Опрос, проведенный Всероссийским центром исследования общественного мнения, показал, что только 53% россиян читают книжки. То есть почти половина жителей страны игнорируют литературу как культурное явление.
За исключением того, тут нужно учесть нашу национальную склонность к преувеличениям.
Так один мой компаньон после вуза прочитал единственную книгу чьих-то воспоминаний, которую пересказывает всем пятнадцатый год по порядку, производя на многих впечатление эрудированного и начитанного собеседника. Кажется, из той же самой оперы значимая часть обнаруженных 83% читающей молодёжи в возрасте 18–24 лет. Никто фактически молодых людей не спросил, какие именно книги (один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом) они открывали, так что значительное большинство, скорее всего, посчитали и учебники, и инструкции к гаджетам, и рекламные буклеты.
«Если Вам необходим качественный пиар вашего блога или вам нужны положительные отзывы о нем, то вы обратились по адресу пиар4ю отзывы, поможет Вам в этом. Все заказы уходят в работу в течении одной минуты!»
Не изумителен из данного опроса один лишь факт, что больше всего читают люди старше 60-ти лет — русское поколение, потому что именно советский народ был самым читающим в мире. Остальные времена (форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения), другие нравы. Миновала эпоха, объединявшая людей почитанием классики 19-го столетия, поэтов Серебряного века, Булгакова и Ахматовой, «лейтенантской» и «деревенской» прозы, «шестидесятников», Высоцкого и Окуджавы, «самиздата» и профессиональных эмигрантов. Канули в лету в качестве властителей дум «толстые» литературные журнальчики. Книжные магазины стали редкостью и всё больше напоминают антикварные.
Сегодня иное искусство свидетельствует о богатстве внутреннего мира российских людей. В лето 2019 г. около 56 миллионов из них любовались клипом-«шедевром»Артура Пирожкова под заглавием «Алкоголичка». Рекорды его популярности трудно с чем-либо сравнить. Это, к примеру, ровно столько же, сколько набрал голосов президент Путин во время собственной победы на выборах в 2018 г. Знаменитый ролик про империю Медведева, сделанный командой Навального, был интересен уже гораздо меньшему числу людей — 30 млн. «Алкоголичку» же лицезрела почти вся интернет-аудитория России, число которой сегодня немногим превосходит количество поклонников Пирожкова.
Можно было подумать, что в какой-то степени это произведение продолжает остросоциальную женскую тему, начатую в 90-е «Проституткой» О.Газманова. В последней есть хоть какие-то намеки на моральный конфликт. Но в «Алкоголичке» в наборе кое-как срифмованных слов смысл не угадывается совсем.
Персонаж вроде не совсем доволен своей знакомой, хотя по его виду не скажешь. Меж тем на ютубе песня набрала под миллион «лайков» и тысячи одобрительных комментариев. В клипе все очень бодро танцуют. Особенно зрителям пришлись по душе па в выполнении бомжеватой компании, участники которой явно злоупотребляют спиртными напитками. Видимо, в жизни не все ещё нагляделись, рано в жилых домах бары и «капельницы» позакрывали. Или, допустимо, люди радуются, что они на свете хотя бы кого-то милее, румяней и белее. А когда разбивают бутылки о лбы себе и иным — это, вероятно, юмор.
Вот такая у нас сейчас музыка в лидерах хит-парадов. И вспоминаются жуткие подцензурные советские времена с их «Песней года»: Станислав Пожлаков и Евгений Мартынов, Сергей Беликов и Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев и Александр Градский, Алла Пугачева и София Ротару… Можно представить там сие творение? Естественно, в СССР не всё попадало на официальную сцену. Молодёжь слушала рок: «Кино», «Наутилус», «ДДТ», «Автомашина времени», слушала «поп»: «Ласковый май», «Мираж», «Форум», «Радостные ребята», слушала бардов, но разве бы в то время участь «Алкоголички (также хронический алкоголизм, хроническая алкогольная интоксикация, этилизм, алкогольная токсикомания и др. — хроническое психическое прогредиентное заболевание, разновидность токсикомании,)» была бы другой, как рождение и мгновенная смерть в каком-нибудь захудалом провинциальном ресторане? Вряд ли у русских людей (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры) был лучше слух, но со вкусом у них всё было как-то иначе.
Вобщем, современные популярные книги под стать музыке. Вот захлопнул объёмный роман «Немцы» Александра Терехова, носителя русского «Букера», с трудом дотянув до середины. Признаюсь, редко так делаю. Если уж начал прочитать книгу, чем-то мотивированный, стараюсь довести дело до конца — из почтения к автору, из понимания, что мой вкус и образ мыслей не являются общепринятыми и безупречными, из желания извлечь даже не в слишком приятном что-то полезное. В юности вообще так не делал. Но тогда жизнь представлялась бесконечной, а сейчас просто напросто жаль времени.
Ключевой персонаж произведения с немецкой фамилией (видимо, отсюда заглавие) определяет две сюжетные линии. Одна связана с семейным разводом. У мужчины не осталось ни капли ласковых чувств к бывшей жене, он ненавидит её и всё, связанное с ней. Однако очень мучается из-за расставания с дочерью-подростком, которая воспринимает его уход как предательство. На протяжении ста страничек, в перерывах между любовницами, он пытается восстановить с дочерью отношения. Допустимо, его настойчивость принесёт к финалу успех, но стало уже всё равно.
Другая линия повествует о трудовой деятельности гос чиновника городской мэрии. Впрочем, о труде там нет ни слова, как в латиноамериканском сериале. Только лишь об интригах, взятках, откатах, коррупции, мошенничестве и обмане. Такая жизнь пауков в банке, но с величавыми претензиями и надменным взглядом на тех, кто якобы «копошится» внизу. И всё это на других ста страничках скучно, жутко однообразно, цинично, даже пускай в витиеватых, длинноватых предложениях с умными словами. Без малейшего проблеска на человечность.
Наверное, тут кстати замечание Паустовского: «Часто бывает, что после прочитанного рассказа, повести или даже длинноватого романа ничего не остается в памяти, кроме сутолоки серых людей. Мучительно стараешься узреть этих людей, но не видишь, потому что автор не дал им ни одной живой черты. И деяние…происходит среди какого-то студенистого дня, лишенного красок и света, посреди вещей только названных, но не увиденных автором…беспомощностью веет от этих вещей, написанных часто с фальшивой бодростью. …Такие повести и романы хочется разбить, как наглухо заклеенное окно в душноватой и пыльной комнате…».