Главная / Наука и технологии / Астрофизики впервые увидели тор сверхмассивной черной дыры

Астрофизики впервые увидели тор сверхмассивной черной дыры

Астрофизики впервые увидели тор сверхмассивной черной дыры0

С помощью супер телескопа VLA (Very Large Array, Сверхбольшая Антенная Решетка), размещенного в американском штате Нью-Мексико, радиоастрономы из Государственной радиоастрономической обсерватории смогли в первый раз узреть и получить точные изображения тора одной из 2-ух сверхмассивных темных дыр в центре радиогалактики Лебедь А. Как указывается в статье, размещенной в журнальчике Astrophysical Journal Letters, данное наблюдение подтверждает теорию о «едином» происхождении всех типов квазаров.

Астрофизики впервые увидели тор сверхмассивной черной дыры1

Согласно современным представлениям, в центре каждой галактики во Вселенной находится сверхмассивная темная дыра, поглощаются материю (газ и пыль) из аккреционного диска вокруг нее. Часть данной материи время от времени выбрасывается темной дырой в виде джета – тоненького пучка газа, разогнанного практически до световой скорости, и владеющего колоссальным объемом энергии в виде оптического и рентгеновского излучения.

Теории и компьютерное моделирование молвят о том, что сама темная дыра и ее аккреционный компакт-диск заключены в еще один весьма плотный «слой» материи в виде «бублика» или тороида также из газа и пыли, который мешает распространению излучению джетов, а также держит газ и пыль, находящиеся снутри аккреционного диска. Благодаря его наличию, даже похожие меж собою галактики будут смотреться для нас совсем по-разному, если глядеть на них «с боковой стороны» или «сверху». Таким образом появилось предположение, что все интенсивные галактики, в чьих центрах находятся квазары или блазары, мы лицезреем со стороны отверстия в этом «бублике», а выбросы темных дыр в более размеренных скоплениях звезд укрыты от нашего взгляда коконом из пыли (мелкие твёрдые частицы органического или минерального происхождения) и газа (или газообразное состояние (от нидерл. gas, восходит к др.-греч).

Некие радиоастрономы с таким разъяснением не согласны, считая, что различие в виде галактик связаны с пока неведомыми науке особенностями устройства их ядер. Крис Карилли и его команда астрофизиков из Государственной радиоастрономической обсерватории в личную очередь смогли обосновать, что скептики ошибаются в этом вопросе. К такому выводу ученых подвело наблюдение за центральной частью галактики Лебедь А, изучение которой проходило с помощью радиотелескопа VLA.

Пару лет назад та же группа ученых в буквальном смысле случаем нашла в данной галактике наличие еще одной сверхмассивной темной дыры. Открытие было изготовлено в ходе калибровки оборудования супер телескопа, которое к тому моменту прошло еще одну модернизацию. Исследователи решили детально изучить оба объекта в центре Лебедя А и попробовать найти следы их вероятного взаимодействия.

Благодаря завышенной чувствительности и разрешающей возможности нового оборудования VLT, радиоастрономы смогли получить 1-ые точные изображения скопления газа и пыли в форме тороида вокруг одной из темных дыр и ее аккреционного диска. Наблюдение за этими объектами проходило на различных частотах. Потом приобретенные изображения соединили, отфильтровав информацию, связанную с излучением самой темной дыры и ее диска аккреции. Благодаря таким манипуляциям ученые смогли узреть дискообразную структуру, расположенную в удалении от предполагаемого центра темной дыры (Дыра — возникший в результате воздействия чего-либо, спорадически или специально сделанный проём (отверстие, щель, углубление, пролом, проход и т. п.) В компьютерном сленге дыра — синоним уязвимости). Исследователи объясняют, что радиус данной структуры составляет около 860 световых лет, а толщина – около 900 световых лет.

Астрофизики впервые увидели тор сверхмассивной черной дыры2

Ученые не уверенны, какую конкретно структуру имеет данный тор, но расчет соотношения его яркости и предположительной плотности указывают на то, что она может быть неоднородной. По воззрению исследователей, «бублик» состоит из маленьких скоплений туч газа и пыли, владеющих различными степенями ионизации и плотности.

Астрофизики впервые увидели тор сверхмассивной черной дыры3

Предполагаемая схема строения «бублика» темных дыр

Карилли и его команда считают, что их изучение полностью подтверждает теорию об общем происхождении всех типов квазаров. В предстоящем, с помощью других телескопов, ученые планируют узнать хим состав и структуру тора данной темной дыры.

«Мы рады, что наконец смогли узреть своими очами объект, в чьем существовании мы были очень давно убеждены. Для того, чтобы осознать его четкий состав и форму, нам понадобится провести свежие наблюдения. К примеру, с помощью супер телескопа ALMA мы сможем составить карту рассредотачивания пыли и газа снутри него», — добавляет Карилли.