Главная / Здоровье / Ведущий врач о нашей медицине в целом

Ведущий врач о нашей медицине в целом

Врач: бесплатная медицина — медвежья услуга для пациента и удавка для медика0

Миша Кондратьев — врач-педиатр. Во время учебы работал санитаром на скорой, медбратом в больничном отделении, после института — врачом приемного покоя детской инфекционной больницы (вид гражданского стационарного медицинского учреждения, направленного на лечение больных и/или специализированную углубленную дифференциальную диагностику заболеваний в стационарных условиях). Больше в медицине не трудится: после отработки клиника не продлила с ним контракт из-за жалобы и связанных с ней разбирательств.

Справедливости ради надо признать: наша медицина — действительно одна из самых доступных во всем мире. Но заложниками этого преимущества стали все: и врачи, и пациенты (человек или другое живое существо, получающий(-ее) медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания, патологического состояния или иного). Медработники тянут ношу нескольких ставок, переработок, ночных дежурств — медицина в нашей стране уже очень давно стала подвигом. С другой стороны, пациенты, злоупотребляя доступностью и бесплатностью мед помощи, в большинстве своем переложили ответственность за свое здоровье и здоровье собственных детей на плечи врачей. Я увидел ситуацию изнутри и хочу поведать о том, почему такое великое благо, как бесплатная медицина, — совершенно даже не благо.

Желаете приобрести медицинскую одежду по самым выгодным ценам? Это не проблема! Интернет магазин https://www.kamey.ru мед одежда спб с легкостью поможет вам в этом! Огромный ассортимент и низкие цены не оставят Вас равнодушными.

Большинство белорусских родителей пациентов считают, что им должны. Участковый педиатр должен примчаться на вызов по любому самому малозначительному поводу. Родитель потребует и анализ крови, и рентген грудной клеточки в первый же день болезни. Вызовет скорую доехать до больницы не просто потому, что ребенку очень плохо, а потому, что жалко денег на такси. Некие обращались в больницу, потому что ленились идти в поликлинику и сидеть в очереди, просто потому что ребенок начал кашлять, а они проезжали мимо больницы и «заглянули проконсультироваться». Неких убеждаешь лечь в больницу, они пишут отказ, предупреждаешь, что станет ужаснее, — ответ: так мы опять приедем или вызовем бригаду СМП. Я все эти примеры не с неба беру — это реальные эпопеи из моей практики.

И это только цветочки по сравнению с теми ужасами, которые случаются, и случаются полностью закономерно. Но корень у тех и у других один: беспечность, безответственность родителей, привитая им доступностью бесплатной медицины. Вот она, медвежья услуга!

Для чего напрягаться?

Проглотил монетку или батарейку, накормили копченой колбасой в 10 месяцев, испил уксус или хлорку, нашел шприц на помойке и укололся, поиграл со спичками — это и почти все другое может случиться по вине родителей, когда ребенок остался без соответствующего внимания. Иногда самые простые вещи приводят к тяжелейшим последствиям.

В обрисованных ситуациях однозначно виноват родитель? Взрослый пациент? Поначалу я был в этом убежден. Но дежурство за дежурством наблюдал за инфантильными взрослыми и спрашивал себя: «А как бы я поступил на их месте? Без мед знаний, без опыта?» А потом пришел еще к одному вопросу: «А зачем им тужиться, беспокоиться, суетиться, если можно вызвать бесплатного участкового, бесплатную скорую, востребовать бесплатный рецепт, а чуть что не по нраву — тогда и жалобу (письменное требование, обращенное к уполномоченному государственному органу об устранении нарушений прав и законных интересов) написать». Для чего сложности, когда можно на всем готовом? Я это без упрека пишу: для чего? Рыба ведь ищет, где глубже, а пациент — где бесплатно…

И как быть с такими клиентами? Можно им помочь: дать рекомендации — и пускай идут себе с господом. Только они вернутся, опять и опять. А можно помочь по-настоящему. Вооружить их познаниями, заинтересовать, заставить самим заботиться о себе и своих детях.

Неуж-то за все эти годы никому не пришла в голову мысль разработать для родителей какие-то базовые советы по оказанию первой помощи своему ребенку? При температуре — это, при поносе — это, насморк лечится так, ингаляции делать тогда, при укусе клеща делать это. Элементарно! Это обязан знать каждый родитель, это должно быть постоянно под рукой, на бумажке, в телефоне (в виде приложения, например), по этим практическим основам экзамен нужно проводить в поликлинике с обязательной сдачей. И пока не сдашь — декретные не выплачивать! Да будь вы хоть три раза дипломированным специалистом в области экономики, если вы от температуры даете вашему ребенку (в основном значении, человек в период детства) антибиотик, а не жаропонижающее — грош стоимость всем вашим дипломам и медалям, потому что вы можете решить задачку целой фабрики, но облегчить состояние вашего ребенка не в силах!

Скажете, что у вас нет специального мед образования, вы в этом не должны разбираться. Отвечу очень просто: у меня тоже нет специального образования в других областях. Но я же в состоянии минимально обслужить автомобиль (поменять колесо, технические воды), установить программу на телефон и компьютер, почистить их от вирусов, настроить ПО на телевизоре и пр. И я вас уверяю: те элементарные навыки, которые перечислены выше, не требуют специального образования — ими просто напросто необходимо владеть по умолчанию.

