<a href="https://www.instaforex.org/ru/">ИнстаФорекс портал</a>
Экономика

Шансы есть, но их немного: взлетит ли стратегический бомбардировщик Ту-160М2

Шансы есть, но их немного: взлетит ли стратегический бомбардировщик Ту-160М20

Некие надежды на успешное восстановление производства легендарного самолета (воздушное судно тяжелее воздуха, предназначенное для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного относительно других частей аппарата крыла, создающего подъёмную) остаются, правда, не совершенно понятно, нужен ли он российской армии

Как известно, в России полным ходом идет создание Многообещающего авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Предполагается, что уже в 2025 году должен взлететь макет дальнего бомбардировщика нового поколения. Он будет сделан по схеме «летающее крыло» с широким внедрением стелс-технологий, получит дозвуковую скорость полета, современную авионику и вооружение. Дальность автомашины, предположительно, составит те же 12-13 тысяч километров, что и у современных стратегических бомбардировщиков, или же затмит этот рубеж.

 

Эта машина должна будет со временем заменить сегодняшнюю основу стратегической бомбардировочной авиации, а именно Ту-95МС и Ту-160. И это выглядит полностью логичным, согласитесь – иначе зачем вообще создавать машину нового поколения?

 Не весьма логичным в связи с этим выглядит программа возобновления производства и модернизации сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160 «Белоснежный лебедь», затеянная с подачи министра обороны Шойгу в 2015 году. Тогда, напомню, Минобороны планировало закупить 50 новейших модифицированных бомбардировщиков (военный самолёт, предназначенный для поражения наземных, подземных, надводных, подводных объектов средствами бомбового и/или ракетного вооружения) Ту-160М, а примерно в 2023 году в воздух должен был подняться еще более продвинутый вариант Ту-160М2. Вероятно, со временем предполагались уже либо закупки освеженной версии, либо модернизация существующего парка бомбардировщиков Ту-160 и Ту-160М до топ-уровня М2.

Однако как-то само собой получилось, что планы по стремительному возрождению производства Ту-160 настолько же стремительно разбились о реальность. Проблемы, с которыми пришлось столкнуться авиастроителям, привели к тому, что воздух с трудом были подняты только лишь 3 из четырех оставшихся со времен СССР недостроенных машины. Одну из них в 2018 году даже проявили лично Путину, обозначив как Ту-160М, то есть, как уже модернизированную машину. Поговаривают, прологом к этому показу стала фраза президента, адресованная нашим военным и авиастроителям: — «Когда поднимете? Вы мне уже три года обещаете». Снова же, по неподтвержденным, но заслуживающим доверия сообщениям, из нового на самолете была только лишь краска.

С этим, конечно же, вряд ли согласятся некоторые официальные лица, причастные к данной программке модернизации. Более того, с подачи некоторых из них в СМИ ушла информация, что президенту типо показали уже прототип глубоко модернизированного бомбардировщика Ту-160М2, о чем телеканалы, газеты, журнальчики и интернет-порталы с удовольствием и рассказали доверчивому зрителю. На деле же, опять по непроверенной инсайдерской инфо от людей, близких к КАПО им. С. П. Горбунова, для того, чтобы поднять самолет в воздух, пришлось на время «раздеть» несколько строевых машин – узлов и агрегатов не хватало чертовски.

Разумеется, во все это можно верить или не верить, но факт налицо: мы за какой-то надобностью ведем разработку ПАК ДА, и сразу с этим пытаемся запустить производство Ту-160 хоть в какой-то его модификации. При том, что возрождение производства может оказаться весьма дорогим, поскольку, если уж называть вещи своими именами, утеряны практически все критические технологии. В частности, с 1993 года нет производства двигателей НК-32, хотя в Самаре их ещё могут ремонтировать. Отсутствует ряд производств, относящихся к механизации крыла, обработке титана, из которого делается центроплан, и т.д. Нет, все это можно возродить, но вопрос, кто и за какие денежные средства будет это делать, все-таки стоит весьма остро.

Наверное, чтобы лучше осознавать проблему, нам придется немного сказать о том, что из себя представляет сверхзвуковой бомбовоз Ту-160, а также о том, как и когда он создавался. В частности, это должно немного прояснить вопрос, вправду ли нам так необходима эта машина (русская фамилия).

Историю данного самолета можно отсчитывать от 1967 года, когда Совет Министров СССР принял постановление о начале разработки многорежимного межконтинентального стратегического бомбардировщика. Конкретно тогда были сформированы основные требования к нему, в том числе дальность, скорость (крейсерская и наибольшая), высота полета и полезная нагрузка.

Сначала над проектом работали два ОКБ – Сухого и Мясищева. В ОКБ Туполева он был передан только лишь в 1972 году, с учетом опыта, который туполевцы получили, работая над бомбардировщиком Ту-22М и штатским самолетом Ту-144. Эскизный вариант бомбардировщика был утвержден в 1977 году, а до серийного производства дело дошло только лишь через семь лет, в 1984-м.

До 1992 года, когда Борисом Ельциным было принято решение о вероятной приостановке производства (в экономическом смысле — процесс создания какого-либо продукта) Ту-160, было построено в общей сложности 35 самолетов. Немалая часть из них, 19 штук, после распада СССР осталась на Украине. Последние серийные автомашины были переданы в ВВС России в 1994 году. Серийное производство движка НК-32 для Ту-160 было прекращено в 1993 году.

