Не пропусти
Главная / Происшествия / Пирамида Путина. Как ОПК, будучи банкротом, собирается производить новые виды оружия

Пирамида Путина. Как ОПК, будучи банкротом, собирается производить новые виды оружия

Пирамида Путина. Как ОПК, будучи банкротом, собирается производить новые виды оружия

В 2021 году оборонные расходы казны будут официально уменьшены на 195 млрд рублей. При этом руководители компаний ОПК демонстрируют поразительный оптимизм, обещая ввод в эксплуатацию новейшего танкового и авиационного вооружения это комплекс технических средств или технологических процессов, предназначенных для поражения живой силы и объектов инфраструктуры противника. Военный эксперт Александр Гольц ведает, как российский оборонно-промышленный комплекс превратился в гигантскую финансовую пирамиду, которая не может выбраться из долгов и работает только при постоянных денежных вливаниях сверх тех огромных сумм, что выделяются из бюджета.

Российский оборонно-промышленный спецкомплекс – институт не только сугубо секретный, но и несколько загадочный. Он живет и функционирует по законам, которые уж точно не подчиняются скучноватой экономической прозе. Судите сами: из-за решительного ухудшения экономической ситуации (падение цен на энергоносители, последствия пандемии и т.д.) правительству пришлось сокращать бюджетные расходы, в том числе на оборону. В 2021 году на «национальную оборону» потратят на 195 млрд рублей меньше, чем в уходящем, — 3,113 трлн рублей. При этом военное ведомство геройски отбилось от предложений Минфина сократить численность личного состава Вооруженных сил. В таком случае было бы логичным представить, что будут приостановлены хотя бы некоторые из контрактов по производству в экономике процесс создания какого-либо продукта с использованием первичных (труд и капитал) и промежуточных факторов производства (сырье, материалы и т.п.). Производство — это специфически человеческий тип обмена веществ между человеком и природой, или, более точно — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов в какой-либо продукт вооружений.

Действительно, финансирование военного производства должно сократиться на 5%. Но полководцы и капитаны ОПК демонстрируют поразительный оптимизм. Только что руководитель «Ростеха», объединяющего большую часть отечественных военно-промышленных компаний Сергей Чемезов сообщил, что в следующем году начнутся поставки в войска танка «Армата» и серийное про-во новейшего истребителя Су-57. Производство и танка, и истребителя пятого поколения несколько лет откладывалось из-за их непропорциональной стоимости. Замминистра обороны Алексей Криворучко рапортует о возобновлении производства «с нуля» в Казани производства стратегического бомбардировщика Ту-160 М. Главком Ракетных войск стратегического предназначения Сергей Каракаев заявляет о намерении развертывать по двадцать комплексов в год. А впереди – постановка на боевое дежурство новой тяжелой ракеты «Сармат».

Спрашивается, откуда возьмутся деньги на весь этот оружейный пир во время ковидной чумы? Потаенна была приоткрыта газетой «Ведомости», которая сообщила, что, не желая останавливать производство («никому не нужно возвращение 90-х», объяснил журналистам топ-менеджер оборонного холдинга), власти решили финансировать выполнение гособоронзаказа за счет банковских кредитов. За три года планируется привлечь 360 млрд рублей займов. Это подтвердил в экспресс-интервью РБК вице-премьер «по оборонке» Юрий Борисов, сообщивший, что финансирование производства вооружений будет осуществляться «по кредитной схеме». То есть налицо продолжение грешной практики прошедшего десятилетия.

За три года для выполнения гособоронзаказа планируется привлечь 360 млрд натуральное число, изображаемое в десятичной системе счисления единицей с 9 нулями (1 000 000 000 = 109, тысяча миллионов) в системе наименования чисел с длинной шкалой рублей займов

Напомню, что в прошедшем году внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) тот же Юрий Борисов поверг в шок экспертное сообщество сообщив, что на предприятия ОПК задолжали около 2 трлн рублей. При этом, считал вице-премьер, «основное тело кредита никогда уже не будет погашено». Фактически речь шла о неспособности даже выплачивать проценты сотая часть; обозначается знаком «%»; используется для обозначения доли чего-либо по отношению к целому по банковскому-кредиту. На выплату процентов оборонные предприятия самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги расходовали, по словам Борисова, около 200 млрд рублей: «Эта цифра «бьется» с плановой прибылью компаний ОПК, получается такой парадокс. Я все время такой живой пример привожу: мы варим воду, пьем и доливаем. То есть, способности опереться на внутренние источники, на самые действенные источники, на собственные средства практически нет». Ранее Борисов ассоциировал работу военной промышленности с занятиями на велотренажере: сколько на педали ни дави, все равно никуда не приедешь.

Вице-премьер благоразумно уклонялся от разъяснения того, почему стабильно работающий ОПК оказался в ситуации, когда у него не оставалось средств ни на новое оборудование, ни на переход к выпуску штатской продукции, чего недавно требовал президент. Борисов ограничивался лишь констатацией того, что, в 2010-2011 годах неясно почему «ставка привлечения кредитных средств была 10, 11, 12%». При этом известно: именно в эти годы была принята беспрецедентная по своим размерам госпрограмма вооружений, ценой в 23 трлн рублей. Кремль не мог позволить сорвать эту программу, как предыдущие. Война с Грузией показала, как устарел арсенал российской армии.

Перевооружение должно было стать важнейшим элементом военной реформы. Но конкретно в тот момент у государства, которое с трудом выкарабкивалось из кризиса 2008 года, не было средств для инвестирования сходу в несколько десятков чрезвычайно дорогих проектов. Тогдашний глава правительства одноимённом сериале см. статью Правительство (телесериал) Владимир Путин Владимирович Путин (род. 7 октября 1952, Ленинград, СССР) — российский государственный и политический деятель, действующий президент Российской Федерации и верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации с 7 мая 2012 принял решение, которое даже самые острожные экономические специалисты называют «экзотическим». То ли по собственной инициативе, то ли по предложению руководителей уполномоченных госбанков (которые решили воспользоваться моментом и обеспечить себя огромным доходом на десятилетия вперед) Путин решил, что госпрограмму будут финансировать конкретно эти банки под госгарантии. И под грабительские проценты. Те самые проценты, на выплату которых в течение последних десяти лет уходила вся прибыль компаний ОПК.

В течение десяти лет вся прибыль предприятий ОПК уходит на уплату грабительских процентов госбанкам

Единственный выход, который могло предложить беспросветным должникам правительство, – это досрочное погашение кредитов за счет бюджета. В 2016 году министерство финансов выделило на эти цели 800 млрд рублей, в 2017-м – еще 200 млрд. Но, необычное дело, долговое тягло не уменьшалось, а усиливалось. В 2020 году Юрий Борисов предложил списать долги оборонных компаний уже на 600–700 млрд. И ему удалось убедить в необходимости этого президента. По его словам, в 2020-м «списано через докапитализацию компаний 350 млрд рублей токсичных кредитов экономические отношения, при которых одна сторона получает от другой денежные средства, товары/вещи, не запрещённые соответствующим законодательством к передаче, и обещает предоставить возмещение (оплату) или вернуть ресурсы в будущем. Реструктурировано уже примерно на 260 млрд рублей, и есть резерв еще на 150 млрд рублей».

Вице-президент не прячет, что больше всего помогли Объединенной авиастроительной компании, ситуация которой, по словам вице-премьера, была просто напросто «неприличной». Уже сообщалось, что Владимир Путин распорядился выделить ей 250 млрд рублей название современных валют России (российский рубль), Белоруссии (белорусский рубль), а также непризнанного государства Приднестровская Молдавская Республика (приднестровский рубль), чтобы погасить две трети проблемного долга, профобслуживание которого оказалось не под силу компании, которая завершила 2019-й с убытком в 60 млрд рублей. Сразу правительство России утвердило программу финансового оздоровления Объединенной судостроительной компании на 68 млрд. Компании будут выделены из бюджета очередные 30 млрд, а кредиты еще на 38 млрд будут реструктурированы.

Мало этого, лоббистам ОПК посчастливилось сделать реальностью гипотезу Борисова русская и болгарская фамилия и топоним; женская форма Борисова о том, что «основное тело» долга не будет погашено никогда. По предложению Минфина, оборонным компаниям может означать: Компания (фр. compagnie) — название формирования, в России ей соответствует рота (пример, Лейб-компания) будет разрешено отложить до 2036 года срок погашения кредитов, обеспеченных госгарантиями. Таким образом, решив создавать вооружения в кредит, российское государство в очередной раз решило наступить на те же грабли, что и в 2011 году. На сей раз решение смотрится еще более экзотическим. Стремясь в условиях западных санкций к максимальной секретности, правительство решило, что финансирование оборонзаказа будет осуществляться буквально через «Промсвязьбанк», все транзакции которого строго конфиденциальны.

