи об увеличении этого показателя до 70%. Институты готовят лишь 10% обученных кадров в Русском Союзе, а преподавание в них ведется только лишь по главным дисциплинам. Цикл педагогического института продолжается 4 года, обучение главным дисциплинам в институтах (не включая физику) продолжается 5 лет. Значительное большинство технических учебных приложений (может значить: Прикладная компьютерная программа — см. Прикладное программное обеспечение) (также по физике) рассчитано на 5,5 лет, а ПО по медицине – на 6 лет. Студенты всех специальностей, за исключением педагогики, на протяжении 6 месяцев работают над дипломным спецпроектом; результаты исследования воплощаются в письменной дипломной работе, которая защищается общественно. Приблизительно 1 из 6 или 7 выпускников высших учебных учреждений продолжает образование. Студенты, аспиранты и докторанты обязаны владеть познанием 1-го, 2-ух и 3-х зарубежных языков соответственно.

ВНОСИМЫЕ Видоизменения 

7. В Меморандуме Хрущева в сентябре 1958 года был намечен переход от 7-летнего первоначального образования к 8-летнему. За ним будет следовать среднее образование длительностью от 3 до 4 лет в одном из 5-ти типов школ, а конкретно:

<ol>

  • средней школе (учебное заведение для получения общего образования) академической направленности, отличающейся от восьмого, девятого и десятого классов 10-летней школы наличием 4 классов и принимающей приблизительно 20% окончивших 8-летнюю ступень изучения; 
  • средней школе технической направленности; 
  • спец средней школе для нужд театра, балета, изобразительных искусств, военной службы и т.д.; 
  • средней школе с неполной нагрузкой, позволяющей кооперировать обучение с работой на фабриках и в сельском хозяйстве; 
  • вечерних школах трудового резерва. 
  • </ol>

    Совсем разумеется, что видоизменения в системе (множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство) не означают понижения эталонов. Более того, учебная база имеющихся средних школ без труда может быть адаптирована для выполнения новейших целей.

    IV. КАДРОВЫЕ РЕЗЕРВЫ И ТЕМПЫ ПРОИЗВОДСТВА

    8. Приложение 4 представляет обобщенную картину по этому пункту. 1-ая таблица показывает сильный уклон в научно-технологическую сферу в СССР. Также можно узреть, что те, кто получил научно-техническое образование, склонны оставаться в этих областях. Престиж и заслуги в этих сферах деятельности высоки, в особенности для педагогов. 
    9. На уровне пост-дипломного образования СССР не испытывает нехватки в специалистах, способных править муниципальными спецпроектами. В высшем и школьном образовании все показывает на то, что кол-во мастерски приготовленных выпускников не только лишь без труда остается на прежнем уровне (Уровень — измерительный инструмент прямоугольной формы из пластика, дерева или металла с установленными в нем прозрачными колбами (глазками), заполненными жидкостью Уровнемер (устройство) Уровень), но может быть увеличено. 
    10. Приложения 5 и 6 приводят процентные соотношения, последнее также коротко обрисовывает послевоенные преимущества. В данной таблице также видна приметная толика женщин в числе обученных кадров СССР.

    V. Трудности И Недочеты

    11. Русская система образования, на разных уровнях которой учится около 35 миллионов человек, является огромной. Одно из ее выдающихся плюсов, вытекающих из централизованного контроля и планирования, – ее относительная простота. Будет любопытно узнать, как Русский Альянс удачно совладал с неувязками, которые преследуют западные державы.

    (i) Учебные помещения

    В русских учебных заведениях хоть какого уровня нормой остается обучение в 2 смены, а обучение в 3 смены не является кое-чем невиданным. Обеспеченность учебными классами, лекционными залами и лабораториями, без сомнения, самая непростая неувязка, с которой приходится управляться русскому образованию. Недовыполнение ПО строительства послужило одним из причин, способствовавших отказу от плана последней пятилетки. С высочайшей толикой убежденности можно утверждать, что данный момент ускорил видоизменения в системе образования на уровне средней школы. Прогуливаются слухи, что все претинденты на получение высшего образования обязаны будут отработать два года в производственно-технической сфере перед поступлением. Два года передышки позволят программке строительства нагнать упущенное. Приложение 1 указывает, что нехватка помещений – не новенькая неувязка для СССР.

    (ii) Оборудование

    Западные специалисты, как правило, завидуют кол-ву и качеству оборудования в русских учебных заведениях.

    (iii) Коэффициент учащихся на 1-го педагога (учительница — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог)

    Как упоминалось ранее, в Русском Союзе нет трудности с педагогами, в то время как в большинстве западных государств ситуация оставляет вожделеть наилучшего.

    [прим. statehistory — в данной таблице, видимо, речь идёт о том, сколько учащихся приходится на 1-го педагога]

    <tbody>

    </tbody>

     
    СССР
    США
    Англия

    Высшие учебные учреждения
    1 – 12,6
    1 – 14,1
    1 – 9

    Школы
    1 – 17,6
    1 – 21 (средняя)1 – 30 (начальн.)
    1 – 18,1 (сред. гимназия)1 – 22,3 (сред. школа)1 – 30,5 (первоначальная)

    (iv) Военная служба 

    В силу называвшихся ранее обстоятельств в СССР не представляет никакой трудности.

    (v) Соотношение выпускников высших и средне-специальных учебных учреждений 

    Западный опыт показывает на то, что на рабочих местах на 1-го выпускника (выпускник — человек, окончивший образовательное учреждение (см. Выпускной вечер)) высшего учебного учреждения приходится три выпускника средне-специальных учебных учреждений. В большинстве русских учреждений, которые посетили западные специалисты, эта пропорция, похоже, везде применяется. Коэффициент 3 к 1 не характерен для системы образования, потому можно представить, что кое-где в СССР существует нехватка выпускников средне-специальных учебных учреждений, которая тянет определенные трудности. То, что эти трудности не явны, значит, что в СССР выпускники высших учебных учреждений могут быть задействованы в сферах деятельности, которые на западе числятся некоммерческими.

    VI. Спецдисциплины, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ Энтузиазм ДЛЯ ОБОРОНЫ 

    (i) Математика

    12. Данный предмет в СССР считается самым престижным. В стране существует высококлассная математическая традиция, а современный левел арифметики в Русском Союзе уступает только лишь уровню в Соединенных Штатах. При исследовании огромного количества русских научных работ, в характерности по физике, естественным наукам и машиностроению, становится приметным, с каким наслаждением русские ученые делают отступления в область арифметики. Научные работы в Англии часто состоят из 2-ух частей: 1-ая часть излагает теорию, а 2-ая – доказательство данной теории, приобретенное опытным путем. Русские научные работы часто состоят только из теории.

    Высококлассные русские арифметики играют еще большую роль, чем их западные коллеги, на инженерных конференциях, которые отличаются довольно неформальным нравом. Схожий научный подход к решению инженерных заморочек, допустимо, отчасти разъясняет очень быстрый прогресс в данной области. Русские арифметики готовы использовать математическую теорию в достаточно мелкомасштабных опытнейших исследовательских работах. Они с умопомрачительной легкостью работают в областях, где западным ученым потребовались бы дополнительные экспериментальные данные. Там, где русский способ оказывается удачным, становится вероятным обойтись без промежных стадий исследовательской разработки. Без сомнения, недавнешний русский прогресс в аэродинамике и хим машиностроении многим должен советам математиков.

    Занятие арифметикой безотступно поощряется в школах. Олимпиады и математические конкурсы для учеников 8, 9 и 10 классов 10-летней школы проводятся на городском, региональном, республиканском и государственном уровнях. Особо даровитых учеников выделяют на весьма ранешней стадии и в следующем содействуют их обучению.

