Сегодня: г.

Катастрофа в регионах: денег нет и не будет

Facebooktwittergoogle_plusredditpinterestmail

Кaтaстрoфa в рeгиoнax: дeнeг нeт и нe будeт

Нe дoждaвшись нaчaлa прoгрaммы рeструктуризaции крeдитoв, рeгиoны нaчaли прoсить правительство о денежной помощи. Хакасия рассчитывает на 28,2 млрд рублей для погашения собственных долгов, Карелия объявила о нехватке 783 млн рублей для увеличения зарплат бюджетникам, Сахалинская область шантажирует прекращением 25 госпрограмм, надеясь на компенсацию за перераспределение налоговых доходов. Специалисты ждут новейших криков о помощи. Но на всех денежных средств нет.

Регионы не дождались реструктуризации и начали просить центр о срочной денежной помощи. На прошлой неделе выступила пресс-служба Верховного совета Хакасии. На собственном сайте она опубликовала воззвание республиканских властей к премьер-министру Дмитрию Медведеву и спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой выделить 28,2 млрд рублей. Хакасии требуется 17,9 млрд рублей для погашения коммерческих займов, а 4,3 млрд рублей не хватает на погашение просроченной кредиторской задолженности.

Регион остро нуждается в денежной помощи, «так как в истинное время в Республике Хакасия сложилась трагическая ситуация», отмечается в заявлении правительства Хакасии.

Утраты бюджета республики произошли «из-за негативных тенденций в экономике прошедших лет и принятых за последние годы на федеральном уровне решений в области межбюджетных отношений и налогового регулирования». В частности, поболее 10 млрд рублей республика растеряла из-за налоговых реформ: отмены налога с продаж, налога на юзеров автомобильных дорог, доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию.

Ранее за поддержкой к федеральному центру обратилась Карелия. Регион просил выделить денежные средства, чтобы хватило ресурсов на выполнение «майских указов» Владимира Путина о повышении зарплат бюджетникам. Как отмечали в Минфине региона, в Карелии не хватает 783 млн рублей на выполнение мотивированных показателей по оплате труда учителей, докторов, работников культуры.

Близки к тому, чтоб попросить денежных средств из центра и в Пермском крае. Губернатор Пермского края Максим Решетников, ставший официально главой региона только лишь в сентябре, в эфире РБК с сожалением отметил, что «дотации для Пермского края сократились поболее чем вдвое», посетовав на каждогодний «креатив» в межбюджетных отношениях.

На очереди Мордовия

«В бюджетах многих русских регионов сложился структурный дисбаланс. В Хакасии в 2016 году недостаток до движения долга составил 33% от всех доходов. Ситуация в Хакасии изумительна тем, что сократилась и доходная часть бюджета, в частности, из-за новаций в области налогообложения», — комментирует ситуацию специалист Fitch Ratings Константин Англичанов.

Также выросли расходы бюджета, в том числе из-за майских указов президента. Дисбаланс бюджета наращивается уже не 1-ый год.

«В каждом регионе своя история с выявленными неувязками, однако Карелия и Хакасия похожи в том смысле, что немалая часть бюджета пополнялась конкретно налогами. Если регионы об этом молвят, значит, ситуация дошла до последней точки. Хакасии нужно как дать рыночные кредиты, так и дать долги по облигационным займам», — гласит Англичанов.

Эксперт подразумевает, что похожие трудности могут появиться также у других регионов – к примеру, Кировской области и Мордовии.

Вобщем, тяжелая ситуация на данный момент не только лишь у них.

По состоянию на 1 сентября 2017 года, объем задолженности по экономным кредитам, завлеченным субъектами от других бюджетов экономной системы РФ, вырос с начала года на 103 млрд. рублей, либо на 10,4%, и составил 1,1 трлн руб, сообщается в заключение к проекту федерального бюджета, изготовленного бюджетным комитетом Госдумы.