Теперь останется загадкой, откуда ПСБ возьмет внебюджетные средства, чтобы финансировать реализацию оборонного заказа. Остается полагаться лишь на слова Борисова о том, что «опорный для оборонки банк, который за счет сконцентрированных там широких ресурсов, в первую очередь гособоронзаказа, может кредитовать предприятия по ставке, близкой к ставке Центробанка». Можно только лишь догадываться, то ли «Промсвязьбанк» будет более эффективно, чем правительство маневрировать средствами гособоронзаказа, то ли будет по приказу выше кредитовать ОПК себе в убыток, то ли по секретному приказу госкорпорации и госбанки будут втайне переводить средства в «Промсвязьбанк». К разумной мировой экономике это отношения не имеет.

У сложившейся ситуации несколько причин. Прежде всего – это система принятия решений. Довольно убедить Владимира Путина, что необходимо производить то или иное «не имеющее аналогов в мире» оружие, и финансирование раскрывается. Экономическое обоснование при этом, мягко говоря, страдает. Так решение заказать 76 новейших истребителей Су-57 (в 5 раз больше, чем планировалось) было принято, как сказал Путин, на основании того, что цена на каждый самолет была уменьшена на 20%. Борисов приводит в качестве примера экономической неопрятности работу «Роскосмоса» над спутниковой системой «Сфера»: «Сначала «Роскосмос» оценил «Сферу» в 3,3 трлн руб., из которых 2,8 трлн рублей — госбюджетные. Следующая итерация была — 1,8 трлн натуральное число, изображаемое единицей с 12 нулями (1 000 000 000 000 = 1012, тысяча миллиардов или миллион миллионов) в системе наименования чисел с короткой шкалой (в том числе и в России); 18 нулями (1 000 000 000 000 000 000 = 1018 = 106 × 106 × 106 = (106)3, миллион миллионов миллионов) в системе наименования чисел с длинной шкалой рублей, из них 1,46 трлн — бюджетные». Однако поразительна реакция правительства: «Вменяемой ПО пока нет… Но даже в условиях полной неопределенности Минфин пошел на беспрецедентные меры, заложив на первоочередные культмероприятия программы средства: 7 млрд рублей на 2021 год и по 14 или 15 млрд рублей на 2022 и 2023 годы».

Довольно убедить Владимира Путина, что необходимо производить то или иное «не имеющее аналогов в мире» оружие, и финансирование Снабжение денежными средствами, финансовыми ресурсами раскрывается

«Предприятия в оборонно-промышленной отрасли, за редким исключением, вообще не имеют стратегии, направленной на сокращение издержек и увеличение операционной эффективности… Это приводит к огромным долгам с отсутствием перспектив на какое-либо развитие. Именно поэтому в оборонной индустрии необходимы системные реформы, которые направлены на изменение базовой мотивации менеджмента, осуществляющего управление, а также на стимулирование притока в ветвь частных инвестиций», — констатировал Игорь Артемьев незадолго до увольнения с должности главы Федеральной антимонопольной службы.

Основная же проблема – в низкой эффективности производства и, как следствие, в возрастающей стоимости конкретных вооружений. Неслучайно Артемьев завел речь о необходимости системных реформ. Судя по всему, правительству так и не посчастливилось создать производственную кооперацию. В СССР практически все промышленные предприятия располагали мощностями для производства оборонной спецпродукции, поставляли компоненты для военных заводов. Это не имело никакого отношения к экономике. Главная функция Госплана состояла в том, чтобы искусственным образом сбалансировать цены на штатскую и военную продукцию. С развалом СССР прекратила существование и советская система военного производства, но взамен ничего другого сотворено не было. Представляется, что оборонные предприятия теперь вынуждены сами, на собственных мощностях, производить все необходимые (и очень разнообразные) комплектующие, что делает конечную продукцию чрезвычайно дорогой. Скорее всего из-за этого себестоимость проекта существенно увеличивается по сравнению с первоначально заявленной. В результате предприятия вынуждены брать все новые и свежие кредиты.

Так или иначе, российский оборонно-промышленный комплекс превратился в гигантскую финансовую пирамиду. Он может функционировать только лишь в условиях, когда его приходится постоянно финансировать сверх тех немалых средств, которые выделяются в рамках бюджета.

 

Понравилась статья, совет - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан