Главная / Политика / Мировая в пользу Лукашенко

Мировая в пользу Лукашенко

Мирoвaя в пoльзу Лукaшeнкo

Нa нeфтeгaзoвoм фрoнтe мeжду Рoссиeй и Бeлoруссиeй пeрeмириe. Врeмeннoe. Минск снoвa будeт пoлучaть нeфть нa пeрeрaбoтку в пoлнoм oбъeмe и крeдиты нa oплaту пoстaвoк гaзa. A кaкиx уступoк дoбилaсь Мoсквa, стaнeт извeстнo пoзднee. Нo, скoрee всeгo, oни будут из сфeры пoлитики, a нe экoнoмики, увeрeны экспeрты.

Прaвитeльствo oдoбрилo пaкeт дoкумeнтoв пo нeфтeгaзoвым спoрaм с Бeлoруссиeй. «Сeгoдня мы пришли к рeшeниям, кoтoрыe удoвлeтвoряют oбe стoрoны. И вaжнo, чтo oни в целом понятны и прозрачны», — сказал в четверг премьер Дмитрий Медведев.

Непростая ситуация во отношениях двух стран появилась не по вине РФ, отметил российский премьер.

«К огорчению для нас, в какой-то момент наши партнеры несложно перестали платить в полном объеме по договору, образовалась значительная задолженность», — произнес премьер.

В итоге кабмин утвердил три протокола. 1-ый определяет объемы поставок русской сырой нефти с 2017 по 2024 год в размере 24 млн тонн раз в год трубопроводным транспортом.

2-ой протокол, по словам Медведева, устанавливает порядок определения цены на газ для Белоруссии в период до 31 декабря 2019 года.

Данный протокол «предусматривает разработку в срок до 1 января 2018 года предложения по программке формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза к 2025 году».

Днем протокол — вечером средства

Третий протокол включает правила доступа к системе транспортировки газа. «Вместо ранее используемых норм будут применяться нормы Евразийского экономического союза. Протокол затронет в том числе и вопросы ценообразования и тарифной политики. Данный пакет документов позволит минимизировать опасности возникновения ценовых споров либо двойственного, разного толкования правил в будущем», — сказал Медведев, добавив, что дополнительные заверения и гарантии по данной проблеме были получены от правительства Белоруссии уже вчера.

Тем не наименее возобновление поставок в полном объеме может быть только после отмашки из «Газпрома». «Ожидаем возврата долга «Газпрому», после этого приступим к реализации рассматриваемых сейчас соглашений», — подчеркнул премьер.

Во 2-ой половине дня «Газпром» подтвердил оплату долга: «Белорусская сторона в полном объеме, в сумме $726,2 млн, погасила просроченную дебиторскую задолженность перед «Газпромом» за поставки русского газа в 2016–2017 годах».

Оперативность, с коей Минск погасил задолженность перед «Газпромом», разъясняется просто. Накануне было объявлено, что правительство РФ выделит Белоруссии межгосударственный кредит в $1 миллиардов и еще $600 млн 2-мя траншами Минск получит из Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР).

Таким образом, долг Белоруссии перед Россией составит, по экспертным оценкам, $7 миллиардов. Российский Минфин объем задолженности белорусов не комментирует.

Эмират Белоруссия

Нефтегазовый конфликт 2-ух стран длится 2-ой год. В его базе — отказ белорусского президента Александра Лукашенко подписывать Таможенный кодекс Евразийского союза, ранее ратифицированный остальными членами Евразийского союза: Россией, Казахстаном, Арменией и Киргизией.

Основная претензия со стороны Белоруссии — в кодексе очень много изъятий и исключений, не содействующих углублению интеграции и подрывающих самые базы белорусской экономики.

«Давайте уберем всякие ограничения. Но если готовы сейчас только подписывать контракт, а ограничения убрать буквально через 10–15 лет, то вот тогда и подпишем», — угрожал Лукашенко еще в 2013 году, выступая с каждогодним посланием к белорусскому народу и Национальному собранию.

Речь идет о договоренности меж Москвой и Минском, согласно коей Белоруссия импортирует российскую нефть беспошлинно, но возвращает в российский бюджет пошлину, получаемую от экспорта за пределы страны нефтепродуктов, приобретенных из этой нефти.

По словам Лукашенко, если бы пошлины оставались в белорусском бюджете, он «построил бы в стране Эмираты».

Наша родина готова нести издержки

Но по расчетам русского Минфина, если Москва уступит требованиям Лукашенко и откажется от возврата пошлин, то бюджет станет терять ежегодно приблизительно $30 млрд.