Врачи (человек, использующий свои навыки, знания и опыт в предупреждении и лечении заболеваний, поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека) — лакеи?

Меня (фамилия) возмущало, как предки оправдывали свое бессилие поведением ребенка. «Ну не хочет он пить пилюли!», «Рвет его от сиропа!», «Не могу его напоить!», «Не посиживает она на ингаляции!».

В смысле? В 4 года не пьет таблетки? Так его от всего рвет, что он не желает пить: это не повышенный рвотный рефлекс, а капризы. Как не можешь напоить в 3 года? А с ложки буквально через «не хочу» пробовала? Плакать будет? А когда катетер в ручку ставить будут для капельницы, думаешь, смеяться станет?

Когда я воспринимал пациентов в приемном покое, в некоторых случаях чувствовал себя прислужником. Родители заказывали анализы, торопили с их выполнением, вызывали в бокс по нескольку раз то доктора, то медсестру. А почему пациенты, родители (ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (см. отец и мать)) пациентов чувствуют себя хозяевами положения? Просто потому что могут жаловаться кому угодно и сколько угодно. И им, конечно же, поверят.

Пациенты избалованы теми способностями, которые получили при бесплатном здравоохранении, а если им пытаются показать границы, то перебегают в наступление: качают права, угрожают жалобами и пишут их даже по пустякам.

Да как вы смеете указывать мне, дипломированному спецу после 7 лет учебы, что в первый день болезни вашему 17-летнему 85-килограммовому мальчугану с температурой 38,5 и кашлем нужен рентген, если нет хрипов в легких?! (Никак не могу запамятовать первую жалобу, которая поступила на меня.)

Врач: бесплатная медицина — медвежья услуга для пациента и удавка для медика1

Что она значит для меня, эта самая жалоба? Это звоночек. «Что я сделал не так? Где я ошибся?» Начинаешь волноваться, раз за разом возвращаться к проблемному пациенту. Думаешь об этом по дороге домой, а позже и дома. Дома просишь, чтобы домашние оставили тебя в покое. (Да! Доктора носят домой свою работу.) И даже, казалось бы, в очевиднейшей обстановке, когда беспокоиться не о чем, сто раз себя успокаиваешь, прежде чем перестать волноваться. Я знаю, что остальные врачи научились на пустые жалобы внимания не обращать. Возможно, я просто напросто не успел доработать до их стажа.

Жалоба — удавка

Никому не открою чего-то нового, но все же озвучу, как с жалобами больных поступает начальство: с меня требуют объяснительную, проводят проверку, отыскивают мою вину. Проще всего — найти виноватого и отрапортовать: «Наказали!», по другому следующая жалоба может прилететь уже на руководство.

Прекрасный пример, который и открыл мне глаза на работу с воззваниями граждан по-белорусски. И наглый родитель в нем есть. Вечером в наше фойе забежал взволнованный папа с малышом на руках и стал требовать, чтобы его без очереди провели на осмотр к лору. Ему был ответ: «К лору без очереди провести вас не сможем, проходите в бокс, ждите осмотра педиатра». Из бокса он вскоре убежал, не дождавшись моего осмотра, но жалобу написать успел. В жалобе ни единой претензии ко мне — только лишь к тому, как организован процесс приема больных в нашем учреждении. Угадайте, за что меня депремировали? За то, что обратившийся пациент не был зарегистрирован в соответственном журнале. «Я его должен был записывать?»«Нет, медсестра. Но ты отвечаешь за ее работу!» — слова начмеда.

Вот так: жалобу-удавку на мою шею закинул родитель, а затянул петлю — управляющий.

Врач — не враг пациента. Но обстоятельства, существующая система потребительского взаимоотношения (как со стороны пациентов, так и со стороны руководства) к рабскому труду медработника развела нас по различные стороны баррикад.

И пока поздним зимним вечером педиатр идет на 50-й визит в 22 часа, а мать дрожит над своим ребенком, потому что не понимает, что делать, чиновники отыскивают виноватых в жалобах, которые им отправляют новые и новые недовольные люди. И чиновники знают, что нужно исправить и что можно исправить, но не станут этого делать, пока могут «сливать» всю вину на рядовых медработников.

Я понимаю, что мое мировоззрение может показаться очень однобоким, сугубо медицинским. Это не совсем так. Как отец, я время от времени замечал ошибки других родителей и находил в них себя. Старался поставить себя на их место. Старался поискать оправдание их легкомыслию или, наоборот, излишней настороженности. Иногда удавалось. Но еще чаще я понимал, что можно было и не доводить до больницы — если бы предки были более заинтересованными, более подготовленными, даже без медобразования. Если бы система не избаловала их бесплатной медпомощью, а обучила, как быть для своего ребенка если не доктором-волшебником, то настоящим супергероем, умеющим спасти практически всегда.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Больше сна и меньше сахара: лучшие способы побороть слабость во время менструации

Brooke Cagle / unsplash.com Не секрет, что в «эти дни» женщина становится ...