Главная / Авто / Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок0

Советский Альянс хотя и имел несколько мощных автопроизводителей, разнообразием легковых моделей особо не радовал. Иностранным брендам дорога на социалистический рынок была закрыта, и водителям, желающим лицезреть не только «Жигули» и «Москвичи», оставалось разве что листать привезенные из ГДР или Польши журналы, где временами описывались модели из западных стран. Голод до ярких автомобилей рос, и это была благодатная почва для возникновения в Союзе целого движения конструкторов, которые без помощи других разрабатывали автомобили, собирая их буквально на коленке. В крупных городах проходили полноценные автошоу с участием таких машин. В данной статье мы вспомним несколько ярких проектов «самавто», которые в свое время наделали много шума и прославили их создателей.

 

«Лаура»

Молвят, чем меньше в стране автомобилей, тем больше в ней автолюбителей. В 1970—1980-х годах в СССР машина была хорошо если в каждой десятой семье. А вот нехватки юных людей, увлекающихся техникой, не наблюдалось. В те годы научно-популярный журнал «Техника — молодежи» был не только научным, но и вправду популярным и организовывал различные встречи своих подписчиков.

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок1

«Техника — молодежи», 1981 год. Фото: meshok.net

Более зрелищными и масштабными мероприятиями под эгидой издания были пробеги на самодельных автомобилях. Чувствуете масштаб? 10-ки молодых энтузиастов гоняли на машинах, собранных из эпоксидной смолы и палок в отцовских сараях. Чаще вообще всего у конструкторов даже не было в собственности обычного серийного авто! Зато были страсть и желание сделать что-то уникальное. Именно на таком пробеге «самоделок» в Ленинграде в 1981 году друзья Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфенов решили, что им тоже нужно собрать собственный автомобиль для самовыражения. А лучше два.

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок2

Фото: carakoom.com

Путь от слов к делу у ребят был недолог, и уже в 1982 году они отыскали заброшенный гараж на окраине города, вооружились старыми водопроводными трубами и принялись за работу над проектом Проект в инженерной деятельности (соответствует англ. design от лат. designare «размечать, указывать, описывать, изобретать») — целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных в форме, пригодной для реализации системы (SEBoK):272 Является результатом проектирования — процесса определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части (ISO 24765). Еще до того, как нарисовать дизайн будущих машин, они окрестили их «Лаура». Сценарий Стива Джобса в СССР был невозможен — парни продолжали трудиться на основных работах, чтобы зарабатывать на жизнь, а в свободное время приезжали в гараж помещение для стоянки, а иногда и ремонта автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств и занимались своим хобби — строили истинные автомобили. Геннадий в то время уже окончил техникум и работал в проектном отделе на судостроительном заводе. Дмитрий был электриком на другом предприятии.

Мужчины решили строить два одинаковых автомобиля, что облегчило процесс проектирования. На чертежи и создание приблизительного дизайна «Лауры» ушло четыре месяца. Чуть позже в беседе с автором книги «Я строю автомобиль» Василием Захарченко Дмитрий и Геннадий вспоминали, что каждый день после работы может означать: Работа — это выполнение действий во времени и пространстве с применением силы Работа — функционирование какой-либо системы — механизма, биоценоза, организма или общности, — а также её части приезжали в гараж и покидали его только лишь в час ночи.

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок3

Две недели ушло на то, чтобы распилить водопроводные трубы для будущего каркаса. Сварочные работы проводились на станции, где чинили сельскохозяйственную технику, — там трудился их друг Александр Попов, который помог сварить два каркаса. Но самое сложное было еще впереди. На постройку машин ушло практически три года. Наиболее трудоемким процессом оказалось создание красивых кузовов. Чертежи чертежами, но на деле ребятам приходилось практически «лепить» внешность машины из пенопласта, отрезая от него лишние элементы ножами и, поглядывая на свои же наброски, шлифовать форму наждачной бумагой. Когда силуэт кузова был по большей части похож на рисунки, поверхность оклеивалась стеклотканью, пропитанной эпоксидной смолой. Сверху добавлялся слой замазки, на которую в итоге наносилась краска.

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок4

В качестве силового агрегата был использован двигатель от ВАЗ-2105. Более подходящей коробкой передач оказалась МКП «Запорожца», которую пришлось развернуть на 180 градусов. В трансмиссии использовались элементы от «Нивы», а привод был изготовлен на переднюю ось. Если бы на то время уже выпускалась модель ВАЗ-2108, то ее узлы идеально подошли бы для «Лауры», но «восьмерка» дебютировала, когда работа над самодельными авто Самодвижущийся экипаж — моторное дорожное и внедорожное транспортное средство, используемое для перевозки людей и/или грузов у Дмитрия и Геннадия была в самом разгаре. Пришлось лепить FWD-хетчбэк из того, что было.

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок5

Когда остекление и оптика машин были готовы, ребята провели испытание «Лауры» вокруг Ленинграда. Все задумывались, что это иномарки: инновационный дизайн выгодно выделял самодельные хетчбэки на фоне «Жигулей», «Москвичей» и «Волг». Молвят, что машина была способна разгоняться до скорости 165 км/ч. В 1985 году внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) обе модели были полностью готовы, и их создателей пригласили на передачу «Это вы можете». Потом были участия в выставках, многочисленные интервью, упоминания в книгах и в конце концов заказ от министра автомобильной индустрии Полякова. Но это уже совсем другая история.

«Мурена»

Еще один советский энтузиаст-конструктор — Николай Дорошенко — начал строить личную машину приблизительно в 1983—1984 годах. Вдохновившись итальянскими спорткарами, житель города Сумы принялся конструировать базу будущего транспортного средства, которое обозвал «Муреной». Платформа была разработана с нуля, хотя некие элементы использовались от серийной техники. Так, с передней подвеской парню помогли на Серпуховском автозаводе, где выпускалась малолитражная мотоколяска. Задняя часть ходовой была собрана из того, что было.

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок6

Фото технология записи изображения путём регистрации оптических излучений с помощью светочувствительного фотоматериала или полупроводникового преобразователя: auto-junior.info

Юноша изначально делал акцент на дизайне, а не на ездовых характеристиках, поэтому бо́льшая часть времени работы над спецпроектом ушла на проектирование сложного кузова. Все внешние элементы были выполнены из наиболее подходящего в те годы материала — стеклопластика. Особенностью конструкции «Мурены» является отсутствие дверей проём в стене для входа и выхода из здания, помещения, или проём во внутреннее пространство чего-либо (самолёта, автомобиля, печи, шкафа и т. п.), а также створ или несколько створов, закрывающие этот проём. Для того, чтобы просочиться в салон литературный, художественный или политический кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме, приходилось откидывать буквально всю центральную часть автомобиля вместе с передней и средней стойкой и даже крышей.

Движок располагался за спиной водителя и пассажира и приводил в движение задние колеса. Для среднемоторной компоновки идеально подошел движок ЗАЗ-966. Коробка передач использовалась от другого «Запорожца» — 968-го. При всем своем спортивном виде автомашина была достаточно медленной. Говорят, во время тестов она еле-еле набрала 100 км/ч. Зато в 1987 году на автотранспорт транспорт — общее название всех сухопутных видов транспорта, не использующих рельсовый путь обратили внимание журналисты издания «Моделист-конструктор». Позже Дорошенко стал одним из героев упомянутой выше книжки «Я строю автомобиль» (если интересуетесь советской конструкторской школой, обязательно прочтите ее, она есть в свободном доступе).

«Спорт-1500» (а чуть позже — «Меркурий»)

Самодельные автомобили Самодвижущийся экипаж — моторное дорожное и внедорожное транспортное средство, используемое для перевозки людей и/или грузов СССР всегда были необычными и интересными как внешне, так и конструктивно. Но изредка «гаражные конструкторы» обладали необходимым эстетическим вкусом для создания действительно красивых кузовов. Вот и получались автомашины, словно сошедшие с полей школьных тетрадей. Энтузиасты довольствовались самим фактом, что их творения могут без помощи других передвигаться, не заморачиваясь на экстерьере. И уж тем более никто не нанимал дизайнеров. Юрий Рубель относился к редкой категории инженеров, которые еще и прекрасно рисовали.

В Московском электромеханическом институте связи с теплом вспоминают Рубеля, который учился здесь и энергично общался с преподавателями автомотосекции. Юрий не просто загорелся идеей построить «что получится», а глубоко погрузился в исследование западных гоночных автомобилей, анализировал работы итальянских кузовных ателье. Кроме того, парень дружил с конструкторами, которые строили в гаражах собственные машины, и, конечно же, был постоянным читателем издания «Техника — молодежи».

