Часто мы удивляемся: как на больших должностях оказываются люди, кои не отличаются умом, сообразительностью или морально-волевыми свойствами? А тут нет ничего необычного: просто напросто в деяние в их случае вступил указ отрицательной селекции.
Спецкомплекс неполноценности
В поисках ответа на вопросец, почему к власти приходят люди, коих вряд ли конечно можно именовать «совестью цивилизации», обратимся к психологии. По воззрению Зигмунда Фрейда, желание владычествовать — это единственный из разновидностей невротического помешательства, происходящего от чувства беспомощности и ужаса перед окружающим миром. Более того, австрийский психотерапевт заявляет, что императивному человеку нужна жертва, которую он находит в подчиненном, образуя с ним садомазохистическую пару.
Альфред Адлер и совсем пишет, что в базе рвения к власти лежит такое патологическое явление, как «спецкомплекс неполноценности». Психика человека, избавляясь от травмирующего опыта, к примеру, неизменных унижений, запускает механизм сверхкомпенсации, коий выражается в назойливой потребности иметь приемущество над иными.
Но по Адлеру такое рвение нередко оказывается неудовлетворенным, и человек, достигший власти, все собственные комплексы начинает проецировать на окружающих, порождая свежие трудности.
Еще единственный классик Эрих Фромм отмечал, что «в психическом плане жажда власти коренится не в силе, а в беспомощности. В ней проявляется неспособность личности выстоять в одиночку и жить собственной силой. Чем больше рвение к власти (это возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей, даже вопреки их сопротивлению) – тем в большей степени проявляется зависимость индивидума от других».
«Естественный отбор»
Дарвиновская теория «естественного отбора», применимая в биологии, успешно охарактеризовывает и модель социальной системы нашего общества. Основная задачка в критериях жесткой конкуренции – выжить. Время от времени абсолютно любой ценой. В этом случае моральные аспекты, мешающие приспособляемости индивидума к новеньким условиям, уходят на 2-ой план, а часто и совсем преобразуются в рудименты.
Социолог Питирим Сорокин, в первый раз применивший термин «отрицательная селекция», ломку личности рвущихся к власти людей связывает с потерей «чувственной культуры». По его воззрению, «потребность в наслаждении так нарушает ментальное и моральное равновесие, что разум и нервная система огромного количества людей не смогут выдержать большого напряжения».
Противостоять деградации конечно можно только лишь владея жесткими убеждениями и моральными принципами. Но если у человека нет нравственного измеряла, отсутствуют представления о правах и нормах, то, что тогда может удержать его от пренебрежения интересами других? «Ничего, за исключением желаний и вожделения», – отвечает Сорокин.
На крючке
Современные социологи, исследуя парадокс «отрицательной селекции» власти, приходят к выводу, что это не столько деградация, сколько искусственно проводимая кадровая политика, в свое определенное время удачно апробированная спецслужбами. В практике спецслужб очень давно употребляется метод подсадки разведчика «на крючок», когда последнему предъявляется компромат, а совместно с ним и методы манипуляции.
В политике пространство разведчика занимает коррумпированный бюрократ или делец с преступным прошедшим. Наличие компромата делает его управляемым и послушливым. Вряд ли конечно можно гласить о моральных или проф качествах такового «управляющего». Еще более показательны в этом плане марионеточные правительства, пришедшие к власти после «цветных» революций.
Чтоб нижестоящие были ужаснее
«Отрицательную селекцию» многие властители, а за ними и нижестоящие бюрократы преднамеренно проводили в реалиях верховной власти. Задачка – ослабление нижестоящей иерархии. Этим бюрократы старались уничтожить 2-ух зайцев: оказаться в выигрышном положении по сопоставлению с недобросовестными подчиненными и убрать вероятных соперников в дуэли за пространство под солнцем.
По воззрению Дмитрия Седова из Фонда стратегической культуры, эти процессы свойственны для многих тоталитарных систем управления, в том числе русской.
Дух коллективизма
Невзирая на то, что в отрицательной селекции на 1-ый план выходят личные цели, это в большей степени коллективистское явление. Достигший власти уже не столько владелец собственных личных интересов, сколько заложник продвинувшей его системы (множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство). При преобладании в обществе либеральных ценностей коллективизм «отрицательной селекции (наука о методах создания новых и улучшения существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов, с полезными для человека свойствами)» проявляется слабо, но в критериях тоталитаризма он раскрывается сполна.
По воззрению Питирима Сорокина, «в периоды острых соц катаклизмов самыми адаптированными оказываются не наилучшие, а средние, способные слиться с массой в ее подсознательных мотивах и не дистиллированных разумом побуждениях». Такие условия благоприятствуют возникновению терана, коий, становясь перед выбором меж отказом от моральных принципов или политическим фиаско, отдает предпочтение 1-ое.
Жажда власти
По воззрению нобелевского лауреата по мировой экономике Фридриха Хайека, главный девиз хоть какого тоталитарного режима – «цель оправдывает средства». Он выделяет три аспекта, при соблюдении коих может удачно реализоваться теран:
1. Чем более образован и интеллигентен люд, тем труднее от него достигнуть единодушия. Как следует, теран должен находить помощи в слоях населения с низким моральным и умственным уровнем и по объективной возможности насаждать примитивные инстинкты и вкусы как конечно можно более широким слоям масс.
2. Поддержку лучше находить посреди людей легковерных и послушливых – тех, кто готов принять всякую систему ценностей. Извещать о собственных взорах надо нередко и звучно.
3. Людей полегче соединить на базе негативной, а не положительной ПО, потому нужно повсевременно жаловаться к людской природе.
Единственный из американских экономистов оценивая вероятность нахождения во власти людей (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры), кому противна сама власть, пессимистично увидел, что возможность этого примерно равна вероятности того, что человек, узнаваемый собственной добротой, получит пространство надсмотрщика на плантации.