Кризис, пoвлиявший нa всe oтрaсли рoссийскoй экoнoмики, сильнo удaрил пo aвтoмoбильнoму сeгмeнту, гдe спрoс нa нoвыe мaшины дoстиг рeкoрднoгo минимумa зa пoслeдниe дeсять лeт. Этo oтрaзилoсь и нa рынкe смaзoчныx мaтeриaлoв. Нeсмoтря нa этo, рoссийскиe и инoстрaнныe прoизвoдитeли нaрaщивaют мoщнoсти пo выпуску мoтoрныx мaсeл и другoй прoдукции. Oб итoгax 2016 гoдa, рaзвитии лoкaлизaции и плaнax нa будущee «Ъ» рaсскaзaл гeндирeктoр «Тoтaл Вoстoк» ФАБЬЕН ВУАЗЕН.
— Как развивался рынок смазочных материалов в 2016 году?
— Экономический кризис, санкции западных государств и снижение потребительской активности — вообще все это характерно для 2016 года, так же, как и для прошлых двух лет. Продажи новейших автомобилей в 2016 году уменьшились на 11%, всего лишь было реализовано 1,42 млн машин. И эта цифра худшая за 10 последних лет. Очевидно, что таковой кризис продаж сказывается не всего лишь на автопроизводителях и дилерах, но и оказывает влияние на динамику рынка смазочных материалов. Невзирая на то что русский рынок смазочных материалов является наикрупнейшим в Европе и одним из самых наибольших в мире, бизнесу и потребителям пришлось привыкать к новейшей реальности в 2016 году.
— Как, на ваш взор, он изменился за последний год?
— Кризис отдал мощный импульс развитию отрасли снутри страны. Позиции российских компаний усиливались последние годы в связи с сокращением спроса на завезенные из других стран смазочные материалы. Еще в 2015 году цены на завезенные из других стран моторные масла выросли на 31%, в то определенное время как рост цен на русские составил +7,5%. Крупные русские производители активно расширяют собственные мощности. В промышленности же наблюдается смещение спроса в сторону продукции больше низких ценовых сегментов.
— А если гласить о рознице?
— Автовладельцы в условиях кризиса начинают сберегать на расходных материалах, к огорчению, один из распространенных методов экономии — покупка более дешевенького масла. Но более половины русского автопарка — автомобили иностранного производства: обладатели дорогих иномарок не желают столкнуться с ремонтом двигателя и лишением гарантии, потому по-прежнему предпочитают брать моторное масло иностранных брендов.
— Изменяется ли потребность в моторных маслах в текущих экономических критериях?
— Она остается внушительной. Исследование «Автостата» показало, что потребность в моторных маслах для легковых автомашин, LCV и грузовиков в России в 2015 году превысила 400 млн л. При этом выше половины (55%) от этого объема пришлось на легковые автомашины. Также растет спрос на синтетические масла, что обосновано, как я уже отмечал, высочайшей долей иностранных транспортных средств.
— Какие сегменты рынка смазочных материалов на данный момент наиболее маржинальны и востребованы русским рынком?
— Смазочные материалы употребляются повсюду, даже если это не всегда приметно, поэтому общие экономические тренды имеют прямое воздействие на рынок смазочных материалов.
Я приведу три примера. Так как все больше производителей легковых и грузовых автомашин анонсируют свои планы по локализации производства и планируют выстроить заводы на территории Русской Федерации, сегмент масел для первой заливки станет расти. Во-вторых, сельское хозяйство в РФ развивается быстрыми темпами, в связи с чем также вмиг растет потребность в смазочных материалах для сельскохозяйственной техники. И последнее: вырастает доля российских потребителей, часто покупающих товары через веб. На данный момент от 5% до 6% смазочных материалов для легковых автомашин приобретаются онлайн, и это число будет расти.
— Какие результаты по итогам 2016 года получила «Тотал Восток»?
— 2016-й был уже одним хорошим годом для «Тотал Восток»: мы проявили уверенный рост (+10% по объему продаж) и прирастили свою долю на рынке. В основном рост произошел за счет коммерческого сектора: смазочные материалы для томного грузового транспорта (грузовые автопарки) и «внедорожной» техники (горная индустрия и сельское хозяйство).
— Вы планируете локализацию в РФ. Насколько это снизит цены на продукцию?
— Локализация производства станет иметь несомненные плюсы для конечного потребителя. Мы сможем уменьшить сроки поставки, оптимизировать издержки на доставку и хранение. И, естественно, снизить зависимость от курса рубля. Уверен, вообще все это положительно скажется на цены товара. К тому же на новеньком заводе будут применяться самые современные и инноваторские технологии. Стартовая мощность завода составит 40 тыс. тонн продукции в год, и мы рассчитываем со временем прирастить ее до 75 тыс. в год. Пуск завода запланирован на 2018 год. Он станет расположен на территории промышленного парка «Ворсино» («Фрейт Вилладж Ворсино») в Калужской области и займет площадь в 7 га (70 тыс. кв. м).
— По каким конкретно продуктам может быть расширена локализация в перспективе на заводе в Калужской области и в РФ в целом?
— На новом заводе будут выполняться смазочные материалы для легкового (линейка Quartz) и грузомоторного транспорта (палитра масел Rubia), гидравлических систем (Azolla и Equivis), промышленного сегмента, включающего в себя энергетику, черную металлургию и горнодобывающую индустрия (Seriola и Carter), а также топливосберегающую линейку смазочных материалов Fuel Economy.
— Сколько планируется вложить в строительство?
— Общая сумма инвестиций составит $50 млн.
— Откуда будут привлекаться средства?
— Проект абсолютно финансируется концерном Total.
— Почему для строительства была выбрана конкретно Калужская область?
— Мы оценивали пространство прежде всего с точки зрения транспортной инфраструктуры, так как собираемся обеспечивать поставками не всего лишь российский рынок, но и экспортировать продукт в Центральную Азию и Беларусь. Также свою роль сыграла близость к автомобильному кластеру, к примеру нашим партнерам группе PSA (Peugeot—Citroen). Мы планируем создавать легкомоторную гамму масел (PCMO) и смазочные матерьялы для грузовой техники (HDMO), трансмиссионные масла, воды для гидравлических систем, словом, вообще все типы смазочных материалов. И рассчитываем, что возникновение завода будет содействовать заключению новейших договоров на первую заливку.
— В каком направлении компания станет развиваться в 2017 году? Первостепенные проекты, которые планируется воплотить?
— На данный момент компания абсолютно сосредоточена на запуске собственного производства смазочных материалов в РФ. В частности, мы уделяем грандиозное внимание достижению высочайших эталонов качества и безопасности и не идем на компромиссы в данных вопросах.
В то же определенное время мы продолжаем развивать наш бизнес. Главными проектами являются экспансия в свежие регионы, такие как Далекий Восток, в целях увеличения толики покрытия рынка, укрепление дистрибуторской сети и улучшение наших флагманских партнерских соглашений с Федерацией хоккея РФ и национальной хоккейной сборной, а также с командой «КАМАЗ-мастер».
— А какие первостепенные тенденции можно ожидать на мировом и русском рынках смазочных материалов?
— Достаточно сложно говорить о краткосрочных трендах, за исключением того, что мы ожидаем маленького восстановления рынка в 2017 году. В отношении промышленности смазочных материалов речь обычно идет о среднесрочных и длительных тенденциях.
В России, как и на других больших развивающихся мировых рынках, наблюдается сокращение размера рынка, но коллективно с тем увеличение доли синтетических товаров. Технологии автомобильной индустрии (сокращение выбросов углекислого газа, уменьшение объемов движков и пр.), так же, как и современные производственные процессы, вообще все больше усложняют задачи, какие должны выполнять смазочные матерьялы. В связи с этим существует большая необходимость в проведении исследований и новейших разработках.
— На мировом рынке Total реализует собственное горючее, в России в 2016 году было представлено проф спортивное топливо ELF RACE 102. Планирует ли компания реализацию горючего через сеть собственных АЗС?
— Мы вправду начали реализацию топлива ELF RACE 102 в РФ. Компания «Тотал Восток» обеспечила этим топливом участников серии Russian Endurance Challenge 2016. И мы возлагаем надежды, что в будущем профессиональное горючее ELF будет присутствовать и на других гоночных сериях, фактически оно идеально подходит для долгих заездов. Тем не наименее о создании собственной сети АЗС в РФ речи пока не идет: ELF RACE 102 — продукт нишевый и нацелен на потребителей, которые, как и компания Total, не флегмантичны к автоспорту.