Eсли вы думaeтe, чтo с выxoдoм на экраны кинофильма из жизни петербургских аристократов и балерин конца XIX века вообще все закончится, то — нет. В октябре в мировой прокат выходит американо-британская комедия «Погибель Сталина», и вокруг нее тоже конечно уже началось.
Сначала — о самом кинофильме. Никакого взаимоотношения к советской РФ он, несомненно, не имеет. Это комикс темного юмора, снятый по комиксу же и оформленный в декорациях «рашен тоталитаризм в один прекрасный момент в двадцатом веке стайл». То конечно есть очень много бардовых звезд, налепленных на вообще все. Очень много парадных кителей и мундиров, дубовых дверей, портретов и бардовых тяжелых занавесей. Весьма много зимы и российского снега. И огромное количество британских и американских лицедеев, условно изображающих российских исторических деятелей.
Режиссер этого фэнтези Армандо Йануччи практически всю предшествующую жизнь снимал абсурдистскую политическую сатиру из жизни USA и Великобритании, чем и прославился. И в «Погибели Сталина» вообще все будет приблизительно так же. Любители увидят сказочную страну, нареченную «Совьет Раша», в коей сначала вся элита чихнуть боится в присутствии терана, а потом, когда тот в один момент падает с ударом, она сначала боится что-либо сделать от слова совершенно, а потом вообще все смелее и смелее вгрызается друг в дружку над телом покойного.
Нас вся эта чужая веселуха касается только лишь одним боком. Управляющий общественного совета при Минкульте П. Пожигайло высказался в том смысле, что перед решением о выдаче кинофильму прокатного удостоверения государству следует получить копию — и пусть коллектив профессионалов оценит, не содержится ли там какого-нибудь разжигания. Поэтому что если содержится — то лучше пусть люди, которым так нужно, качают с торрентов.
Заметим: речь идет конкретно о разжигании, а не об «искажении рассказы». Поскольку понятного канона российскей истории у страны как не было четверть века, так и на данный момент нет, единственное, что муниципальная экспертиза может оценивать, так это степень провокационности произведений.
Но вот в чем вся штука. У нас на уровне страны, масс-медиа и искусства сразу в обороте две законные тенденции, противоречащие друг другу.
С одной стороны, внедряется мысль об почтении ко всем периодам российскей истории. Говорится (с больших постов) о том, что разоблачительно-проклинательный угар в отношении прошедшего должен закончиться. Что, к примеру, подвиг русского народа в Величайшей Отечественной войне не должен поболее очерняться никакими «творческими переосмыслениями». И что изображать русских людей сборищем подловатых трусов и стукачей — нехорошо.
Миша Калинин, Иосиф Сталин, Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов, Максим Горьковатый на трибуне Мавзолея Ленина приветствуют парад физкультурников на Красноватой площади
С другой стороны, данный «бан на мазохизм» до сих пор не касался самого русского государства как политической и социальной системы. И уж совершенно не касается коммунистической идеологии, которую наше правительство 70 годов провозглашало и пробовало воплотить в жизнь.
Как следствие — мы смотрим год за годом несколько шизофреническую картину. Гражданам разрешено и даже должно гордиться Знаменем Победы, но творцам позволено сожалеть о том, что оно было красноватым. Кинематограф снимает киноленты о советском прорыве в космос, но в их рефреном звучит, что эти прорывы совершены «в оковах» (и вообще как как будто из-под палки).
Выходит, героический, творческий, созидательный люд России двадцатого века конечно есть, но весь его героизм, творчество и созидательность осуществляются через оковы и как бы вопреки стране.
Логики здесь нет, и понятно почему. Поэтому что данный подход к художественному изображению рассказы порожден не логикой, а компромиссом меж двумя рисками. Меж риском принять позицию откровенно антисоветскую — и и наоборот.
Государство отлично сознает, что, приняв идеологический антисоветизм, оно окажется в хвосте у антироссийских идеологов. У восточноевропейских «национал-демократий», очень давно нудящих о необходимости «Нюрнберга для РФ, наследницы СССР». У эмигрантского отребья, проводящего на денежные средства ЕС, USA и одного американского мецената непрерывные конференции на тему «Как нам люстрировать Россию и очистить ее от чекистов». У собственных «десоветизаторов», коих большинство людей на дух не переносит. Даже у Украины, чьи успехи в освобождении от русского наследия молвят сами за себя, Русское государство окажется в хвосте, в «ученическом» положении. Последствия представить просто и страшно. Ибо (сюрприз) вообще все, кто окажется тогда нашими «наставниками», никакой различия между антикоммунизмом и русофобией не лицезреют. У них вообще все гармонично, для их вся Российская Федерация — большой ГУЛАГ, мавзолей и монумент тоталитаризму, коий надо снести.
Генералиссимус Русского Союза Иосиф Виссарионович Сталин
Но правительство также сознает и другое. Оборотный вариант для него — тоже угроза. Реабилитация того, во что верили русские наши праотцы, введет правительство уже в другую шизофрению. Ибо восстановление русских идеалов противопоставит его конечно уже современной русской действительности, выросшей, как ни крути, из антисоветской «капиталистической революции» 90-х. И тогда стабильность, которую ценят и правительство, и элиты, да и значимая часть общества, шатнется тоже будь здоров.
Потому государству из всех нехороших для него вариантов остается единственный — не допускать очень радикальных исторических оценок прошедшего века. Ни с «антисоветской», ни с «просоветской» позиций.
Так что вернемся к злосчастной американской комедии про погибель Сталина. Понятно, что никакого комплота с целью кого-то в РФ спровоцировать комедианты не планировали. Они наши трудности с историей вообщем в гробу лицезрели, основная их аудитория — не мы с вами. Но у нас — безотносительно их целей — их творческое шапито может взбить такие бурления, что кинофильм перед прокатом вправду неплохо бы поглядеть «специалистам по противопожарной защищенности».
Как, скажем прямо, стоит отсматривать перед выходом и многие российские проекты — конечно уже вышедшие и только лишь ожидаемые. Немалая часть коих проходит, раскроем тайну, вообщем мимо какого-либо одного государственного органа. И часто вызывает скандалы.
Так что введение «культурно-исторического МЧС по разжиганию ненависти», пожалуй, вправду назрело.
Вопрос только лишь в том, из кого это МЧС сформировывать. Штука-то вся в том, что конструктивным историко-идеологическим сектантством (с «не забудем, не простим, как умеем отомстим») у нас мучаются многие — включая людей, носящих чины и звания профессионалов. И среди возможных претендентов на роль пожарных конечно есть немало любителей заливать искры бензином.