    В большинстве государств существует очевидная вертикальная структура научных дисциплин и вертикальная иерархия посреди ученых. Это мешает междисциплинарному обмену научными мыслями. В СССР математика является активнодействующим элементом во обоюдном обогащении дисциплин. Достойным упоминания примером служит Лаборатория вибраций Физического института им. Лебедева Академии Наук СССР. Лаборатория является исследовательской организацией; служащие данной столичной лаборатории, которые работают тут один или два месяца в году, также трудятся в спец учреждениях по всему Союзу. Они занимают фаворитные позиции в целом ряде дисциплин: астрономии, радиоастрономии, спектроскопии, акустике, теоретической физике, приборостроении, морской гидрологии, электротехнике и многих других отраслях. Единственное, что их соединяет воединыжды, — это энтузиазм к волновым движениям. Способности для обмена научными мыслями в Лаборатории вибраций громадны.

    В Приложении 8 приводится подробный институтский учебный план по прикладной арифметике, а в Приложении 7 – по незапятанной арифметике. Обозначено кол-во часов отраслевой практики, а также перспективы автоматизации в пунктах 19 и 20 Приложения 7.

    (ii) Физика

    Фактически по всем вопросам данной спецдисциплины русские ученые находятся вровень с мировой наукой. Теоретическая физика достигнула огромных высот, а в последние 5 лет выдающиеся достижения показывают русские исследования в области полупроводников. В Приложении 9 представлен учебный план по физике, включая существенное кол-во часов, отводимых на высшую арифметику и отраслевую практику.

    (iii) Химия

    Состояние данной спецдисциплины в СССР обрисовывают как довоенное, но не надо считать это утверждение настоящим. Русский Альянс отстает в хим машиностроении, но находится ясное осознание данной (фамилия) обстановке и движение в сторону улучшения в данной области. Учебный план по химии в Приложении 10 снова же выделяет грандиозное кол-во часов занятиям высшей арифметикой и отраслевой практике.

    (iv) Машиностроение

    Приложение 11 обычным образом показывает, что грандиозное кол-во времени выделено для упражнений высшей арифметикой и физикой. Также отведены часы для отраслевой практики. В критериях возрастающей экономики, потребности который удовлетворяются за счет совершенствования индустриализации, машиностроение заходит в число основных приоритетов Русского Союза (политическое, государственное, семейное или иное объединение). В 1958-59 годах планируется выпустить в 3 раза больше инженеров, чем в Соединенных Штатах. Полностью допустимо, что признаки насыщенности спецами инженерного профиля скоро будут явны.

    VII. ВЫВОДЫ

    13. На Западе существует значимая тенденция придерживаться последних взглядов в отношении Русского Союза. Его люди, но, не супермены и не второсортный спец материал. На самом деле, это люди с такими же возможностями и чувствами, как и все другие. Если 210 миллионов человек на Западе будут слаженно работать с такими же основными приоритетами и таким же рвением, как их коллеги в Русском Союзе, они добьются схожих результатов. Гос-ва, без помощи других соревнующиеся с СССР, впустую тратят собственные силы и ресурсы в попытках, обреченных на провал. Если нереально повсевременно изобретать способы, превосходящие способы СССР, стоит серьезно задуматься над заимствованием и адаптацией русских способов. Это может включать, кроме остального:

    (i) отказ от уважаемых, обычных взглядов в отношении роли женщин; 

    (ii) выполнение нужной государству работы теми, чье обучение сверх образовательного минимума, установленного законодательством, было профинансировано за счет госбюджетных средств; 

    (iii) упразднение «незанятого рынка» обученных трудовых ресурсов; принятие и, допустимо, усиление мер по его муниципальному регулированию. 

    14. Что бы ни случилось, хоть какое правительство, испытывающее нехватку преподавательского состава, должно решать эту делему в срочном, внеочередном порядке.

    (Подписано) Ц.Р.С.МЭНДЕРС

    Понравилась статья - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...

    Оставить комментарий

    Ваш email нигде не будет показан