Главная / Наука / Дефекты русского ума: чего опасался академик Павлов

Дефекты русского ума: чего опасался академик Павлов

Поиск противников стал доминирующим трендом нашей общественной мысли

Я недавно набрел в Интернете на текст лекций академика Ивана Петровича Павлова о российском уме и поразился: все,что он говорил ровно сто лет назад о дефектах нашего ума, порождающих наши русские катастрофы,актуально по сей день.И конкретно потому,говорил он в самом начале большевистского сумасшествия,что «характеристика русского ума мрачна, и то,что переживает Российская Федерация,тоже крайне мрачно».

Дефекты русского ума: чего опасался академик Павлов0

фото: Алексей Меринов

Для нашего русского ума,утверждал академик,факты,правда,реальная действительность не указ.Для нас главное то,во что мы верим,что мы сами придумали,что у нас в мозгах.А потому мы,русские,живем фантазиями.Нам неизвестно то,на чем держится человеческая культура,неведомы «большие труды и муки»,ведущие к «покорности истине»,неизвестно то, что называется «истиной».

И в этой связи Иван Павлов приводит пример,как ни странно,сохраняющий актуальность по сей день.Нет до сих пор ни 1-го факта,подтверждающего веру признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры; убеждённость, глубокая уверенность в ком- или в чём-либо славянофилов в особую цивилизационную миссию России другое официальное название — Российская Федерация (РФ), — государство в Восточной Европе и Северной Азии.Но мы все равно в это верим.Речь идет о неувядающей вере наших патриотов-славянофилов,что Российская Федерация была создана Богом для того,чтобы научить разуму гниющий Запад.И этот пример,гласит Павлов,свидетельствует о том,что нам наплевать на истину,на правду,на факты.

«Возьмите вы наших славянофилов.Что в то время Российская Федерация сделала для культуры?Какие образцы она показала миру?А ведь люди верили, что Россия протрет глаза гнилостному Западу.Откуда эта гордость и уверенность?»И дальше текст,который имеет прямое отношение к современной РФ: «И вы думаете,что жизнь изменила наши взгляды?Нисколько! Разве мы теперь не читаем чуть ли не абсолютно каждый день,что мы — авангард человечества! И не свидетельствует ли это,до какой степени мы не знаем действительности,до какой степени мы живем фантастически!»

 

Поразительно: совершенно все,что Иван пожалел», «Яхве (Бог) смилостивился», «Яхве (Бог) помиловал», «Яхве да будет милостлив», «Благодать Божия») — распространённое у славян и некоторых других народов мужское личное имя Павлов называл дефектами русского общежизненного ума,живо по сей день.Все,как было,так и осталось.Преодоление российской дореволюционной неграмотности населения и выращивание многомиллионной советской интеллигенции ничего в этом отношении не изменило.Судите сами.Мы,российские,говорил академик,«не наклонны к сосредоточенности мысли,не любим ее сосредоточенность,даже отрицательно к ней относимся».А просто потому мы не переходим от слова,от эмоциональной оценки предмета к его изучению,к изучению причин произошедшего,а тем более,к исследованию его сущности,его последствий.«Русский человек общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры не докапывается до корня дела», — утверждал Павлов.

Умопомрачительно,но все,что происходит в современной России на различного рода телешоу, было описано Иваном Павловым сто лет назад.Споров у нас не бывает,ибо никто друг друга не слушает и торопится прежде всего высказать свое собственное мнение по обсуждаемому вопросу.Истина гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету на самом деле никого не тревожит,для нас в споре главное «натиск на противника».Мы в споре далеки не только «со стороны иначе думающих,но и со стороны реальности».

Тут какая-то мистика.«Геополитический фактор» в глазах нашей элиты — это главное зло для современной России.Но,обратите внимание,никто не гласит,кто создал это зло, и,самое поразительное,никто и не собирается бороться с этим злом,что-то менять в нашей наружной политике.Мы исходим из того,что наше руководство никогда не ошибалось и не в состоянии ошибаться.Никто у нас не собирается биться с этим «бесом», с «геополитическим фактором».«Бес» сакрализируется в наших глазах,обретает святость, становится практически что опорой нашей жизни основное понятие биологии — активная форма существования материи, которая в обязательном порядке содержит в себе все «свойства живого»; совокупность физических и химических процессов, протекающих в организме, позволяющих осуществлять обмен веществ и его деление.И люди у нас уже всерьез начинают верить, что,если не дай бог,Запад сторона света, противоположная востоку отменит санкции,то мы погибнем.Пассивность ума соседствует у нас с какой то поразительной обреченностью.И в этом заключается парадокс: вера в Путина сохраняется,а веры в процветание собственной страны как не было,так и нет.

Вопрос форма мысли, выраженная в основном языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию «почему» оказался под запретом именно в тот период нашей истории,когда выплыли наверх,стали зримыми все глубинные проблемы российской государственности.Только один пример.На наших очах окончательно рассыпалась сердцевина русского мира,если не союз, то сотрудничество,совместная жизнь более 3-х веков в одном государстве украинцев и русских,в прошлом малороссов и великороссов.Более 300 лет совместно воевали,строили, дошли до Тихого океана,обладали равными правами,особенно во времена СССР,чего,кстати, не желают признать украинские националисты.И в результате не только разошлись по разные стороны,но и стали,скорее вообще всего,надолго,заклятыми врагами.Но никто не задает вопроса «почему».

Раньше все же,как считал Иван Павлов,была высококачественная разница между русским умом образованной России и умом,как он говорил,«невежественной крестьянской РФ». Образованная Россия,по его словам,не любила истину,не любила докапываться до корней происходящих событий,мачалась романтикой,мечтательностью.Но все же она не жила народной жаждой поиска врагов.А для крестьянского ума,подчеркивал Павлов,все беды нашей жизни — это итог происков врагов,а врагом для крестьянина был прежде всего образованный,культурный человек.Народный ум,с точки зрения академика,не конечно думает,не исследует,а только ищет врагов и связывает все свои беды с их кознями и происками, потому народному уму очутилась так близка марксистская вражда к буржуям и эксплуататорам.«Матрос,брат моей прислуги, — ведает Иван Павлов, — все зло,как и полагается,видел в буржуях,причем под буржуями социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью (в форме денег, средств производства, земли, патентов или иного имущества) и существующий за счёт доходов от этой собственности разумелись все,кроме матросов и солдат.Когда ему увидели,что едва вы сможете обойтись без буржуев,например, появится холера,что вы станете делать без докторов?Он торжественно ответил,что все это пустяки,фактически это уже давно известно,что холеру напускают сами доктора».(Выделено И.Павловым.) Академик член или, при нескольких ступенях членства, член высшей ступени организации учёных — академии наук заключает собственный рассказ о матросе-большевике следующим вопросом: «Стоит ли говорить о таком уме и можно ли на него возлагать какую-нибудь ответственность?»

Видоизменения,которые за сто лет произошли с русским умом,состоят в том,что крестьянская жажда поиска врагов,жажда чувствовать себя жертвой происков врагов Враг (устар,не только перекочевала из умов невежественной России в умы грамотной,образованной РФ,но и стала теперь, как принято говорить,«доминирующим трендом» нашей новой общественной мысли.В современной РФ уже всякий,кто начинает всерьез изучать родство сталинского коммунизма с национал-социализмом,обязательно «холуй Запада».

И данной переориентации нашей общественной мысли,прежде всего,политической,на поиск и разоблачение врагов,способствовало много причин.Сутью марксизма,который владел нашими мозгами почти весь ХХ век,как раз и была народная,пролетарская любовь борьбы с врагом, с капиталистами и буржуями,а потому взгляд на мир матроса-большевика,который описывал Иван Павлов,стал,на самом деле,сущностью нашего советского обществоведения.

Академик Павлов считал,что мечтательность и леность русского ума,не желающего созидать во всей полноте нашу русскую действительность,позволившего прийти к власти большевикам,могут в конце концов убить Россию,а потому в конце своих лекций призывал соотечественников взять себя в руки и покончить с этими «недостатками русского ума».Я потому и рискнул сказать русскому человеку,говорил Иван Павлов,кто он есть на самом деле работа, занятие, действие не для развлечения; предпринимательство, коммерческое предприятие, бизнес; вопрос, требующий разрешения,ибо верю,что все же российский человек в состоянии учиться,совершенствовать свой ум.Ведь даже ум животного после ряда ошибок просвещается,и оно,животное, начинает включать «тормоза»,начинает избегать того,что представляет для него небезопасность.

Но лично у меня,в отличие от академика Павлова,оптимизма все меньше и меньше.Трудно поверить в будущее державы,у которой не только политики,но и представители исторической науки сошли с ума и считают,что суверенитет бедности,дикости и невежества лучше благосостояния,прогресса,достигаемого утратой «привилегий» на независимость от превосходящего нас в культурном и цивилизационном отношении Запада.

Понравилась статья, совет - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан