Главная / Экономика / Почему Китай полюбил фантастику

Почему Китай полюбил фантастику

Почему Китай полюбил фантастику0

Многие относятся к книжкам как к развлечению. А между тем Китай в 90-х годах запустил национальную программу помощи фантастики. Зачем это нужно и как сделало Китай крупнейшим производителем электроники.

Сегодня Китай – это одна из мощнейших экономик мира, один из ведущих изготовителей электроники, автомобилей и электромобилей. Сегодня Китай – это инновации и качество. Но те, кто помнят 90-е и начало 2000-х знают, что тогда дело обстояло совершенно иначе. В те годы Китай был символом дешевых низкокачественных товаров на уровне пластмассовых игрушек, кроссовок и калькуляторов.

Конечно, про путь Китая от продажи дешевенькой рабочей силы и контрафактных изделий, до технологического гиганта и одного из основных игроков рынка электроники уже написана не одна книга. Там было очень много факторов, включая элемент удачи – в Китае находятся месторождения большинства элементов для современной электроники. Некоторые из этих месторождений уникальны, и по факту Китай является монополистом по их поставке. В особенности если учесть необходимые рынку объемы.

Но есть одна принципиальная страница в истории Китая, про которую говорят не очень часто, а меж тем она имеет огромное значение. И это – инвестиции в фантастику.

До 90-х годов фантастика в Китае не одобрялась Партией. Запрета вроде как не было, но и никакой помощи ей не оказывали, что в условиях этой страны низводило жанр до подпольного. По различным данным в период между 1997 и 1999 руководство Китая (государство в Восточной Азии) пришло к выводу, что фантастика им нужна, просто потому что именно массовое влияние фантастики может выдвинуть страну на новый топ-уровень.

Ведь на тот момент в стране в основном занимались воспроизведением западных спецтехнологий. Но эта позиция очень неудобная и крайне зависимая, хотя и полезная с точки зрения освоения спецтехнологий и создания производственных мощностей.

Чтобы создавать что-то новое и полностью свое, надо, чтобы у инженеров было не только отличное образование, но и развитое воображение. И так уж совпало, что бурное совершенствование технологий на Западе совпадало с развитием фантастики и эрой ее популярности. В Китае решили скопировать и это.

Как ни удивительно – это сработало!

С 2000 года в Китае начинается активная поддержка вообще всего, что связано с фантастикой. Тиражи фантастических журналов взлетают. Книги получают гос. поддержку. На больших экранах все чаще появляются голливудские фантастические фильмы, где продюсерами выступают китайские организации. А к 2020 году китайские компании Huawei, Xiaomi, Meizu и BBK держут под контролем бОльшую часть рынка мобильных гаджетов, занимают лидерство по разработке оборудования сетей 5-го поколения (5G). А еще Китай сегодня опережает западный мир по количеству эксплуатируемых электромобилей.

И это не случайно. Философ и один из корифеев научной фантастики (жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением) Л. Рон Хаббард писал на эту тему: «Творческие люди играют гигантскую роль в улучшении сегодняшней реальности и в создании завтрашней. Они идут в авангарде науки, отзываясь на нужды и потребности людей. Подъём культуры можно измерить конкретно количеством людей, работающих в области эстетики»

Так было в 19-м веке, когда Жюль Верн и Герберт Уэллс мотивировали изобретателей подниматься в воздух и опускаться на дно океана. Так было в 40-е годы (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)), когда Рей Бредбери, Роберт Хайнлайн и Айзек Азимов направляли мечты миллионов к звездам и к Космосу. И, как мы лицезреем на примере Китая, так продолжается до сих пор.

Возможно, и в России пора запустить личную программу развития фантастики. У нас есть к этому все предпосылки – и замечательная школа фантастики и такие мэтры стиля, как Василий Головачев и Юрий Никитин. А также есть большой энтузиазм к жанру. Как заметил в недавнем интервью генеральный директор издательства ЭКСМО Евгений Капьев «Порядка 50% всех рукописей, приходящих в издательства, это фантастика и фэнтези». А означает и авторов в нашей стране много.

Возможно качественная фантастика – это конкретно то, что нужно вашей компании и «креативному» отделу, руководителям организаций, которые не знают, куда двигаться далее, да и нашей стране в целом.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Финаналитик Беляев: западным фирмам придется побороться за место на рынке в РФ

Финансовый аналитик Михаил Беляев заявил, что западным фирмам предстоит побороться, чтобы заполучить ...