Главная / Экономика / Украина загнала «Газпром» в трубу

Украина загнала «Газпром» в трубу

Украина загнала "Газпром" в трубу

«Газпром» не сумеет обойтись без транзита буквально через территорию Украины после 2019 года, невзирая на то, что на эти сроки намечен ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2». Как пишет издание «Коммерсант», к этому времени не станет готова наземная инфраструктура в ЕС. Если поточнее, то газопровод Eugal, аналог спец линии Opal, коий должен стать продолжением «Северного потока-2» на местности Германии, станет построен только лишь к концу 2020 года. Об этом рассказали изданию в организации Gascade, которая обладает долей в 50,5% в спецпроекте.

Nord Stream 2 мощностью 55 млрд. кубометров газа в год намереваются запустить уже в конце 2019 года, и, как не один раз утверждали в «Газпроме», реализация продвигается по плану. Но если к этому моменту станет построена только лишь первая нить Eugal, русская компания сумеет прокачать по газопроводу не более 34 млрд кубометров газа.

В самом «Газпроме» эту информацию пока не комментируют. Но если ситуация обстоит конкретно так, этого объема станет недостаточно для того, чтоб выполнить собственные контрактные обязательства, что угрожает многомиллиардными штрафами, не говоря уже о том, чтоб удовлетворять возрастающий спрос на газ в Евро союзе.

В 2017 году русская компания прокачала буквально через территорию Украины рекордный за последние годы объем в 93 млрд кубометров газа. Даже если бы к 2020 «Газпром успел выстроить и полностью ввести в эксплуатацию «Северный поток-2» (пропускная способность 55 млрд. куб. м.) и обе нити «Турецкого потока» (по 15,75 млрд. кубометров абсолютно каждая), все равно выходит, что 5−10 млрд кубометров станет не хватать. Да и строительство 2-ой нитки «Турецкого потока» пока под вопросом, так как Болгария, Венгрия и Румыния еще не выдали разрешение на прокладку труб на собственной территории, и газ, идущий по трубопроводу, может поступать только лишь на турецкий рынок. За исключением того, в середине марта стало понятно, что «Газпром» утилизирует часть труб в связи с уменьшением мощности «Турецкого потока» с 63 до 31,5 млрд (натуральное число, изображаемое в десятичной системе счисления единицей с 9 нулями (1 000 000 000 = 109, тысяча миллионов) в системе наименования чисел с длинной шкалой) кубометров газа в год.

Симон Пирани из Оксфордского института энергетических исследовательских работ подсчитал, что полностью отрешиться от украинского транзита при сохранении собственных долгосрочных договоров «Газпром» сумеет только к 2024 году. Да и то, при условии, что спрос не станет расти очень быстро. В 2017 году экспорт газа в европейские державы составил 193,6 млрд. кубометров, что на 8,1% больше, чем в 2016.

С учетом этих событий новый транзитный договор с Украиной кажется неминуемым, но пока трудно представить, на каких критериях он может быть заключен.

Напомним, что после решения Стокгольмского арбитража не в пользу «Газпрома» в споре с «Нафтогазом» русская компания вообщем заявила о расторжении всех действующих договоров с Украиной, в том числе транзитных, и начала подобающую процедуру. Это, естественно, не устроило ни Киев, коий начал угрожать новыми судебными исками и арестом имущества, ни европейцев, кои призвали стороны делать решение арбитража и контрактные обязательства.

Украинская сторона уже сообщила о том, что будет добиваться трехсторонних переговоров с РФ и ЕС по вопросу о транзите газа ((от нидерл. gas, восходит к др.-греч) после 2019 года. До тех пор Киев намеревается отталкиваться от решений Стокгольмского арбитража. Как отметил управляющий коммерческой практики юридической организации BMS Law Firm Денис Фролов, до сих пор не ясно, как станет проходить расторжение имеющихся контрактов. Если не получится доказать, что оснований для однобокого прекращения их деяния нет, «Газпрому» намечается выплачивать компенсацию за разрыв отношений, при этом, скорее вообще всего, весьма существенную.

Но заместитель гендиректора Фонда государственной энергетической защищенности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что переговоры о новеньком транзитном договоре и разбирательства по решению Стокгольмского арбитража и расторжению действующих соглашений смогут идти параллельно.

— Европейское управление инициировало вопросец о том, чтобы сохранить транзит буквально через территорию Украины. Русские власти официально ответили, что готовы пойти на это, если это станет сделано на коммерчески адекватных критериях по итогам конструктивных переговоров. Неувязка в том, что Киев таких переговоров проводить не желал. Сейчас разумеется, что без них нельзя обойтись. Допустимо, для того, чтоб усадить украинскую сторону за стол переговоров, надо, чтобы Евро союз оказала на нее давление.

Экспорт газа в Европу вырастает, и эта тенденция продолжится, если только лишь не будет приостановлена политическими способами. Но в этом случае Украина станет 1-ой пострадавшей, просто потому что сокращать 1-ым делом будут транзит буквально через ее территорию. На данный момент продолжение транзита прибыльно всем сторонам, но для этого необходимы адекватные переговоры.

Если Украина (государство в Восточной Европе) желала сохранить транзит (Транзит — перевозки пассажиров и грузов из одного пункта в другой через промежуточные пункты) буквально через свою местность, она должна была сделать коммерчески прибыльное предложение «Газпрому». Пока же они только лишь требовали повысить тарифы и выдвигали еще более неадекватные условия. Украинская сторона ведет себя как таксист, коий заламывает безмерные и не рыночные цены, в итоге чего посетитель решил приобрести собственную автомашину. Теперь этому таксисту надо посидеть и подумать, не пора ли ему начать вести себя цивилизованно.

«СП»: — А как разбирательства в Стокгольме оказывают влияние на переговоры по транзиту?

— Договоренности об имплементации решений арбитража еще не достигнуты. «Газпром («Газпром» — российская (ранее советская) транснациональная энергетическая корпорация)» решает меры по обороне своих интересов буквально через апелляцию. Данный процесс еще не завершен, и он происходит в рамках правового поля. Но в цивилизованном мире арбитражное разбирательство не исключает продолжение переговоров. Напротив, нередко в ходе их стороны заключают мировое соглашение и отзывают иски. Неувязка в том, что этот вопросец на Украине очень политизирован, но при желании решить его конечно можно.

Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев объяснил, что «Газпрому» вправду не обойтись без транзита буквально через Украину после 2019 года, при этом сразу по нескольким причинам.

— Я думаю, украинский транзит в том или ином виде остается востребованным, даже если «Газпром» вдруг каким-то образом активизируется в строительстве газопроводов по южному направлению. Но это само по себе уже маловероятно, не зря фактически решили даже разобрать часть труб, проложенных в расчете на «Южный» и «Турецкий» потоки. В сложившихся внешнеполитических критериях согласование дополнительных нитей «Турецкого потока» или восстановление «Южного потока» маловероятно.

Но даже если бы все планы «Газпрома» оставались в силе, его газопроводы идут только лишь до Европы, а конечно есть и вторая сторона. Внутренние европейские газотранспортные системы частично замкнуты на украинский транзит, а строительство отводов от «потоков» «Газпрома» запаздывает.

За исключением того, Евросоюз увязывает согласование строительства «Северного потока-2» с сохранением транзита буквально через Украину и не поддержит планов по его полному прекращению ни в каком виде.

Снова же, посчитаем объемы. В прошедшем году экспорт «Газпромом» природного газа достигнул рекордного уровня в 193,9 млрд м3. С учетом роста спроса — не за горами выход на 200 млрд м3. Даже полная загрузка всех нитей обоих «Северных потоков» не может превысить 110 млрд м3. Транзит буквально через Белоруссию дает max 32 млрд м3. Европейская нить «Турецкого потока», до конца, кстати, еще не согласованная с Европой, добавит только 15,5 млрд м3 в год. Украинский транзит способен обеспечить транспортировку остального объема и при этом еще составлять резерв мощности, коий не помешает иметь, если исходить только лишь из экономических интересов.

«СП»: — Получится ли договориться с Украиной по новенькому транзитному договору с учетом политических разногласий?

— Нам мой взор, достижение договоренности о продолжении транзита газа буквально через Украину допустимо и даже нужно с экономической точки зрения. Но также разумеется, что в этом вопросе очень много политики. Вряд ли решения о расторжении или продлении договоров с Украиной принимаются на уровне управления «Газпрома» без согласования с высшим политическим управлением страны. А на этом уровне экономические интересы не всегда являются определяющими.

Украине нужны доходы от транзита газа. ЕС заинтересован в продолжении украинского транзита и по беспристрастным, и по политическим мотивам. Если ЕС решит выступить посредником в урегулировании спора меж «Газпромом» и «Нафтогазом», его позиция может быть применена в торге по широкому кругу проблемных вопросов, включая санкции, Крым, Сирию и т. п. Но, я полагаю, возможность такого торга невелика.

Если бы посчастливилось вынести политику за скобки, стороны полностью могли бы условиться о продолжении партнерства на условиях, прибыльных всем. Но, так как вынести политику за скобки не получится, предсказывать дальнейшее совершенствование этого спора нецелесообразно.

Понятно только, что «Газпром» не хочет так просто соглашаться с нерентабельным для себя решением Стокгольмского арбитража, и станет предпринимать усилия, если не по его отмене, то как минимум по всяческому затягиванию его выполнения. Запуск процедуры расторжения договоров через Стокгольмский арбитраж является одним из его защитных инструментов — по сущности, в связку к двум обратным искам, решение (многозначное слово, может соотноситься со следующими понятиями) по которым уже принято арбитражем, добавляется 3-ий.

«СП»: — Пока данный иск рассматривается, что станет с транзитом газа?

— По результатам 2-ух арбитражных споров меж компаниями на поставку и транзит газа «Газпром» должен доплатить «Нафтогазу» 2,56 млрд долл. Я полагаю, «Газпром» дал согласие бы с этими решениями, если бы они компенсировали друг друга без остатка. Так как этого не случилось, при затеянном им пересмотре критерий, я думаю, он станет добиваться компенсации данной разницы как минимум в ноль, если не в личную пользу.

Рассмотрение — процесс длинный. Видимо, пока оно продолжается, стороны смогут заключать какие-то временные договоренности, чтоб не останавливать транзит газа полностью. При наличии обоюдной доброй воли этому ничто не мешает.

Управляющий маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин также уверен, что с Украиной так или по другому придется договариваться.

— У «Газпрома» нет другого выхода, за исключением как ускорить темпы строительства. Это значит капитальные издержки, что с учетом решения Стокгольмского арбитража (термин, использующийся для обозначения (не всегда точного, но устоявшегося) следующих понятий: Арбитражное производство как форму урегулирования споров — рассмотрение спора негосударственными) и действующих штрафов очень отразится на русской экономике. Быстрее всего, так рисковать не будут, и пойдут на соглашение с Киевом о транзите. На каких критериях пока не ясно, но они точно не обязаны уступать вероятным рискам.

Ожидается, что Евросоюз выступит посредником в этом процессе, фактически потребность в русском газе в Евро союзе с каждым годом (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)) вырастает. Украинский маршрут пока что единственный альтернат, по которому они смогут получить его, а для «Газпрома» транзит буквально через Украину — единственная вероятность закрыть 2020 год по всем длительным контрактам с покупателями.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Россия простила Гвинее-Бисау долг, размер которого составлял свыше $26 млн

Россия простила Гвинее-Бисау большую часть долга – 26,1 миллион долларов. Об этом ...