Благодаря прошлогоднему замещению коммерческих кредитов экономными кредитами эта задолженность снизилась до 550,2 млрд руб. Но в 14 регионах произошел рост коммерческой задолженности. Так в Кабардино-Балкарской Республике она выросла в 2,3 раза, в Волгоградской области – в 1,9 раза, Республике Мордовия – в 1,7 раза, Астраханской и Орловской областях – в 1,5 раза. Долги республики Хакасия и Кемеровской области выросли в 1,2 раза, сообщается в материалах комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Продлить агонию

Обострило ситуацию в регионах желание Минфина уменьшить бюджетный недостаток в регионах. Так, в ведомстве Антона Силуанов строго стали смотреть за выполнением регионами соглашений с министерством. В частности, в первом полугодии этого года субъекты федерации возвратили в ведомство Антона Силуанова поболее 80 млрд рублей экономных кредитов. Как посчастливилось выяснить «Газете.Ru», это связано с нарушениями обязанностей перед Минфином.

За последние годы объемы помощи регионам из федерального бюджета непреклонно сокращаются, и трансфертная политика федерального центра в целом перетерпела серьезные конфигурации.

В кризисном 2009 году толика в доходах региональных бюджетов трансфертов превосходила 25%, а в период кризиса 2015-2016 годов она снизилась с 18,8% в 2014 году до 15,9% в 2016 году, указывается в заключении на бюджет, приготовленном Высшей школой экономики (ВШЭ).

Кроме абсолютного и относительного сокращения трансфертов федеральный центр ужесточил и условия их предоставления, что «существенно ограничивает экономическую самостоятельность регионов», пишет ВШЭ. С 2017 года предоставление дотаций на выравнивание экономной обеспеченности было обосновано выполнением целого ряда обязанностей, не в полной мере зависящих от самого субъекта. К примеру, одно из их — обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов по отношению к прошлому году в сравнимых условиях. В случае невыполнения субъектом РФ принятых обязанностей, дотация на выравнивание экономной обеспеченности в следующие три года может быть снижена по сопоставлению с запланированным уровнем на 5%.

По воззрению экспертов ВШЭ, регионам стоило бы предоставить больше налоговых прав, чтоб компенсировать утраты доходов.

Но вместо этого правительство предлагает остальные меры.

В 2018 году регионы ожидают поддержки по реструктуризацию кредитов. Президент РФ Владимир Путин лично обещал симпатичные условия реструктуризации кредитов.

«В 1-ые два года деяния программы — max. льготные условия: регионам надо будет выплачивать всего лишь 5% долга раз в год. У субъектов таким образом высвобождаются денежные средства, появляются дополнительные ресурсы для решения социально-экономических задач, для решения задач, связанных с созданием новейших рабочих мест, для увеличения уровня жизни граждан», — отмечал президент на заседании Госсовете в конце сентября.

Вобщем, потом Минфин скорректировал условия ПО реструктуризации. По словам министра денег Антона Силуанова: регионы должны, в частности, уменьшить заимствования по рыночным банковским-кредитам до 50% от собственных доходов к 1 января 2020 года и не хранить экономные средства субъекта на банковских депозитах сроком поболее одного месяца.

В правительстве Астраханской области «Газете.Ru» поведали о том, что, согласно предложенной программке реструктуризации, регион должен возвратить в федеральный бюджет в 2018 году 0,6 млрд рублей за место предусмотренных по графику погашения 2,3 млрд рублей. «Таким образом, в бюджете области высвободятся денежные ресурсы объемом поболее 1,7 млрд рублей, кои могут быть ориентированы на решение соц. проблем», — отметили в регионе.

Как заявил в пятницу председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, совокупный эффект по всем регионам от реструктуризации кредитов только лишь за 2018 и 2019 год составит 430 млрд рублей. При этом суммарный долг регионов составляет поболее 2 трлн рублей.

Так что реструктуризация не выручит регионы, быстрее, продлит агонию.

Она позволит понизить уровень текущей долговой нагрузки, вызволить средства на улучшение, но если регион не может реализовывать ПО развития и обеспечивать подходящих инвестиционный климат, эти денежные средства будут просто «проедены», а трудности с долгами никуда не денутся и выплывут через какое-то определенное время, отмечает заместитель генерального ген.директора ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

Кому выручит Минфин

При этом эксперт подразумевает, что в близкое время правительство может получить просьбу о денежной помощи и от других регионов.

По словам Ярослава Кабакова, весьма многое станет зависеть от того, чем завершится история с просьбой о помощи властей Хакасии. «Ситуация двоякая: федеральное правительство попало в непростую ситуацию. С одной стороны, помогать нельзя: это разрешено будет трактовать как moral hazard, поощрение нерадивого поведение, и чревато лавиной соответственных просьб из других регионов. С другой стороны, основная причина томного положения весьма многих регионов вправду связана с возложенной на их центром задачей выполнения «майских указов», потому с высокой толикой вероятности разрешено ожидать, что станет принят некоторый «средний» вариация, например таковой: выделить республике некую экстренную помощь, пусть и в объеме наименьшем запрашиваемого, но сразу – наказать местное руководство», — комментирует эксперт.

Опрошенные спецпредставители регионов не смогли оперативно предоставить ответы.

Пока федеральные власти пробуют решить трудности конкретных регионов в личном порядке.

В Минфине сказали о том, что «осведомлены о обстановке с бюджетом Хакасии». А «вопрос увеличения сбалансированности бюджетов регионов прорабатывается», — обтекаемо ответили в министерстве.

Но возможности Минфина также ограничены, решить вообще все проблемы регионов «в личном порядке» ведомство Антона Силуанова не в состоянии.

Также в личном порядке, к примеру, сейчас решается и конфликт меж Сахалинской областью и федеральным центром, появившийся в сентябре 2017 года. Правительство в спецпроекте федерального бюджета на 2018-2020 годы перераспределило налоговые доходы региона от СРП-проекта «Сахалин-2» в пользу федерального центра.

В ответ Сахалин опротестовал спецпроект федерального бюджета в Госдуме и пригрозил закончить финансирование 25 госпрограмм. Стоимость спора оценена в 36,6 млрд. руб. Как докладывает РБК со ссылкой на источники в правительстве, вице-премьер и полпред президента в ДВФО Юрий Трутнев условился с регионом о компенсациях выпадающих доходов за счет экономных субсидий.

Как следует из материалов к бюджету, пока меж субъектами распределено 1,2 трлн руб., либо 74% от общего объема, запланированного на уровне 1,7 трлн руб.

То конечно есть у правительства конечно есть возможность распределить конечно еще 500 млрд руб, не меняя конструкции федерального бюджета, конечно уже одобренного Госдумой 27 октября. В этих критериях выиграть смогут те регионы, кои первыми заявят о собственных проблемах.

Трудности остальных будут конечно уже за рамки экономных возможностей. Так что поддержку от Минфина сумеют получить только лишь наиболее расторопные регионы, кои попросят ее первыми.

Если, естественно, они на это отважутся, потому что их смогут за это агрессивно наказать.

«Многие регионы готовы на данный момент просить помощи, но они просто напросто боятся это делать общественно: легко разрешено получить в ответ жесткие санкции от правительства. Но и терпение у субъектов федерации кончается: доходы падают, экономика не вырастает, Минфин ведет жесткую межбюджетную политику и отбирает налоговые поступления, когда считает необходимым, как это было в прошедшем году с 1% налога на прибыль», — констатирует депутат Госдумы от Иркутской области Миша Шапов.

Facebooktwittergoogle_plusredditpinterestmail
 
Статья прочитана 179 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Новости Башкирии

Игры онлайн

Все игры

Играть в игры

    Читать нас

    Связаться с нами

    novostic@yandex.ru

    Регистрируясь либо нажимая кнопку «Комментировать» - "Отправить", я принимаю пользовательское соглашение (Политику конфиденциальности) этого сайта и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности. Полное копирование материала разрешено только с рабочей активной ссылкой на сайт.