Вопреки некоторым легендам, данный бомбардировщик только с большими оговорками можно называть самым очень быстрым в мире. Да, двигатели на форсаже позволяют ему достигнуть скорости 2М, и это значительно выше скорости большинства других стратегических бомбардировщиков. Но таковой режим ведет к огромному перерасходу топлива. Поэтому форсаж применяется лишь краткосрочно, для возможно быстрого прохождения через зоны, контролируемые истребительной авиацией противника. Что же касается широких отрезков дистанции, тот тут Ту-160 немного уступит даже американскому дозвуковому B-52. Потому разговоры о стремительном выходе данного бомбардировщика на рубежи пуска ракет все-же следует воспринимать с некоторой иронией. Но для обеспечения живучести самолета и, как следствие, способности выполнить поставленную перед ним задачу, сверхзвук дело полезное.

Но если гласить о преимуществе сверхзвука перед высокой скрытностью, вопрос сразу становится дискуссионным. Предположительно, ПАК ДА сумеет ничуть не менее (а то и более) эффективно преодолевать сложные участки маршрута, на которых вероятна встреча с вражескими истребителями. Просто потому, что его гораздо сложнее будет увидеть. И вопрос о том, стоит ли делить не самый большой бюджет на две программы, потенциально сопоставимые по конечным срокам их спец реализации, остается открытым…

Здесь можно многое сказать о том, что Ту-160 проверен временем и войнами, но на самом деле и тут не все так радужно: единственным случаем их боевого внедрения были события в Сирии, когда Ту-160 выпустили по боевикам несколько ракет Х-101. Очевидно, это было сделано с большой дистанции, даже не входя в воздушное место других стран, чтобы не подвергать самолеты даже минимальному риску, и строго говоря, данные запуски скорее относятся к испытательным, чем к боевым. Причем, испытывались в первую очередь крылатые ракеты, их надежность после нескольких лет хранения в войсках, с самим же самолетом все было более-менее понятно.

Итак, на нынешний день мы имеем примерно следующее: первый действительно модернизированный Ту-160М поднялся в воздух только лишь 2 февраля этого года. Самолет с именем «Игорь Сикорский» поднялся с аэродрома КАПО им. Горбунова, провел в воздухе 34 мин и не поднимался выше 1500 метров. Для первого испытательного полета – полностью нормально, придраться тут не к чему.

Правда, эта машина сделана на основе 1-го из четырех фюзеляжей, оставшихся на КАПО ещё с советских времен. Уровень модернизации тоже под наибольшим вопросом: по имеющимся данным, на машине установлено новое навигационное оборудование, новенькая система управления двигателями и новый комплекс управления вооружениями. А это не тянет даже на новенькую литеру в названии: такие модернизации обычно проводятся штатно, путем подмены одного оборудования на другое.

Пока не все понятно и с двигателями. Предполагается, что на Ту-160М2 обязаны поставить модифицированные двигатели НК-32-02, более экономичные и имеющие крупный ресурс. Проблема в том, что серийное производство этих двигателей не налажено, и как скоро это случится, пока не ясно.

Правда, есть и обнадеживающая информация. Дело (работа, занятие, действие не для развлечения; предпринимательство, коммерческое предприятие, бизнес; вопрос, требующий разрешения) в том, что заинтригованность военных в данных двигателях (устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу) довольно высока: предполагается, что силовая установка для ПАК ДА также будет изготовлена на основе модифицированного НК-32. На его же основе планируется сделать и двигатель для Ан-124 «Руслан», про-во которого хотят возобновить на Ульяновском заводе. Помимо этого, НК-32-02 могут поставить и на бомбовоз Ту-22М3. В итоге появляется довольно широкое поле деятельности для самарских двигателестроителей, что вселяет некий оптимизм.

Также стало известно, что на КАПО им. Горбунова запущены печи по обжигу титана, то есть, есть надежда на восстановление компетенций, утраченных за последние 25 лет. За исключением того, в последние годы там была проведена масштабная модернизация, затронувшая не мение 40% всех производственных мощностей.

А значит, некоторые надежды на успешное восстановление производства Ту-160 все-же остаются. Остается только ответить на вопрос «зачем?», и можно будет окончить статью на оптимистической ноте.

На самом деле, есть два возможных ответа на данный непростой вопрос. Ответ первый, на самом деле, не очень оптимистичен, но все-же весьма близок к реальности.

Увы, довольно высоки шансы на то, что работа по проекту ПАК ДА очень затянется, и он не взлетит ни в 2025-м году, ни пятью годами (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)) позже. В пользу данной версии говорят как наши бюджетные сложности, так и история с Ту-160М2. Само рвение наших военных увеличить количество и качество уже не самых молодых самолетов может гласить о том, что в ближайшее время заменить их будет нечем. И тогда это стремление оправдано.

2-ой ответ чуть более оптимистичен. Дело в том, что Ту-160М2 могут приспособить для ношения гиперзвуковой аэробаллистической ракеты «Кинжал». В этом случае ВКС РФ получат очень мощный «хирургический инструмент» большого радиуса действия: свой радиус в 6-7 тыс. км, плюс 2000 радиус действия ракеты. Ничего подобного остальные носители, а именно Су-34 и Ту-22М3, обеспечить не могут при всем желании.

А поскольку дальность аэробаллистической ракеты «Кинжал» впрямую зависит от высоты и скорости полета его носителя, варианты с её размещением на Ту-95МС или ПАК ДА смотрятся не весьма выгодно.

Правда, в этом случае мы должны быть уверены, что с «Кинжалом» у нас все просто напросто отлично, что решены все проблемы с наведением и точностью ракеты, она может работать как по стационарным, так и по мобильным целям вроде надводных кораблей. Если так, этому можно только лишь порадоваться…

Но все-таки в этом варианте многовато «если»…

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть