Главная / Наука / Науку скукоживают до инструкции

Науку скукоживают до инструкции

Науку скукоживают до инструкции0

Ученых лимитируют в общении с миром и это чистая шизофрения, говорят эксперты. Как тогда делать стратегические наказы о развитии международных связей?

Миннауки выпустило приказ, которым ученые агрессивно ограничиваются в контактах с зарубежными коллегами: на общение нужно подавать заявку, дискуссии должны проходить при двух свидетелях и т. п. Датирован документ февралем, но только лишь сейчас один из ученых, профессор института РАН написал открытое письмо к министру с требованием отозвать абсурдные условия (категория философии, обозначающая отношение предмета к окружающей действительности, явлениям объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира). В Миннауки факт подписания такого распоряжения не отрицают, но называют его «рекомендацией», но это не уменьшает его действенной силы. Ученые сегодня выступили уже с коллективным воззванием с призывом отменить ограничения. Они напомнили, что наука рождается совместными усилиями ученых различных стран и является общим достоянием человечества, а факт подписания таковой инструкции назвали иллюстрацией неадекватности министерства как органа управления российской наукой. На сегодняшний день документ не отозван.

Олег Комолов, претиндент экономических наук, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова:

Науку скукоживают до инструкции1

«Некое „ужесточение“ режима воплощения международных научных связей происходит на фоне скукоживания, сокращения интернациональных экономических связей в мире в целом. Это касается не только России. Если мы взглянем на мировую экономику, то найдем, что механизмы протекционизма, санкций, валютных войн и т. п. используются все чаще, сокращается интенсивность обмена инвестициями, интернациональной торговли. Это происходит на фоне продолжающегося мирового кризиса, поскольку выйти на прежнюю линию движения роста мировой экономике не получается, и страны (территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко) начинают замыкаться в себе, запираться от внешних контактов, концентрировать ресурсы внутри себя. Это касается не только лишь экономических ресурсов, не только классических факторов производства, таких, как земля, капитал и остальные ресурсы. Это, в том числе, касается и научных знаний.

Нынешнее поведение Минобрнауки находится в рамках этого общемирового тренда. В рамках усугубляющейся, возрастающей вражды между странами, растущей напряженности и закрытости ограничиваются и международные научные контакты. Это, естественно, плохо, так как ограничивается развитие науки и возможности приращения научного знания.

Все предстоящее зависит от исполнения. Если мы обратимся к середине XX века, когда Русский Союз жил в вынужденной экономической изоляции, контакты советских ученых с зарубежными тоже контролировались, ограничивались, и удавалось в значительной степени сохранить какую-то свою стратегическую тайну.

В начале 2000-х годов, наоборот, российская наука практически работала на западный мир: российские ученые публиковали результаты своих исследовательских работ в международных журналах, иностранные компании пользовались этими данными, и позже технологии работали не на Россию. И вот теперь хотят науку (область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности) как-то „зациклить“ снутри страны. Но может возникнуть проблема в исполнении: у нас запретительных, ограничительных мер выдумывают много, однако бюрократия работает крайне неэффективно. И я просто боюсь, что эти квоты могут стать некой дубинкой, которой еще больше будут ударять российских ученых по рукам и, например, ограничат доступность иностранных грантов, соучастие в международных проектах. Еак деятель науки я на это смотрю, скорее, отрицательно».

Павел Кудюкин, сопредседатель профсоюза «Институтская солидарность»:

Науку скукоживают до инструкции2

«С одной стороны, у нас говорится о необходимости развития связей, об экспорте образовательных услуг, о вербовании иностранных преподавателей и научных работников, а с другой — принимается вот такой приказ, который перечеркивает и затрудняет возможности для реализации этой стратегии.

Вот ситуация: получен грант на научные исследования, условием которого является вербование видных зарубежных ученых. Но получается, что мы зарубежного ученого привлекли, и тут же ставим в очень унизительную ситуацию, после которой он просто скажет: ну знаете, господа отличные, на таких условиях я с вами сотрудничать не собираюсь, до свидания.

Такое чувство, что правая рука не знает, что делает левая. Какое-то совершенно шизофреническое раздвоение личности у госоргана. С одной стороны, мы включаем в характеристики эффективности привлечение иностранных преподавателей, набор иностранных студентов, а с другой — max это затрудняем.

Даже в позднесоветские годы были ограничения — нельзя было разговаривать с иностранцами без санкции руководства, — но такого, чтобы общаться минимум втроем с русской стороны, такого условия не было. Можно было и один на один разговаривать. Получается, что теперь условия жестче, чем были в советские годы».

Алексей Кондауров, генерал-майор КГБ в отставке, депутат Госдумы IV созыва:

«Текст „инструкции“ меня крайне удивил. Смысла в этом приказе я вообщем не вижу, и, с какой стороны (Сторона — на Руси название местности, края, региона, государства (пример: Во Французской стороне … .), от этого — страна) на него не посмотришь, выглядит он немного удивительно.

Даже если бы это была инструкция для работников спецслужб по общению с иноземцами, то и тогда она выглядит достаточно глупо и примитивно. Российскую науку вперед она точно не продвинет.

Будут ли русские ученые следовать рекомендациям? Если хороший ученый захочет уехать за предел, он все равно уедет. В свое время советские артисты (ученые — пореже, а артисты — чаще) во множестве бежали за рубеж, потому что считали, что критерий для творчества там больше, чем у нас в Советском Союзе. То же будет и с учеными. Если они будут считать, что для их ученой деятельности и для них лично за рубежом условия лучше, то их не остановишь никакими инструкциями».

Дмитрий Дубровский, кандидат исторических наук, доцент ВШЭ:

Науку скукоживают до инструкции3

«В Минобрнауки уже отыграли назад и произнесли, что документ носит рекомендательный характер. Что это значит, теперь еще менее понятно. Если ранее это был идиотизм, то теперь это идиотизм рекомендательного характера.

Но, в целом, это не вчера взявшаяся логика, а это текст, который появился в 2007 году, и именуется он — „закон об экспортном контроле“, к которому есть секретные приложения. В взаимосоответствии с этими секретными приложениями, насколько я знаю, все то, что перечислено в этом приказе, на теоретическом уровне распространятся на все государственные учреждения. Не только на Академию наук, не только на институты, а на все госучреждения.

Логика очень простая: любое государство имеет право и должно заниматься контролем, к примеру, над распространением технологий (совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач), связанных с ядерным вооружением или вообще с ядерным синтезом, с иными опасными технологиями или технологиями двойного назначения. Но проблема заключается в том, что в настоящей применительной практике к этому закону, к сожалению, нет никаких оговорок, что это касается ограниченной категории сюжетов. И в итоге оказывается, что этой глупостью должны заниматься абсолютно все.

Мало того, что это смотрится как анахронизм, но еще и как абсолютная шизофрения, когда у дракона две головы. Одна голова орет: давайте публикуйтесь на Западе, устраивайте международные конференции, приглашайте иноземцев, мы хотим быть частью мира. А вторая говорит: не надо иноземцев, это опасно, все контролируйте, записывайте и обо всем отчитывайтесь».

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Возможности микроскопа SZX7 в образовании и научных исследованиях

  Микроскопы являются одним из ключевых инструментов в науке и образовании. Они ...