Главная / Политика / Когда пропаганда не работает

Когда пропаганда не работает

Когда пропаганда не работает0

У меня есть давнешний спор с коллегами — об эффективности российской пропаганды. И вот вакцинация дает повод высказаться, привести аргумент в пользу собственной точки зрения. Я не хочу пересказывать его здесь целиком — он часто бывает довольно техническим, с моделями и маленьким количеством данных. Сложность в том, что последствия пропаганды (как и рекламы) очень трудно измерить.

Очень легко принять корреляцию за причинно-следственную — и счесть то, что было бы и без рекламы, за ее последствия. Фирма выпускает новый продукт, выпускает рекламу — и продукт раскупают. Его раскупили из-за рекламы или из-за того, что конкретно этот продукт нужен? Или телепропагандисты исходят пеной на украинском фронте — но это ли причина роста антиукраинских настроений, или просто напросто пропагандисты говорят то, что зрители хотят увидеть?

Я считаю, что российская госпропаганда исключительно сильна в «расковыривании ран» и совсем профнепригодна во всем остальном. То есть если есть тема, по которой у граждан есть сложившееся отношение, но тема не является принципиальной — и граждане на нее не обращают внимание, — то эту тему «вечерние мудозвоны» и Ко могут «вывести в топ». Но поменять взгляды людей они не могут вовсе.

 

Например, осенью 2014 года телеоргия успешно расковыряла антиукраинские и антиамериканские взоры, но была совершенно бессильна в отношении, скажем, курса доллара. Граждане возненавидели — в ответах на вопросы — «американскую военщину», но закупались баксами, несмотря на масштабные вбросы про его конец. (Я знаю, насколько спорно то, что антиукраинский сантимент был просто спящим, — еще комфортнее винить в изменении отношений пропаганду. Я также знаю, что нет хорошего эксперимента, чтобы проверить эту догадку, — но, заметим, это точно так же верно и в другую сторону. Нет хорошего доказательства, что это последствия пропаганды.)

Неслучайна и паника по поводу Алексея Навального. На пропагандистскую борьбу с ним брошены неописуемые ресурсы — и они ничего не меняют в отношении Родство — отношения основанные на происхождении от общего предка или возникшие в результате заключения брака граждан. Сейчас никто не помнит, но в 1989 году вся государственная автомашина пропаганды в современном политическом дискурсе — это открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений с целью формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами (сейчас выглядящая крайне наивной) работала на избрание директора ЗИЛ, крупнейшего московского завода, депутатом «от Москвы». Все было обвешано плакатами этого Бракова, и только лишь его показывали по телевизору. Но его соперник, Борис Ельцин, набрал 94% голосов.

Так вот, о вакцинации. Нет сомнений, что вакцинация — это важный государственный приоритет. На вакцину потрачены огромные ресурсы; цена промедления очень высока. На вакцинацию введение вакцины или анатоксина с целью создания активного специфического иммунного ответа иммунной системы организма против возбудителя инфекции тратится драгоценный политический ресурс — когда заставляют или вынуждают граждан человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.Также форма устного и письменного обращения к человеку в советском и постсоветском обществе вакцинироваться. Ну и как, новостные каналы и агентства, ведущие «пилорам» и т. п. смогут кого-нибудь убедить? Они могут, естественно, закупить накрутку просмотров и лайков и отчитаться перед высшим начальством о якобы достигнутом влиянии. Ну то есть о сотворении макета информационного агентства в натуральную величину. Но ясно же, что не могут и не смогут что-то реально поменять. Никого переубедить — не расковырять старенькую рану, а именно переубедить, — они никого не могут.

 

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

ВС РФ уничтожили в Часовом Яре шестиэтажный бункер с генералами НАТО

Также мощные удары были нанесены по объектам в Харькове и Николаеве. В ...