В кoнцe прoшлoй нeдeли в Сoчи былo пoдписaнo сoглaшeниe o сoздaнии сoвмeстнoгo инфoрмaциoннo-кooрдинaциoннoгo цeнтрa (ИКЦ) прaвooxрaнитeльныx oргaнoв Рoссии и чaстичнo признaннoй Aбxaзии. Фoрмирoвaниe этoй нoвoй структуры прeдусмoтрeнo дoгoвoрoм o сoюзничeствe мeжду 2-мя стрaнaми. Пo oфициaльным дaнным, ИКЦ сoздaeтся для oбмeнa вaжнoй oпeрaтивнoй инфoрмaциeй, мeжгoсудaрствeннoгo рoзыскa и выдaчи лиц, скрывaющиxся oт слeдствия. В oбщeм, ничeгo oсoбo пoдoзритeльнoгo, исxoдя из нaзвaния цeнтрa и eгo официально озвученных функций, вроде бы нет.
Но это — на 1-ый взгляд, считают оппоненты власти в Сухуме. Довольно напомнить, заявляют они, что текст «невинного» соглашения дискуссировался около двух лет, но до уровня, утешительного для абхазов, то существует не ущемляющего суверенитет республики, доведен не был — что бы там ни гласила пророссийская власть «Страны души», начиненной военными базами РФ.
Значимая часть абхазской общественности, политических партий, депутатов парламента настаивала на отсрочке подписания соглашения, но власти 2-ух стран были неумолимы. Чего требуют оппоненты соглашения, и в чем они лицезреют «ущемление суверенитета Абхазии русскими?». И главное: вправду ли ущемляется то, что реально не может считаться суверенитетом, либо оппоненты создания ИКЦ с Россией боятся радикального изменения уклада жизни в Абхазии, где законы пишутся, но не соблюдаются, и вообще все решают кланы?
Вот что молвят те, кому соглашение встало поперек гортани, как и многое другое, связанное с Россией. Так, группа депутатов парламента обратилась к президенту Абхазии Раулю Хаджимба и главе МВД Аслану Кобахия с рядом требований, в числе коих — доступ парламента к любой инфы, касающейся деятельности центра на местности республики. Кроме того, законодатели хотят, чтобы ИКЦ в обязательном порядке и раз в год предоставлял парламенту отчет о собственной деятельности. Любое изменение, вносимое в соглашение, может вступить в силу всего лишь после ратификации его парламентом.
А оппозиционная политическая партия «Амцахара» считает, что соглашение не соответствует законодательству Абхазии. Партия подвергла документ детальному разбору по пт и выразила недоумение его формулировками. К примеру, одна из задач центра определяется, как «содействие в осуществлении межгосударственного розыска и выдаче лиц, скрывшихся от уголовного преследования либо исполнения приговора», при том, что меж генеральными прокуратурами Абхазии и РФ вышеуказанная практика давно существует, равно как межгосударственный контракт о взаимной правовой помощи по уголовным делам. То существует, считает «Амцахара», необходимости сотворения специального органа просто не существует.
Броско, подчеркивается в заявлении партии, что ИКЦ должен раз в год представлять на рассмотрение в Министерство Русской Федерации по делам Северного Кавказа и в Министерство денег Абхазии согласованные с МВД 2-ух стран проект сметы расходов на содержание Центра и отчет о ее выполнении. Вопрос: «С каких пор Республика Абхазия является субъектом Северного Кавказа, и Абхазское правительство подотчетно Министерству Российской Федерации по делам Северного Кавказа? Это к вопросу о суверенитете Абхазского государства».
За исключением того, чего стоит содержащийся в одном пт соглашения запрет центру участвовать в коммерческой деятельности, но последующий пункт позволяет ему заключать гражданско-правовые договоры, открывать и вести банковские счета, получать имущество и распоряжаться им, обращаться с исковыми заявлениями в трибунал и т.д? «При этом не конкретизируется нрав предполагаемых гражданско-правовых договоров, цели открытия банковских счетов и проведения банковских операций, какое имущество он может получать, предмет обращения в суд и необходимость роли в судебных разбирательствах. Следует уточнить, что круг участников судебных разбирательств установлен законодательством Республики Абхазия», — говорится в заявлении партии.
В нем также подчеркивается, что центр освобождается от прямых налогов и сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на местности Абхазии: «Возникает вопрос: если другими статьями этого же соглашения центру априори запрещено заниматься коммерческой деятельностью, от каких пошлин и сборов он может быть освобожден?»
И уж совсем неприемлемым оппозиционные политики считают наделение должностных лиц, служащих центра и членов их семей дипломатичным иммунитетом: «Непонятно, от чего пробуют застраховать российскую часть служащих центра и членов их семей разработчики соглашения. … Ни в одном документе не обозначено, каким законодательством будет управляться центр в своей деятельности, и станет ли он поднадзорен генеральной прокуратуре Республики Абхазия как высокому надзорному органу в соответствии с государственным законодательством?»
В общем, «Амцахара», и не она одна, пришла к выводу, что русская сторона создает в республике надгосударственный орган в сфере оперативно-розыскной деятельности, затрагивающей конституционные права и свободы людей Абхазии, а сотрудники этого органа защищены иммунитетами интернациональной конвенции: «При этом Абхазское правительство эту конвенцию не подписывало».
Оппоненты соглашения пришли к выводу, что создание ИКЦ противоречит «национальному законодательству и здравому смыслу». Всю ответственность за «возможные обострения общественно-политической ситуации в стране» партия ложит на тех, кто подготовил соглашение, и лично на президента Хаджимба — «гаранта Конституции и законности, не смогшего обеспечить защиту суверенитета Республики Абхазия и создавшего суровую опасность нарушения конституционных прав и свобод людей Республики Абхазия на местности собственной страны».
Масла в огнь подлила и общественная организация «Кяразаа», заявившая, что новенькая наднациональная структура обладает немаленькими полномочиями, чем прокуратура и МВД Абхазии. Деятельность ИКЦ, считает она, станет закрытой, поскольку центр неподконтролен абхазским органам власти. В заявлении организации прозвучали угрожающие нотки, касающиеся ответственности президента и главы МВД Абхазии за подписание с Россией вышеуказанного документа.
Объяснения властей и «придворных» экспертов, направленные на развенчивание критики соглашения, читающейся как «антироссийская», деяния не возымели. Но оппоненты сотворения ИКЦ остались при собственном мнении: Абхазия и Россия и так сотрудничают в сфере защищенности в ее самом широком осознании, а посему навязывание «независимому государству» чужого диктата может привести к дестабилизации обстановки с «антироссийским» привкусом.
По сущности, Абхазия просто не может сама биться с преступностью — даже на уровне раздельно взятого населенного пункта. Но вовсе не из-за недостатка квалифицированных кадров, а в силу закоренелого уклада жизни, при котором общественный порядок — это всего лишь бумажка, собственного рода не работающий атрибут несуществующей государственности. А с созданием совместного с Россией центра, коий фактически подминает под себя правоохранительные органы, как еще подмял военные, пограничные и таможенные структуры, вся абхазская преступная «кухня» откроется Москве как на ладошки.
Естественно, абхазы этому сопротивляются, как практически всему, что касается тесноватой смычки с Россией, которую абхазской власти удается протаскивать, невзирая на перманентную революционную ситуацию в мандариновой республике. Но здесь — случай особый: прекращение, если таковое состоится, творящегося в Абхазии беспредела, не устраивает определенные «элиты», и под соответственный протест очень легко подвести опасность «суверенитету молодого государства» со стороны РФ, который местная публика очень рьяно отстаивает. Защищать «государственность» больше не от кого — всего лишь от России. Поскольку последняя «грузинскую угрозу» отвела, и навечно: самое время разгуляться самой.
И защитить «своих»: в «Стране души» раскрывается курортный сезон. Кроме бедных россиян, она, несмотря на красы природы, почти никого не завлекает: комфорта — мало, преступности — много.
Андрей Николаев