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок7

Фото: rcforum.ru

В середине 1970-х Юрий мужское русское личное имя; является фонетическим вариантом имени Георгий, возникшим из-за невозможности произношения в древнерусской речи начального мягкого [г’]. В течение продолжительного времени имя Георгий оставалось только в церковном обиходе (являясь крестильным именем), тогда как его светской формой считалось имя Юрий Рубель приступил к постройке собственной машины. Работа велась в подвале, где юный энтузиаст сконструировал специальное устройство, придерживающее раму будущей автомашины. В отличие от большинства «самоделкиных», этот мастер перво-наперво организовал себе комфортное рабочее пространство, а не стал варить раму. Его подход больше напоминал профессиональную мануфактуру какого-либо мелкосерийного спорткара. И результат оказался соответствующим. Даже эксперты не могли поверить, что автомобиль собран без помощи других, а не в цеху предприятия.

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок8

Фото: cardesign.ru

Работа была завершена в 1977 году. За основу были взяты узлы вазовской «тройки». Юрий не стал изобретать велик, и почти все агрегаты перекочевали на его машину с серийного авто. Карбюраторный двигатель имел объем 1,5 литра, коробка передач — 4-ступенчатая «механика» из Тольятти. Но основной изюминкой проекта Рубеля был дизайн. Купе, получившее название «Спорт-1500», легко вписалось бы в портфолио Pininfarina или Bertone. И это не просто напросто красивая оболочка из стеклопластика — пропорции и компоновка автомобиля были хорошо продуманы и отвечали требованиям к забугорным машинам класса GT того времени.

Огромное внимание Юрий уделил салону, который обычно вообщем не волновал работающих над самодельными авто ребят. Сотни раз усаживаясь за водительское кресло, конструктор выбирал оптимальное размещение руля, блоков управления и даже ручек дверей. Работая над креслом, создатель автомобиля «Спорт-1500» стремился сделать такую форму, чтобы спина не утомлялась в течение суток. Уж не в Ле-Ман ли целился молодой конструктор? Вполне возможно, учитывая, что модель система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе; представление некоторого реального процесса, устройства или концепции имела безупречную развесовку по осям — 50:50, а по уровню безопасности этот автомобиль полностью соответствовал самым строгим спортивным регламентам. К примеру, бензобак расположился в наиболее безопасном месте — за задним сиденьем. Лючки бака были с обеих сторон, а припас хода при полной заправке составлял 1000 километров.

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок9

За данный проект Юрий Рубель получил медаль ВДНХ. Чуть позже по его чертежам построили еще несколько аналогичных машин. В 1982 году в Москве был разработан преемник «Спорта» — автотранспорт под названием «Меркурий» (фото выше), на этот раз на агрегатах ВАЗ-2106. Со временем было построено 5 экземпляров модели. Некоторые из них до сих пор находятся в различных музеях.

«Вега» 1600 GT

Многие самодельные автомобили попадали в узкоспециализированные журнальчики и даже книги. Но вот попасть на обложку главного автомобильного издания СССР — журнала «За рулем» — было тяжело, и об этом мечтал любой «гаражный конструктор Инженер-конструктор — инженерная специальность». В 1988 году такая мечта сбылась у инженеров предприятия ПО «Фотон» из Симферополя Виталия Руденко и Александра Костина. Их нашумевшее купе «Вега» 1600 GT заинтриговало главного редактора журнала, и про автомобиль сделали большой репортаж.

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок10

Обложка журнала «За рулем», 1988 год. Фото: auto-junior.info

Сегодня корреспондентов заклевали бы, если бы они отнесли собранную в гараже машину с мотором от «копейки» к классу Gran Tourismo. Но печатные издания конца 1980-х не имели под статьями комментариев, потому авторы были более смелыми в своих суждениях. «Вегу» без особой скромности сравнивали с западными спортивными автомобилями и, смакуя изысканные литературные обороты, описывали все преимущества модели. Главной особенностью 1600 GT были двери, открывающиеся вбок и вперед. Они обеспечивали удачный доступ в четырехместный салон даже на тесных парковочных местах. Будто кто-то видел в СССР переполненные стоянки. Похожее решение спустя несколько десятилетий применили в Peugeot 1007 (только двери сдвигались назад).

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок11

Фото: auto-junior.info

На автотранспорт были в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика установлены 1,6-литровый мотор и 4-ступенчатая «механика». В конструкции применены узлы от «Запорожца» и даже ЛуАЗа. Автотранспорт еще до недавнего времени катался по Симферополю. На Drive2 есть пользователь, который утверждает, что он сын Александра Костина. Бортжурнал «Вега» хотя и пустоват, но там есть достойные внимания архивные фотографии.

