Главная / Наука и технологии / Эволюционность детских игр как модель человеческих общественных отношений

Эволюционность детских игр как модель человеческих общественных отношений

Эволюционность детских игр как модель человеческих общественных отношений0

  В то время не было телевизоров, компов и прочих чудес современной цивилизации. Зато была масса подвижных игр, начиная от простых плевалок — стрелялок, кончая сложными, иногда продолжительностью в несколько дней, в которых участвовали 10-ки пацанов. Например наиболее распространенными массовыми подвижными играми были Футбол, Прятки, Казаки-разбойники, Двенадцать палочек, Лапта, Радиальная лапта, Чижик, разнообразные Ножички и Скакалки, Юрта. В каждой из этих игр участвовали от 5-ти до нескольких десятков человек. Игры были шумные, предельно агрессивные и беспощадные, часто конфликтные с местным населением, но всегда  проводились строго  по  жестким, хотя и не писанным правилам.

И  можно было следить, как мода на избранные игры (тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе) довольно быстро менялась от самых непредсказуемых наружных и внутренних причин.

 

Вот остановлюсь на Юрте.  На грунте, обычно с большим кол-вом гальки, очерчивается круг диаметром полметра, называемый Дом. Игроки по порядку пытаются воткнуть  в него  юрту — заостренную железяку, изготовленную из ножика, большого гвоздя, напильника или, даже, кинжала. Постепенно выявляется единственный проигравший, именуемый заваженный башмак, у которого юрта чаще других не втыкалась в землю, а падала набок, которому в взыскание предстояло отваживаться. Для этого первый выигравший делает три  больших шага от Дома и уже в этом месте пробует воткнуть юрту. Если получилось, отдаляется на дальнейшие три шага и так дальше, пока воткнутая юрта не завалится набок. Далее, таким же образом, все другие выигравшие последовательными тремя шагами удаляются от Дома и, в конце концов, когда  последнего из них познает неудача, ставят на земле крест. От этого креста и предстоит заваженному скакать на одной ножке  до Дома под улюлюканье выигравших.

В общем, достаточно крутая игра, тренирующая азиатскую безжалостность к врагам народа. Потому очень бы подошла для России, но на ее территории она исключена по технологической причине: земля тут обычно не  достаточно камениста и наивно ожидать неудачи при втыкании ножика в чернозем.

И вдруг мода на Юрту (переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников) исчезла неожиданно резко из-за 2-ух  новых факторов прогресса. Во-первых, увеличились площади, покрытые асфальтом, в связи с чем,  уже во 2-х, пацаны изобрели новую конструкцию Юрты из маленького трехгранного ратфиля с  тончайшим цилиндрическим жалом диаметром около 2 мм, практически исключавшим беду втыкания в гомогенный, обычно размягченный, асфальт. Новые тротуары мы, естественно, быстро изуродовали. Но причина отказа от Юрты была отнюдь не в нашем приобщении к цивилизованности, а в вырождении самой игры, на заключительном аккорде которой мне было предначертано трагически солировать. В последней игре с большим количеством старших пацанов меня завадили километра на три от Дома. Такое расстояние мне было не допрыгать. Я зарыдал. И вот тут случилось чудо: пацаны, чувствуя явный перехлест, посовещавшись, решили простить мне неотводу совсем без наказания или каких-либо корыстных компенсаций. А ведь среди них были и те, кто меня, мягко говоря, недолюбливал. Ранее такой возвышенной этики при старых условиях игры никогда не наблюдалось. Но больше в эту игру не игрались.

Оригинальной  также была игра в Чижик. Это такой квадратный брусок из дуба или бука с заточенными на конус краями с габаритной длиной около 10 см. На сторонах вырезаны судьбоносные числа 1,П,Ш и Х, что в арабской интерпретации означает, соответственно 1, 2, 3 и 0. В основе игры лежит выбивание Чижика лаптой из Дома (» дом там, где спокойны твои мысли»), после чего противник пробует вручную забросить его обратно. Не попал — наказание дальнейшими ударами в кол-ве, указанном на верхней грани. Выбивание чижика ведется в два приема: сначала короткий вертикальный удар по его конической части для подскока и тут же размашисто со всей силы горизонтальный удар. Игра довольно сложная, имеет несколько фаз, и уж не дурнее Гольфа или Крикета,  причем может быть довольно чинной, так что удивляюсь, почему ее не освоили  законодающие в спорте англичане. Может быть, не выдумали травмобезопасного Чижика? Но ведь сегодня можно сделать его и из материала помягче дерева.

А у нас в Баку, к огорчению, и эта игра исчезла достаточно быстро в процессе саморазвития. Виной оказалось эволюция лапты: ее стали изготовлять все более действенной и, в частности, настолько широкой, что забрасывающий вручную противник оказался неконкурентоспособным. Ограничить ширину лапты законодательно пацанам не посчастливилось. В результате игра умерла.

Через скакалку обычно прыгали без особенного азарта и частенько вместе с девчонками. Двое крутят массивную веревку-скакалку, другие по очереди или совместно вбегают, подпрыгивая,  стараясь оказаться поближе к ее центру. Пока прыгаешь, имеешь право давать команду на изменение скорости вращения: заболоченное место, вода, огонь, пожар. Если вращение прерывается по твоей вине — заменяй крутящего веревку. Но почему-то веревки постепенно стали увеличиваться в длине, так что прыгать стало неинтересно. Мода на скакалку закончилась.

Еще одна игра — в Лямку. В начале ее делали в виде маленького упругого шарика-мячика из резины или смолы, потом стали приделывать к этому шарику мех или шерсть (вроде теперешних воланов бадминтона), и, в конце концов (Конец — завершённость.Конец — предел, граница, край какого-либо объекта или события, а также его часть, примыкающая к этому пределу.Конец (район) — устаревшая единица территориального деления), завершила эволюцию конструкция из свинцовой картечины с кусочком длинношерстного меха овцы. Игра сама по себе обычная: кто большее количество раз подбросит лямку ногой, не допуская падения на землю.  Улучшенную, ее легко пинать без перерыва,

 

особенно, если снабдить обувь со стороны щиколотки специальной кожаной накладкой. Но все же из пацанов-азербайджанцев находились фанаты, которые занимались этим делом часами. Некие для игры в лямку  шили специальные штаны с подшивными заплатами из кожи для гарантированного отсутствия складок в нужных местах. Иногда злоупотребление этим спортом приводило к заметному искривлению   костей ног. В конце концов пинать лямки время от времени  по тысяче и более раз стало признаком дегенеративности. И здесь тоже самое: эволюция конструкции лямки привела к полной утрате энтузиазма к ней.

До каких-либо игр на деньги мы пока не доросли. Вместо них у нас были в ходу рисунки (фантики- обертки от конфет) и писчие перья. «Под картинки» чаще вообще всего играли попарно в школе   в «Чет-нечет», где для выигрыша нужно было угадать четность или нечетность кол-ва фантиков в кулаке соперника, или сложенными вдевятеро фантиками « в накидку» за столом. В более спортивные групповые игры  «Битки» и «Чку»  игрались группой только на уличных, достаточно больших, земельных площадках, абсолютно каждый со своей любимой каменной или металлической биткой.  Равенство правил для геймеров было весьма относительным. Например, преимущество было у игроков с большим расстоянием между концами большого и среднего пальца. И здесь не обошлось без эволюции но совсем по другим причинам. В процессе игр фантики быстро ветшали, изнашиваясь до дыр. За исключением того, многие предприимчивые владельцы стали (сплав железа с углеродом (и другими элементами), содержащий не менее 45 % железа и в котором содержание углерода находится в диапазоне от 0,02 до 2,14 %, причём содержанию от 0,6 % до 2,14 %) их разрывать пополам, делая из 1-го  два, а прозрачные фантики («масленки») быстро, под влиянием потных рук, теряли собственный окрас, чем те же недобросовестные владельцы также пользовались, выставляя на кон вместо фантиков различные фальшивки.

Играли «под перья (накожное роговое образование птиц, а также некоторых динозавров)» в игру «джик-бык» в основном в школе на столах и подоконниках. Тут для того, чтобы выиграть, нужно было своим пером дважды перевернуть перо соперника: одним движением в положение джик и дальше, в случае удачи, другим движением назад в положение бык. Но и тут народ очутился ушлым: перья стали разнообразнейшими способами деформировать так, чтобы их переворот очутился затруднителен.

Но общество  не менее энергично училось бороться с недобросовестностью. К примеру, однажды были объявлены новые правила, где статус картинки не признавался за масленками, то же, когда картина утратит более 10% площади. Перья же на игру стали приниматься без приметных деформаций. Пришлось всю выигранную казну не проигрываемых подломанных перьев  чинить дома, придавая им исходную форму.

Вот я и думаю: а не являются ли все эти эволюции  детских игр красивыми моделями развития человеческих общественных отношений? Стоит ли ими пренебрегать?

 www.proza.ru/2010/01/09/225

Новыш Петр Александрович

Понравилась статья - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан