Главная / Общество / До «Матильды»: новая опричнина и идея сакрального террора в современной России

До «Матильды»: новая опричнина и идея сакрального террора в современной России

Дo "Мaтильды": нoвaя oпричнинa и идeя сaкрaльнoгo тeррoрa в сoврeмeннoй Рoссии

В связи с пoлeмикoй пo пoвoду кинофильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя в поле зрения широкой общественности попало радикальное околоцерковное псевдоправославное движение, получившее в средствах массовой инфе различные наименования, самыми запоминающимися из коих следует признать «православный Талибан» и «православный ИГИЛ».

Лицом этого для многих нового и внезапного по силе движения стала Наталья Поклонская, депутат Гос. Думы и знак «русской весны». Крымский символический капитал, существенно потускневший с 2014 года, вообще все же позволил ей возглавить монархическую оппозицию «справа» и мобилизовать православный электорат, жаждущий выполнения страной программы очищения страны от неприятельских сил, мешающих восстановлению теократического эталона Русского королевства.

Однако следует напомнить, что религиозно-политическая оппозиция, выступающая от имени православия с приложением сакрального контроля над политическим и культурным полем, появилась задолго до Натальи Поклонской и массовых протестов против кинофильма «Матильда». Эта оппозиция существует с начала 1990-х годов как религиозный андеграунд, во многом критичный по отношению к политике РПЦ и власти. Институциональным центром этого движения являются малочисленные, но интенсивные в медийном пространстве «опричные братства», более известное из коих – Союз православных хоругвеносцев (СПХ).

СПХ был сотворен в 1992 году и возглавляется с момента основания Леонидом Симоновичем-Никшичем. Немаленькой резонанс в русском обществе вызвал судебный процесс 2010 года против хоругвеносцев за распространение художественной продукции с трехчерепным эмблемой и девизом «Православие либо смерть».

В последнее десятилетие члены братства, выступая в устрашающем виде монахов-воинов, специализируются на художественно-политических промоакциях протеста против важного искусства и гей-парадов. Широкую известность этому обществу принесли их символические инквизиционные перформансы, такие как похороны игрушечной мортышки как знака дарвинизма и атеизма в 2007 году, общественное сожжение в 2008 году «Дня опричника» и «Сахарного кремля» Владимира Сорокина, сожжение книжек о царской семье Эдварда Радзинского и «Евангелия от Соловьева» известного телеведущего Владимира Соловьева, а в настоящее время и ритуальное сожжение постера «Матильды» и фото режиссера Алексея Учителя. Вообще все эти произведения объявлены неоопричниками святотатством, унижающим русскую историю, православие, российский народ-богоносец и российское катехоническое правительство.

Сегодня в лице Натальи Поклонской эта монархическая контркультура отыскала поддержку в высшем законодательном органе Русской Федерации. Невзирая на дистанцирование Поклонской от религиозного экстремизма, ее почитание Николая II как ритуальной жертвы за Россию сближает ее с идеологией неоопричнины.

Неоопричная доктрина

Современная неоопричная доктрина всходит к идее российской теократии и традиции сакрализации монархов (см. Успенский Б.А. Правитель и Патриарх: харизма власти в РФ. Византийская модель и ее российское переосмысление,1998). Возрождение монархического опричного эталона напрямую связано с реабилитацией и интенсивной работой ряда церковных и мирских учреждений в начале 1990-х годов по канонизации Ивана Сурового как основоположника Российской монархии. Потребности канонизации Сурового в неоопричных текстах всегда сопровождаются требованиями канонизации Григория Распутина, а в 1990-х и канонизации Николая II и королевской семьи (причислены к лику святых в 2000 году).

Апологетика Ивана Сурового в ультраконсервативных православных кругах всходит к публицистике митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927–1995), до этого всего его книжке «Самодержавие Духа», вышедшей в 1994 году. Потому неоопричное теология называют конечно еще Доктриной митрополита Иоанна. Согласно неоопричной теологии, статус православного монарха выше, чем статус церковной иерархии. В данной богословской доктрине отсутствует принцип симфонии мирской и церковной власти, потому РПЦ систематизирует неоопричнину как ложь царебожества.

Опричнина описывается в трудах митрополита Иоанна и ряда других идеологов царебожества как облик небесного воинства, как православный аскетический эталон и сакральное орудие в эсхатологической битве с антихристом, где вообще все средства неплохи. Сакральный террор, направленный на борьбу с неприятелями православия и русского государства, является основной целью неоопричных союзов и братств.

Идеология неоопричнины распространяется рядом изданий, из коих можно выделить, литературно-художественный альманах «Священная хоругвь», газету «Русь православная», веб-сайты «ОдигитриЯ» и «Русская народная линия». Единственный из ведущих авторов неоопричных изданий – историк, прежний пресс-секретарь митрополита Иоанна Константин Душенов. Невзирая на тот факт, что Душенов был осужден за экстремизм (в 2010 году приговорен к 3-х летнему сроку за юдофобство по 282 статье, вышел досрочно в ноябре 2012 года), его книжки можно приобрести в церковных книжных лавках, он пользующийся популярностью видео-блогер, ведет свою программку «Душевные беседы» на веб-телевидении «День ТВ».

Душенов, как и значительное большинство национал-патриотов, ложил большие надежды на 3-ий срок Путина и на начатый процесс «национализации элит». На страничках газеты «Завтра» от 7 мая 2013 года он пишет о необходимости новейшей опричнины и новейшей «Черной Сотни»:

«Кремлю сейчас позарез нужна своя Опричнина. Своя Темная сотня. Собственный “орден рыцарей-меченосцев”, такой «православный российский НКВД» 20 первого века. […] Кремлю нужна Темная сотня XXI века. Нужна массовая народная сила, на которую разрешено было бы уверенно опираться в случае всех катаклизмов, всех потрясений, всех попыток обрушить Российскую государственность, откуда бы такие пробы не исходили, извне либо изнутри. И Кремль, похоже, это понимает».

Молитвенные стояния, крестные ходы, марши и перформансы являются теми зонами, где неоопричники более активны и приметны. Существенный пласт религиозных практик царебожников составляет написание служб Иоанну Суровому и создание его иконописных изображений. Российская Федерация будущего мыслится как правительство-монастырь, коий возглавляет правитель-игумен. Суровый в псевдоиконописи неоопричников толкуется сразу и как кроткий монах, юродивый, и как суровый военачальник, вождь Третьего Рима.

Следует отметить принципиальный социальный аспект неоопричнины – догмат безоговорочного равенства всех перед лицом царя-игумена. В критериях жесткого общественного и экономического неравенства в современной РФ данный опричный догмат обладает важной мобилизующей силой.

РПЦ против

Воинствующее неоопричное движение представляет собою серьезный вызов официальному православию. Невзирая на малочисленность энергично действующих учреждений, само опричное миропонимание достаточно очень распространено. Как пишет политолог Александр Шмелев:

«Не стоит мыслить, что вообще все это – нечто “маргинальное”. Как раз и наоборот, в каком-то смысле маргинальными оказываются так именуемые «Основы социальной концепции» РПЦ, кои хотя и приняты на Архиерейском соборе 2000 года, но не вызывают никакой реальной богословской и публицистической активности, не плодоносят. В то определенное время как доктрина митрополита Иоанна плодоносит энергично, и чтобы в этом убедиться, довольно зайти в всякий церковный книжный магазин».

Российская православная церковь пробует бороться с теократической контркультурой и доктриной митрополита Иоанна. Разоблачению народного почитания Сурового и Распутина посвящают собственные статьи и выступления диакон Андрей Кураев, священник и миссионер Даниил Сысоев (1974–2009), узнаваемый исследователь сектантства доктор Александр Дворкин, теолог Алексей Осипов. В 2004 году Синодальная комиссия по канонизации отказалась причислить к лику святых Ивана Сурового и Григория Распутина, а также очень негативно высказалась о так именуемом «народном почитании» и о попытках пересмотра принятого исторического осознания их деятельности.

Тем не мение полного отмежевания от деятельности неоопричных братств со стороны официальной церкви нет. К примеру, протоиерей Всеволод Чаплин последующим образом охарактеризовывает деятельность Союза православных хоругвеносцев:

«Я не могу подписаться под каждым их действием и каждым выступлением. Организация творческая, она любит отзываться на различные события публичной и культурной жизни общества. Состоит, в основном, из традиционных интеллигентов, хотя и стает в «простонародном» обличии».

Двойственность взаимоотношения РПЦ и официальных властей к неоопричнине и вообще все более активному процессу реабилитации Ивана Сурового, начатому конструктивными монархистами конечно еще в 1990-е годы, мы лицезреем и в полемике по поводу установления памятников этому царю. Символично, что кампания со стороны царебожников против кинофильма «Матильда» совпала во времени с открытием памятников Иоанну IV.

В контексте исследования процессов политизации рассказы и трансформации исторической ОЗУ в современной РФ феномен неоопричнины представляется максимально актуальным и заслуживающим внимательного исследования. Как мы лицезреем, российская история как символический ресурс сейчас крайне нужна не только лишь действующей властью, но и новейшим «гражданским обществом» – конструктивными политическими, религиозными и публичными движениями и обществами.

Источник анонсы

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Москвичам готовят подарок, от которого они вряд ли будут в восторге

Астраханские любители свободно бегающих по улицам бездомных собачьих стай хотят сделать москвичам ...