Русские ритейлеры оказались между Сциллой и Харибдой. Всему виной финансовая стагнация и пустые кошельки покупателей (физическое или юридическое лицо, осуществляющее оплату деньгами и являющееся приобретателем товара или услуги).
Еще не так давно «хорошим тоном» было закупаться продуктами на неделю вперед. Для этого россияне специально ездили в супермаркеты, хотя поездка зачастую предстояла неблизкая.
Сегодня все изменилось. Устойчивая тенденция последних лет — «магазины у дома» все больше переманивают покупателей. Ритейлеры какое-то время проигрывали, но сейчас стараются измениться — все-таки в борьбе за клиентов выживают сильнейшие.
Законы каменных тропических зарослей
Как отмечают эксперты, одна из главных проблем состоит в том, что ключевые игроки рынка замедлились в развитии. Кризис затронул многих «титанов», и сейчас они пытаются понять, как им идти в ногу со временем.
Так, компания X5 Retail Group за место крупномасштабных «Каруселей» все чаще открывает «Перекрестки» и «Пятерочки» — обычные «магазины у дома». Auchan и вовсе развивает новый формат малогабаритных продуктовых точек.
Реформы проходят и в строительных магазинах. Например, «Максидом» планирует уменьшить площадь гипермаркетов с 12 до 4 тысяч квадратных метров. Не обошлось и без утрат — Castorama проиграла в борьбе и объявила о закрытии в России.
«Магазины у дома» тоже развиваются, перенимая некие черты старших братьев. Собственная кулинария появляется в экономных «Магнитах», а в «Перекрестках» располагают кафе. Такой формат уже появился, например, в Ленобласти.
Цифры молвят за себя. Пока «Перекресток» и «Пятерочка» демонстрируют рост, принадлежащая тому же ритейлеру «Карусель» не веселит владельцев: чистая выручка за 2019 год снизилась на 4,9%.
Изменения в сфере разъясняют затянувшимся финансовым кризисом.
Опять виновата экономика
Падение спроса на покупки «впрок» часто разъясняют пустыми кошельками. Поездка в гипермаркет затратна: тележка переполнена, а бензин и проезд совершенно не дешевы. В итоге россияне все чаще приходят к мысли, что проще сбегать в магазин за углом, где цифра в чеке не нанесет духовные раны. Главное, не подсчитывать итоговые затраты после каждого такового похода за продуктами.
«Сейчас вообще загибается все. Продажи в „Ленте“ свалились, покупательская способность упала, — рассказала бывшая сотрудница супермаркета в Саратове, проработавшая в нем более 10 лет. — Сходить в „Магнит“ стало проще и гораздо дешевле. Под конец моей работы складывалось впечатление, что в „Ленте“ кризис».
Собеседница поведала, например, о сокращениях в компании четыре года назад. При этом на протяжении 10 лет покупателей постоянно становилось все меньше, добавила экс-сотрудница. Она объясняет это экономическим кризисом в стране. Трудности подтверждает и сама «Лента».
Не стоит забывать, что специалисты в принципе отмечают понижение индекса потребительских настроений в России. Это такая шкала, которая указывает оптимизм покупателей относительно экономики в стране — через потребление и сбережения. В 2019 году индекс свалился, причем сразу на 5 пунктов.
«Негативная динамика обусловлена, в первую очередь, затянувшейся стагнацией экономики (хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления). В частности, речь идет о возрастающей кредитной нагрузке и снижении реальных доходов населения на протяжении 6 лет подряд. В отсутствии явных предпосылок к улучшению ситуации, потребитель становится более склонным к экономии денежных средств», — говорится в итоговом отчете аналитической службы в сфере торговой недвижимости «Магазин магазинов».
В итоге ритейлеры замедлились в развитии, чем пользовались дискаунтеры и магазины (устар) за углом.
В поисках потерянного времени
Эксперты соглашаются: тренд на «магазины у дома (ДОМ, DOM может означать: Дом — место обитания, жилище; также любое здание или комплекс зданий)» сообщил о себе во всем мире. Петербург не остался в стороне, считает гендиректор департамента торговой недвижимости Colliers International Ирина Царькова. И дело не только лишь в финансовом кризисе.
«Формат „магазин у дома“ все более востребован и энергично развивается в Петербурге. А многие гипермаркеты находятся в процессе трансформации в гипермаркеты. Это логичное развитие событий», — подтвердила собеседница.
В частности, Царькова упомянула рост онлайн-продаж и высочайший темп жизни. Сегодня время — главный ресурс, и «закупаться впрок» в дальнем гипермаркете больше не выгодно. В свою очередь, ритейлеры осознали запросы покупателей и стараются оптимизировать пространства, скорректировать внутреннюю логистику, а также делают дополнительные зоны для обслуживания интернет-заказов.
С той же целью из гипермаркетов теперь привозят продукты на дом. Так что, с одной стороны, совсем «хоронить» гипермаркеты еще все-таки рано. К тому же, спрос на магазины за углом — явление, свойственное, прежде всего, для мегаполисов.
«В небольших городах формат гипермаркета все еще популярен, так как поход в магазин почаще ассоциируется с развлечением, отдыхом», — отметила Царькова.
Но в целом новый тренд оптимизма большим ритейлерам не приносит. Перемены в гипермаркетах требуют больших финансовых издержек, а экономический кризис выгод не сулит. Castorama уже сбежала из России — и может потянуть за собою других игроков рынка.
Тем более что проблемы в экономике ударили даже по «магазинам у дома». Не так давно рынок покинул «Интерторг», владевший торговыми марками Spar и «Семья». Некогда пользующаяся популярностью в Петербурге и на всем Северо-Западе сеть разорилась, а кредиторы требуют возврата млрд рублей. Глава компании объяснил проблемы просто: в стране снизилась покупательская способность.
Кризис лупит больно и неизбирательно: страдает не только простой люд, но и бизнес. В итоге супермаркеты оказались между Сциллой и Харибдой: устаревшим форматом и разрухой в мировой экономике.
Обойтись без жертв будет тяжело.