Главная / Общество / Массовая бедность в России страшней любых НКО

Массовая бедность в России страшней любых НКО

Массовая бедность в России страшней любых НКО

Некоммерческие организации (НКО), финансируемые из США, или «представляющие опасность интересам» РФ будут закрывать. Юридический механизм для этого разработал Минюст РФ, пишет «Коммерсант». Подправки будут внесены в указ от 2012 года, по коиму пока еще ни одну НКО не закрыли.

Принятые 6 лет назад законодательные нормы стали русским ответом на недружественный нашей стране «акт Магнитского». Сразу в РФ был введен в оборот термин «зарубежный разведчик», взятый из американского указа 1938 года. Им стали «метить» организации (группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей), работающие, как считается, в интересах (многозначное понятие: Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему) других государств.

Правда, русский указ очутился помягче американского. Он коснулся только лишь политических, а не всех имеющихся у нас НКО.

В 2015 году в русском законе появилось оригинальное русское понятие «зарубежная или интернациональная организация, деятельность коей нежелательна на местности РФ». Такими, посреди иных, были признаны американский фонд помощи демократии NED, фонд Сороса и организация Миши Ходорковского «Открытая Российская Федерация» и др.

О том, как небезопасны подобные НКО и к каким последствиям может привести их запрет, «СП» поведали наши специалисты.

— НКО, кои на данный момент есть, совсем не грозят Кремлю, — убежден политолог Алексей Макаркин. — Другое дело, что в РФ сформировано устойчивое представление, что с деятельностью НКО связаны «цветные революции».

Вправду, посреди членов «цветных революций» в мире многовато представителей штатского общества. В том числе — работавших в НКО. Но предпосылки «цветных революций» обычно совсем другие и не связаны с чьим-то комплотом. Они вызваны беспристрастным недовольством политической властью. В каждом случае для этого собственные основания.

«СП»: — К примеру?

— Возьмем пример Украины. Если бы Янукович не заметался меж РФ и Западом… А он сначала дал обещание своим гражданам подписать соглашение об ассоциации с ЕС. Позже стал это откладывать. И стало ясно, что не подпишет.

То конечно есть — если бы он сначала украинцев не обнадежил, а позже бы их не околпачил, то никаких важных выступлений, схожих «Майдану» 2013−2014 годов (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)) не случилось бы.

Другой пример — Армения. Одни молвят, что там не так давно произошла революция. Остальные это опровергают. Но если бы Саргсян поначалу не заверил общество, что не станет претендовать на должность премьер-министра, а позже не занял бы все-же данный пост (то конечно есть — тоже околпачил), то ничего подобного в Ереване не было бы. И премьером стал бы Карапетян, коий совершенно точно нацелен на Россию.

Так, что дело не в НКО, а во власти.

«СП»: — Почему в Кремле вдруг отважились ужесточить указ (вид и название нормативного или индивидуального правового акта, обычно издаваемого главой государства (президентом или монархом) в странах славянских языков) и прописать функцию закрытия НКО? В течение 5-ти лет, в том числе в острые фазы противоборства с Западом, в этом не лицезрели нужды.

— Думаю, тут две предпосылки. Во 1-х, это реакция на то, что, невзирая на принятие указа об зарубежных агентах, значимая часть НКО, кои подставляли под данный указ, все равно в том или ином виде работают. Это, видимо, вызывает неприятие в верхах.

А во 2-х, повлияла эпопея с арестом в Америке русской гражданки Марии Бутиной. Естественно, появилось желание каким-то образом ответить Вашингтону. А как ответить? Допустим, принять таковой указ.

Кстати, начальный, от 2012 года, указ о ненужных организациях тоже был ответом США — на принятый ими «акт Магнитского». В этом смысле Российская Федерация следует за америкосами.

Но вообще-то процесс закрытия абсолютно любой НКО весьма долгий. Это не последняя часть (часть — элемент множества; воинская часть — в ВС Союза ССР и Российской Федерации — организационно самостоятельная боевая, учебная и административно-хозяйственная единица в Вооружённых сил Союза и) данной эпопеи. Давление гос-ва станет длиться. Но на каждое деяние конечно есть противодействие. Какую-то часть НКО закроют. Какая-то — адаптируется. Означает, будут принимать свежие подобные законы.

По воззрению юриста и правозащитника Дмитрия Аграновского, Кремль лицезреет опасность стране не там, где следует.