«Орор»

В то время как многочисленные советские «домашние инженеры» конструировали свои проекты в подвалах, сараях или гаражах, Генрик Матевосян из Еревана несколько лет трудился над своим спецпроектом… на балконе! Отдельные компактные элементы мужчина собирал в комнате, а потом выносил на лоджию и соединял их, следя, как на свет появляется полноценный автомобиль. Над проектом Генрик начал трудиться в 1978 году, а асфальта автомашина под названием «Орор» впервые коснулась в 1980-м. Авто опускали на землю краном!

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок12

Изображение из книги «Я строю автотранспорт» (Василий Захарченко)

Как и у многих других самодельных автомобилей того времени, главной особенностью проекта Матевосяна были двери. Они раскрывались вверх по принципу «крыла чайки». Почему умельцы пытались сделать максимально необычным процесс проникания в салон? Трудно ответить однозначно. Наверное, именно двери и оптика позволяли в полной мере проявить «творчество» и сделать самобытный, запоминающийся автотранспорт. «Орор», что в переводе с армянского означает «чайка», был оборудован еще и подъемными фарами — главным элементом Элемент (лат. elementum — первичная материя, стихия) — составляющая часть чего-либо (особенно — простая, не состоящая, в свою очередь, из других частей) спортивных авто того Республика (фр. République togolaise) — государство в Западной Африке, граничащее с Ганой на западе, Бенином на востоке и Буркина-Фасо на севере времени.

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок13

Фото: allcarindex.com

В квартире и на балконе Генрик выстроил раму и установил на нее силовой агрегат, а кузовные детали и поднимающиеся двери были навешаны позже, уже в гараже. На техническом уровне автомобиль не представлял никакой уникальности. Двигатель от ВАЗ-2101, привод на заднюю ось. Благодаря сниженной по сопоставлению с «Жигулями» массе и улучшенной аэродинамике купе разгонялось на тестах до скорости 170 км/ч. Этому автомобилю было посвящено несколько статей в разных журналах.

«Панголина»

Эпоха советского движения «самавто» достигла кульминации в начале 1980-х. Сотни юных людей пытались самовыразиться через свои проекты, сваривая каркасы из всего, что попадалось под руку, жонглируя движками, коробками и мостами от серийных машин СССР и поражая соседей по гаражному кооперативу внезапно выехавшей чудо-машиной неведомого происхождения. В 1980 году в Ухте молодой электрик Александр «мужчина») — мужское личное имя греческого происхождения Кулыгин вел технический кружок у старшеклассников. И занятия дети посещали не для галочки. Они строили личную Lamborghini!

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок14

Фото: xcom-hobby.ru

Проект назвали «Панголина», и, рисуя машину русская фамилия, Кулыгин вдохновлялся именно итальянскими спортивными автомобилями конца 1970-х. После завершения строительства автомобиль привезли в Москву, где ранее создавался кузов это часть автомобиля или другого транспортного средства, предназначенная для размещения пассажиров и груза для этого купе. Создатель проекта засветился в СМИ, и о «Панголине» узнала широкая публика. При всей своей «Ламбо-внешности», автомобиль технически мало чем отличался от все тех же «Жигулей». По словам Александра Кулыгина, более сложным этапом постройки машины был кузов. По замыслу создателя, внешне автомобиль должен был быть похож на итальянский спортивный автомобиль, но двигатель у самоделки находился спереди. Пришлось идти на ухищрения и размещать силовой агрегат вплотную к салону. Естественно, по уровню безопасности эта машина далека от идеала, зато форма получилась действительно запоминающейся.

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок15

Фото: carakoom.com

В отличие от того же Countach, зал «Панголины» вмещал четырех взрослых людей. Добиться такой практичности удалось как раз благодаря расположению движка. Двери здесь отсутствовали, а доступ в салон, как и у «Мурены», осуществлялся через откидную часть, состоящую из 2-ух стоек, боковых панелей и крыши. Вверх поднималась фактически половина машины!

Как в заброшенных сараях СССР собирали спорткары. История забытых самоделок16

Успех проекта привел к тому, что Кулыгина пригласили работать на АЗЛК. К слову, в разработке серийных машин он так и не участвовал. После развала СССР Александр уехал в США и выпускал там киткары. В 2004 году он катастрофически погиб в аварии.

<hr/>

В 1990-х количество самоделок на территории бывшего Союза значительно сократилось, движение «самавто» сошло на нет. Видимо, к созданию собственных автомобилей людей подталкивало отсутствие доступа к интересным моделям мировых производителей, а когда иномарки хлынули в наши края, интерес у людей угас. Да и времени форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения на подобные хобби у людей общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры не осталось. Хватало в тот период других проблем. Веселит, что работы советских конструкторов-одиночек увековечены в книгах и на специализированных сайтах.

Понравилась статья, совет - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан