Главная / Экономика / «Газпром» готов строить «Турецкий поток» себе в убыток

«Газпром» готов строить «Турецкий поток» себе в убыток

"Газпром" готов строить "Турецкий поток" себе в убыток

Себестоимость газопровода «Турецкий поток (Поток — постоянное перемещение масс жидкости или газа в определённом направлении)» выросла сходу на миллиард баксов. При этом строительство газопровода, быстрее всего, станет финансироваться за счет бюджета самого «Газпрома», так как зарубежные банки энтузиазма к проекту не показали. «Предварительно мы гласили, что стоимость спецпроекта составит порядка $ 6 млрд., на данный момент оцениваем кое-где порядка $ 7 млрд. Мы не исключаем объективной возможности проектного финансирования. Но, исходя из имеющейся реальности, быстрее всего „Турецкий поток“ станет финансироваться из бюджета „Газпрома“ и в предстоящем будет рефинансирован в виде выпуска проектных облигаций», — сообщил на встрече с инвесторами в Лондоне зампред правления «Газпрома» Андрей Круглов.

Морской газопровод «Турецкий поток», напомним, состоит из 2-ух ниток. Абсолютно каждая может обеспечивать транспортировку природного газа в объеме до 15,75 млрд куб. м (вообще всего — 31,5 млрд куб. м). Протяженность морского участка составляет приблизительно 930 км. Газопровод пролегает по дну Темного моря от русского города Анапа до турецкого населенного пункта Кыйыкей. Газ, поставляемый по 1-ой нитке, предназначается для турецкого рынка. 2-ая пройдет в направлении границы Турции с ЕС.

Ожидается, что транспортировка газа по «Турецкому сгустку» начнется в декабре 2019 года.

Как считает спец по нефтегазовому рынку, партнер консалтинговой организации RusEnergy Миша Крутихин повышение стоимости «Турецкого потока» связано с тем, что на спецпроекте пытаются нажиться подрядчики.

«Подросли аппетиты подрядчиков, так как мы видим, что основная задача газопровода не финансовая. „Газпром“ уже обозначил, что издержки на строительство будут возмещаться буквально через много-много лет, и убытки будут переноситься на будущее. Единственный толк проекта — обогащение подрядчиков, пользующихся особенными отношениями с властью», — сообщил Крутихин.

— Сухопутная часть «Турецкого потока» была закончена ещё до рождения этого спецпроекта, — гласит ведущий эксперт Фонда государственной энергетической защищенности, преподаватель Денежного университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Так как она являлась частью «Южного потока» до его блокировки. Трубы закупались тоже в основном ранее (они так и хранились в Болгарии до последнего времени).

Конечно есть версия, что «Газпром» все-же до сих пор надеется, что 2-ая нитка газопровода пойдёт не в Турцию, а в Болгарию, по сущности, по маршруту «Южного потока». Потому вторую нить строят медлительно до территориальных вод Болгарии (откуда её конечно можно резко развернуть в сторону Турции в случае необходимости), ожидают реакции европейцев. По данной версии удорожание строительства происходит просто потому, что увеличивается определенное время аренды судов-трубоукладчиков. Хотя, естественно, это не может прирастить стоимость газопровода сходу на миллиард (натуральное число, изображаемое в десятичной системе счисления единицей с 9 нулями (1 000 000 000 = 109, тысяча миллионов) в системе наименования чисел с длинной шкалой) баксов.

«СП»: — В чём же причина такового резкого удорожания спецпроекта?

— Возможно, что просто напросто изначально себестоимость его не была кропотливо просчитана. Я напомню, что решение о строительстве «Турецкого потока» была принято спустя практически считанные дни после того, как Владимир Путин заявил о закрытии спецпроекта «Южный поток» и о подписании контракта с Анкарой о строительстве «Турецкого потока». За таковой короткий срок приготовить всю документацию, провести четкие расчёты очень сложно или даже нереально. И сейчас, когда реализация спецпроекта идёт, в «Газпроме» по факту по новой оценивают его себестоимость.

«СП»: — А может быть, как заявляет Михаил Крутихин, подрядчики накручивают цены, чтоб увеличить прибыли?

— На этом этапе роль подрядчика делает только швейцарская фирма-трубоукладчик Allseas Group SA. С ней вначале подписывался контракт об оказании услуг, и задирать цены на стадии строительства — это нонсенс. Данный эксперт всюду видит желание «Газпрома» действовать в интересах Роттенбергов, но не подтверждает собственные выкладки конкретикой. В этом случае зарубежная швейцарская компания никак не связана с русскими предпринимателями.

«СП»: — А как идут переговоры по 2-ой ниткой «Турецкого потока», коий, по идее, буквально через территорию Турции должен идти в Европу?

— Пока никакого движения. «Газпром («Газпром» — российская (ранее советская) транснациональная энергетическая корпорация)» заявил, что собирается подвести газопровод к границе ЕС и поставлять порядка 15 млрд кубометров газа в Европу. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявлял как раз, что мы даже можем продолжить за собственный счёт трубопровод на местность ЕС. Но для этого мы обязаны иметь госгарантии, что Брюссель не станет противодействовать этому строительству. И сейчас уже очередь ЕС как-то отреагировать — собирается ли он закупать русский газ, и в каких объёмах. Пока никакой реакции нет. Допустимо, «Газпром» и активизировал бы пробы договориться, но на данный момент все усилия брошены на «Северный поток-2», коий и для компании, и для РФ в целом важнее.

«СП»: — А если европейцы всё же откажутся пускать к себе газ из «Турецкого потока» и действовать станет только одна нить, газопровод (инженерное сооружение, предназначенное для транспортировки газа и его продуктов (в основном природного газа) с помощью трубопровода) появится нерентабельным?

— Такая угроза есть. Но для «Газпрома» стратегическая цель — убрать транзит по Трансбалканскому трубопроводу, коий сейчас идёт буквально через Украину. Или сделать ему альтернативу. Логика всех обходных газопроводов РФ в том, чтобы Украина перестала быть безальтернативным транзитером и не могла диктовать нам условия. Ради заслуги этой цели «Газпром» готов идти на широкие расходы, кои окупятся, но не скоро. Но нужно понимать, что лет буквально через десять, если Украина как и раньше не будет вкладывать денежные средства в реконструкцию собственной газотранспортной системы, мы просто напросто не сможем прокачивать газ уже и буквально через её территорию, так как эта система придёт в негодность. Потому, если мы хотят и дальше продавать газ Евро союзе, альтернативу нужно создавать.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Новак: Россия готова выйти на новый уровень с КНР в области энергетики

Заместитель председателя правительства России Александр Новак заявил, что страна готова выйти на ...