Главная / Экономика / Россияне капитулируют перед кризисом, невзирая на бодрость Первого канала

Россияне капитулируют перед кризисом, невзирая на бодрость Первого канала

Россияне капитулируют перед кризисом, несмотря на бодрость Первого канала

Практически 40% россиян не способны без утрат адаптироваться к кризису. К такому выводу пришли специалисты Института общественного анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС на основании опроса 3000 человек, проводившегося на протяжении 2017 года. Результаты исследования размещены в мартовском номере «Мониторинга экономической обстановке в России». По расчетам экономистов института, высочайшим уровнем адаптационного потенциала владеют только 20,4% населения, средним — 40,4% и низким — 39,2%.

В группе риска очутились, прежде вообще всего, пожилые люди, обитатели сел и малых городов, люди без высшего образования, рабочие разной квалификации, рядовые работники торговли и бытового обслуживания, а также безработные. Кризис последних лет плохо сказался на благосостоянии практически половины из них (47,5%). Об улучшении вещественной обеспеченности рассказал только абсолютно каждый десятый. Специалисты указывают, что если ситуация в мировой экономике (хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления) не улучшится, положение этих категорий населения еще посильнее пострадает, а беднота продолжит расширяться.

Неувязка почти половины россиян в том, что у них нет нужных ресурсов, кои смогли бы сыграть роль специфичной подушки защищенности в случае кризиса. К таким ресурсам относят высочайшие доходы, сбережения, 2-ое жилье, которое конечно можно продать или сдавать в аренду, а также востребованное проф образование и, не в крайнюю очередь, развитые социальные связи. Но, как просчитали в ИНСАП, только 20,4% россиян смогут использовать эти ресурсы полностью и владеют адаптационным потенциалом.

Это, как правило, люди молодее 45 лет, с высшим образованием, живущие в средних и больших городах и работающие на позициях управляющих и высококвалифицированных профессионалов. В отличие от предшествующей категории, вещественное положение усугубилось лишь у 32% из них, а 31%, напротив, рассказал об улучшении благосостояния.

В целом же, если веровать исследованию ИНСАП, за последние 2−3 года 37% россиян даже не пробовали адаптироваться к кризису — у них просто напросто не было для этого ресурсов. В итоге они начали забирать деньги в долг. Осенью 2017 толика россиян (политоним, совокупное название граждан России вне зависимости от их этнической принадлежности), занимающих у родственников и знакомых, выросла с 40 до 60%, а тех, кто покупает в банковский-кредит, — с 12 до 22%. Но как считают создатели исследования, увеличение долговых обязанностей — это не адекватная стратегия адаптации, а только способ выжить.

«Свободная пресса» уже писала о том, что доходы населения вырастают медленней кредитов. Годичные темпы роста необеспеченного потребительского кредитования в декабре 2017 достигнули 11,1%, в то определенное время как номинальные зар платы увеличились только лишь на 7,2%, а доходы — на 1,1%.

Более предприимчивая часть населения пробовала использовать остальные стратегии выхода из кризиса. К примеру, больше инвестировать и беречь (хотя почаще приходилось растрачивать накопленное), а также находить подработку, работу с более высочайшим доходом или начинать собственные бизнес-проекты. Экономия и покупка более дешевеньких продуктов оказала короткосрочный эффект, так как на определенном шаге ужимать потребление стало некуда.

В целом, по подсчетам Института, всеми методами адаптироваться к кризису пробовали лишь 29% россиян. Еще 23% за исключением этого трудились в личном подсобном хозяйстве — люди стали растить больше овощей и фруктов, разводить птицу у себя на участке.

В то же определенное время, как подытоживают создатели исследования (в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов; в более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо), «интенсивное адаптационное поведение значительно повышает актуальные шансы, но не гарантирует увеличение уровня жизни. Так, из тех, кто реализует интенсивные адаптационные стратегии, 18,4% рассчитывают в будущем на увеличение материального статуса, а 12,4% ждут его ухудшения».

Как понятно, реально располагаемые доходы (РРД) россиян понижаются четыре года попорядку. В январе 2018 эта грустная тенденция была продолжена, хотя вначале аналитики Росстата исключили в собственных подсчетах единовременную выплату 5000 рублей «для сопоставимости данных». Но даже в этом случае доходы проявили не рост, а остались на нуле. После включения выплаты в статистику, оказалось, что РРД снизились на 7% по сопоставлению с аналогичным периодом 2017. В РАНХиГС просчитали, что уровень бедности вырос с 10,7% в 2012 до 13,8% в сентябре 2017 года.

Гендиректор Института важной экономики Иван Антропов уверен в том, что если кризис продолжится, а это весьма вероятный сценарий, судя по текущим экономическим показателям, население вряд ли научится к нему адаптироваться. Напротив, еще остающийся маленькой запас прочности может подойти к концу. И хотя россияне с высочайшим адаптационным потенциалом смогут успешно совладать с кризисом, в целом картина станет соответствовать сценарию «несчастные беднеют, роскошные богатеют».

— Возможность того, что в случае продолжения кризиса у людей появятся какие-то адаптационные инструменты, очень мала, и рассчитывать на это не стоит. С ноября 2014 сокращаются реально располагаемые доходы населения, что очень ударило по его вещественному положению. Соответственно, даже если многие поняли необходимость индивидуальных накоплений на темный день, у них просто напросто нет физической объективной возможности сделать такие скопления.

Также у нас в стране конечно есть определенные трудности с гибкостью людей в адаптации к новеньким профессиям. С русских времен исторически сложилось, что человек получает одну профессию и старается ей заниматься фактически всю жизнь. Процесс переучивания на остальные навыки у нас не поставлен на широкую ногу с точки зрения образовательных приложений, да и немногие люди к этому стремятся. Пытаясь пережить томные времени они, быстрее, пойдут на собственный дачный участок в 6 соток что-то растить, чем поменяют профессию на более востребованную и отлично оплачиваемую.

«СП»: — К чему приведет такая ситуация, если доходы населения не начнут расти в близкие месяцы?

— Все это, быстрее всего, приведет к предстоящему сокращению спроса и употребления. В 2017 спрос в валютном выражении остался приблизительно на прежнем уровне по сопоставлению с 2016-м. Но это разъясняется тем, что люди весьма долго сберегали, и настал момент, когда пришла пора обновлять многие предметы быта, технику, одежку.

Однако эта волна достаточно скоро схлынет, что может привести к новенькому спаду употребления. Он, в свою очередь, потянет за собою очередной провал производства и доходов (денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени). Естественно, все это может весьма негативно сказаться на мировой экономике страны.

Понадобятся еще большие валютные вливания, чтоб исправить ситуацию. А обеспечить их конечно можно либо резким понижением курса рубля, которое выручит пополнить бюджет, либо значимым наращиванием наружного долга и повышением долговой нагрузки. При этом этот процесс станет идти как со стороны населения (в демографии — совокупность людей, живущих на Земле (население Земли) или в пределах конкретной территории — континента, страны, области и т. д. Народонаселение непрерывно возобновляется в ходе), которое продлит брать все больше кредитов, так и со стороны муниципальных структур.

«СП»: — Может ли правительство как-то поддержать эти 40% населения, кои не способны без помощи других адаптироваться к кризису?

— Правительство имеет огромное количество различных рычагов для воздействия на ситуацию. Во определенное время последнего Послания президента он дал осознать, что акцент станет делаться конкретно на поддержку беднейших слоев населения. Быстрее всего, какие-то шаги в этом направлении конечно можно ожидать после выборов, но они будут ограничены субсидиями или отдельными выплатами.

На значительную поддержку малообеспеченных слоев населения особо рассчитывать не приходится, так как у нас нет стабильных доходов федерального бюджета, кои могли бы все это финансировать. В январе более 50% доходов федерального бюджета пришлись на нефте-газовый сектор. То конечно есть, по большому счету, в нашей мировой экономике ничего не поменялось. Есть дорогая нефть — конечно есть доходы бюджета, нет дорогой нефти — нет доходов и, соответственно, объективной возможности поддерживать незащищенные слои населения.

Потому правительству стоило бы сделать усилия и сделать давно обещанную стратегию социально-экономического совершенствования, которая потащила бы за собою большие структурные реформы, поддержку предпринимательства, понижение финансовой нагрузки и налогового бремени. Все это посодействовало бы поддержать и бизнес, и зар платы людей (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры), кои составляют большую часть доходов населения. Только лишь когда доходы населения, в конце концов, начнут расти, люди сумеют предпринять какие-то квоты, чтобы в будущем обезопасить себя на случай повторения кризиса и провала экономики, сделать тот самый адаптационный потенциал.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Финаналитик Беляев: западным фирмам придется побороться за место на рынке в РФ

Финансовый аналитик Михаил Беляев заявил, что западным фирмам предстоит побороться, чтобы заполучить ...