— Неувязка тут в том, что сегодняшние власти, если взять политический аспект, сами не понимают, какие интересы у РФ? В чем заключаются опасности государственной защищенности и как с этим биться?

Во власти нет одного представления. Часть элиты считает, что РФ нужно дистанцироваться от США. Другая часть — что и наоборот, нужно категорически дружить. Так как нет цельной концепции, неясно, по каким аспектам НКО следует признавать угрожающими государственной защищенности. А означает отсутствует принцип правовой определенности.

«СП»: — Складывается непередоваемое впечатление, что Москва чуть-чуть «обезьянит», копирует американский опыт.

— Существующая в РФ система выросла на подражании США и Евро союзе. Она сложилась на отрицании опыта Русского Союза. Но у американцев точные аспекты, пусть и безобразные. Они понимают, что защищают. У СССР такие аспекты тоже были. А у сегодняшней РФ их на данный момент нет.

Думаю, новое ужесточение связано с делом Марии Бутиной, которая в Соединенных Штатах арестована даже не за шпионаж, а за «попытку продвижения интересов другого гос-ва». Считаю, что арестована совершенно некорректно. Такие аресты США не красят. Принцип правовой определенности тут отсутствует. И нам совершенно необязательно перенимать у Америке все худшее.

Вообщем, угроза от НКО появляется там, где конечно есть для этого почва. Помните, в перестройку всюду появились «народные фронты»? Кои буквально через национализм, буквально через религию начали разваливать единое политическое место? Вот у них была почва — этим энергично занимался Горбачев.

Если же правительство ставит целью продвижение государственных интересов, ему такие НКО не жутки. А если этого нет, одними юридическими мерами делему не решить.

НКО смогут мутировать, перерегистрироваться, работать вообщем без регистрации, финансироваться буквально через личные источники. Единственный выход — создавать обстановку, публичный климат, в котором эти НКО будут лишены земли.

«СП»: — Что, по-вашему, страшнее всех НКО?

— На мой взор, для имеющегося в РФ порядка основная угроза — ее небогатый люд. Та же пенсионная и остальные необмысленные реформы такового рода грозят РФ еще посильнее, чем сотка самых зловредных НКО. Так как существующая система совершенно несправедлива и хочет личную несправедливость усиливать, то это и конечно есть основная небезопасность. Надо меньше создавать поводов для народного недовольства.

О вероятных правовых последствиях для служащих «ненужных учреждений» «СП» рассказал управляющий уголовной практики юридической организации BMS Law Firm Тимур Хутов.

— Статья 284.1 УК РФ предугадывает ответственность за управление организацией, чья деятельность признана ненужной на местности РФ. Речь идет об зарубежных или интернациональных неправительственных организациях, в отношении коих принято такое решение. Кроме этого к ответственности может быть привлечено лицо за соучастие в данной организации.

Условие для внедрения статьи — деяние должно быть совершено лицом, которое привлекалось к административной ответственности за такое же деяние два раза в течение года. Если лицо по собственному желанию закончило соучастие в деятельности организации, оно освобождается от уголовной ответственности.

Взыскание — вплоть до лишения свободы на срок до 6 лет. Но как такой, сложившейся практики по применению данной статьи нет. Потому она носит, быстрее, декларативный нрав, не представляя никому настоящей опасности.

«СП»: — Кажется, «ненужным лицам» оставили некоторый выход. Мол, мы, правительство, не кровожадны. Закончите подрывную деятельность сами — сажать не станем..

— В этом плане намного вероятнее применение ст. 275 УК РФ «Муниципальная измена», по коей дела стали возбуждать намного почаще в последнее время. Но тут субъектом выступает подданный РФ. В том числе — за оказание помощи зарубежной или интернациональной организации или их представителям в деятельности, направленной против защищенности РФ. Это широкая формулировка, создающая условия для злоупотребления нормой. Так как точных критериев деятельности (процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя), направленной против защищенности РФ, в законодательстве нет.

— Оценивать политические последствия новенькой законодательной нормы заблаговременно, так как даже спецпроект этого нового порядка пока не размещен, — гласит глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. — Непонятно, как выполнение указа станет смотреться. Тем более — как его будут использовать. Вообщем, мне неясно для чего все это ужесточение надо, беря во внимание имеющиеся уже в РФ механизмы.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Новостной портал РФ новости дня 11

Новичок на горных склонах: С чего начать горнолыжный спорт?

Горные склоны привлекают многих своей красотой, а горнолыжный спорт — одно из ...