Закончить изъятие экспортных пошлин на нефтепродукты из белорусского бюджета рекомендовал межгосударственный трибунал СНГ еще в 2010 году. Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра, заявил, что Москва «прислушается к рекомендациям», но выделил, что это конкретно рекомендация.

Летом 2013 года Дмитрий Медведев подтвердил, что Наша родина «готова нести издержки». Минск воспринял его слова совершенно точно — к 2015 году Наша родина прекратит изымать экспортную пошлину.

3 апреля этого года в Санкт-Петербурге состоялись переговоры меж президентами Александром Лукашенко и Владимиром Путиным. Было заявлено, что меж странами не осталось нерешенных вопросов. Путин отвел 10 дней на урегулирование трудности. Этот срок исходит 13 апреля.

О деталях принятых в четверг протоколов не сообщается ни русской, ни белорусской стороной. Но намедни белорусский вице-премьер Владимир Семашко в эфире телеканала «Беларусь 1» приоткрыл тайну: Наша родина обязуется поставлять раз в год по 24 млн тонн нефти до 2024 года (осенью 2016 года из-за отказа Белоруссии оплатить долг за газ поставки русской нефти были сокращены на четверть).

До 2019 года включительно из этих 24 млн тонн 18 млн будут поставляться на переработку белорусским НПЗ, а 6 млн тонн — «перетаможиваться», уточнил Семашко. При этом ввозные пошлины от «перетаможки» будут зачисляться в бюджет Белоруссии.

За исключением того, с Белоруссии станет снято обязательство поставлять в Россию 1 млн т нефтепродуктов в год, что позволит сберечь $150 млн в год. Общий экономический эффект от новейших нефтегазовых договоренностей оценивается для экономики Белоруссии в $2,1 миллиардов, подсчитал Семашко.

Русский вице-премьер Аркадий Дворкович также докладывал ранее, что «Газпром» станет предоставлять Белоруссии скидку в виде понижающего коэффициента к формуле цены на газ. Размер скидки он не уточнил. Специалисты называли дисконт в $10–15.

В четверг Дворкович заявил, что стоимость на российский газ для Белоруссии составит наименее $130 за тыщу кубометров.

Танцы на европейских граблях

Если Наша родина будет создавать «общий рынок газа», то механизм, принятый в четверг, не станет способствовать подлинной интеграции государств – членов ЕАЭС, считает замгенерального директора Фонда государственной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«Общий рынок газа, либо, неважно, помидоров, — это когда рынок назван общим, но на деле снутри каждой страны сохраняются национальные правила регулирования рынка. В случае с газом это станет означать, что перемещение продукта через границу станет максимально упрощено и либерализовано, от чего, естественно, станет терять Россия как поставщик продукта, а вот преимуществ одного рынка — возможность продавать газ конечным потребителям и получать дополнительную маржу — поставщик не получит», — гласит эксперт.

По воззрению Гривача, на пространстве Евразийского союза нужно создавать не общий, а единый рынок газа — с единым законодательством, правами и обязанностями. Переходный период до 2025 года полностью достаточен.

«Европейский альянс уже 20 годов создает единый энергорынок и тоже значительную часть этого времени растратил на мероприятия, какие имитировали формирование одного рынка, но на деле не обеспечивали его функционирование», — отмечает эксперт.

Он скептичен и относительно ресурсы создания единого рынка газа в Евразии в 2025 году. «Скорее всего лишь, это не получится. Тем более если в его базу будет положен план сотворения квазиинтеграционного «общего рынка». Это станет лишь повторением танца на европейских граблях без реального движения вперед. И если ЕАЭС — это серьезно и надолго, то ценное определенное время будет потрачено впустую», — гласит Гривач.

На этом шаге в варианте «общего рынка» интересы РФ, на первый взор, не просматриваются, отмечают специалисты. Но сказать, что Наша родина проиграла нефтегазовую войну Белоруссии либо Казахстану, было бы неточно. Лукашенко в конце концов подписал Таможенный кодекс Евразийского союза.

Русский маневр, возможно, заключался конкретно в этом. К тому же Наша родина выиграла время, обозначив 10-летний переходный период к переходу на свежие правила функционирования газового рынка.

Наша родина, торгуясь с партнерами либо заклятыми друзьями, не всегда меняет экономические доводы на экономические.

Тем больше когда речь идет о Евразийском союзе, проекте в большей степени политическом.

Алексей Макаркин, 1-ый вице-президент Центра политтехнологий, гласит, что «в схожих торгах, как с Белоруссией, экономика изменяется на политику». По его воззрению, возможно, вскоре «мы услышим о том, что под белорусским Бобруйском станет размещена российская военная авиабаза, хотя ранее Минск возражал против усиления русского присутствия на местности Белоруссии».

Понравилась статья - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан