В регионе армяно-азербайджанского конфликта еще одно обострение. На прошлой неделе в итоге обстрела армянскими войсками села Алханлы Физулинского района Азербайджана погибла старая женщина и ее двухгодовая внучка. Минобороны Азербайджана сказало о том, что был нанесен ответный удар по позициям противника.
Восьмого июля, в субботу, министр обороны Азербайджана Закир Гасанов провел неожиданную проверку боеготовности войск в регионе конфликта. Пресс-служба минобороны докладывает, что «были уточнены решения по боевому применению войск и отработаны вопросы взаимодействия всех разновидностей и родов войск».
Эта официальная информация может свидетельствовать о том, что президент страны Ильхам Алиев в всякий момент может дать приказ о начале пришествия по всей полосы фронта. Таковой приказ конечно уже был отдан в апреле прошедшего года, и в течение 5-ти дней меж Азербайджаном и Арменией длилась широкомасштабная война, которую удалось приостановить лишь благодаря вмешательству Москвы и ОБСЕ.
Девятого июля, в воскресенье, Парламентская ассамблея ОБСЕ в ходе 26-й каждогодней сессии приняла резолюцию, в коей выражается «глубочайшее сожаление по поводу отсутствия прогресса в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта». ПА ОБСЕ призывает Армению и Азербайджан «немедленно вступить в предметные переговоры в интересах нахождения метода скорейшего вероятного устойчивого урегулирования конфликта».
В резолюции также звучит призыв к сопредседателям Минской группы ОБСЕ активизировать собственные усилия с целью заслуги мира в регионе. Напомню, что Минская группа ОБСЕ была сотворена в 1992 года решением Совета министров ОБСЕ. Сопредседателями Минской группы являются Российская Федерация, США, и Франция.
Специалисты отмечают, что после начала штатской войны на Донбассе в 2014 году ОБСЕ практически что абсолютно утратила энтузиазм к войне за Карабах и переключила свое внимание на инициированную Россией взрывоопасную ситуацию в Украине.
Для мирного урегулирования ситуации на Донбассе был сотворен формат «нормандской четверки» на уровне президентов и глав министерств зарубежных дел Украины, Германии, Франции и РФ. Была сотворена специальная мониторинговая функция (СММ) ОБСЕ, которая на неизменной основе действует на полосы противостояния конфликтующих сторон на Донбассе.
К огорчению, Минская группа ОБСЕ, в отличие от «нормандской четверки», абсолютно утратила инициативу в регионе конфликта меж Арменией и Азербайджаном.
В марте 2017 года сопредседатели Минской группы ОБСЕ Игорь Попов (Российская Федерация), Стефан Висконти (Франция), Ричард Хогланд (USA) и личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анжей Каспшик посетили Баку, Ереван и Нагорный Карабах. Итоги визита были неутешительны.
В собственном итоговом заявлении сопредседатели Минской группы не выдвинули никаких определенных предложений по восстановлению мира в регионе. Сущность заявления разрешено свести к формуле из известного мульта: «Ребята, давайте жить дружно».
В Баку и в Ереване очень скептически относятся к посреднической миссии Минской группы, не ждя от нее никаких положительных результатов.
В создавшейся ситуации повинна сама Минская группа: в течение 3-х минувших годов она самоустранилась от мирного процесса и не пользовалась шансом развернуть в регионе армяно-азербайджанского противоборства мониторинговую главную миссию ОБСЕ, как это было изготовлено в Донбассе.
По вине Минской группы в Карабахе и вокруг него на полосы фронта в истинное время нет никаких устройств контроля за соблюдением Бишкекского протокола о перемирии, которое действует с марта 1994 года.
Как считают военные специалисты, для реального восстановления мира в регионе на длительной основе надо в зоне конфликта срочно сделать санитарную зону, в коей на первом шаге будут расположены мобильные мониторинговые группы ОБСЕ.
На втором шаге в эту нейтральную зону с согласия конфликтующих сторон разрешено было бы ввести смешанные миротворческие силы.
На 3-ем этапе следовало было бы начать полномасштабные переговоры с целью подписания рамочного мирного контракта между Арменией и Азербайджаном, в котором должны быть предусмотрены обоюдные компромиссные шаги Баку и Еревана по разрешению конфликта.
Самый непростой вопрос в дальнейшем урегулировании — это статус Нагорного Карабаха. В истинное время даже правительство Армении не признает его независимость, так как эта прежняя автономия не является стороной переговоров.
Вобщем, в Ереване открыто утверждают, что армянские войска будут выведены с 7 прилегающих к Нагорному Карабаху районов Азербайджана только лишь в том случае, если сам Баку признает его независящий статус. Естественно, таковой шаг означал бы для президента Ильхама Алиева политическую погибель. И вряд ли Баку пойдет на признание Нагорного Карабаха.
Таким образом, сейчас переговорный процесс по Карабаху зашел в тупик, но ни Москва, ни Брюссель, ни Вашингтон, внимание коих приковано к Сирии и Украине, не проявляют особенного интереса к конфликту Армении и Азербайджана.
Так что разрешено сделать прогноз: в близкие несколько годов нынешний статус-кво непостоянности в карабахском регионе сохранится. Стороны определенное время от времени будут обстреливать огневые позиции друг друга, обвиняя противника в нарушении перемирия.
Но ситуация поменяется, когда ведущие столицы мира вновь направят свои взгляды на Армению и Азербайджан. Когда это произойдет? Немаленькой вопрос.