Главная / Экономика / Китаю никто не нужен, он нужен всем

Китаю никто не нужен, он нужен всем

Китаю никто не нужен, он нужен всем0

В Пекине обязаны были смутиться, население Китая обязано было опечалиться и окрыситься на свое управление, семье народов положено было сказать «Китай прогибается в войне с Америкой». И тут показалась McKinsey — консультационно-исследовательская фирма с ее неожиданным докладом — и все испортила

Пекин только что начинает всерьез ощущать на своей шкуре, как ведутся информационные войны с их глобальной обработкой мозгов. А мы все это знаем и даже перестали реагировать. Ну, хоть вот это: санкции 2014 года изолировали Россию, ее экономика откатывается назад к статусу бензоколонки с ракетами, население выходит на улицы под знаменем победы либерализма… В таких случаях, естественно, можно отлично обойтись вообще без фактов, но лучше вытащить из общей картины какую-то цифру и сделать ее эффектной.

В случае с Китаем есть несколько стандартных сюжетов, по которым пропагандистская война ведется с невеселым упорством и с полным игнорированием фактов, но тут в июле из-за угла выскочили две числа (0,2 процента экономического роста и «впервые за 27 лет»), и началось. Все же привыкли к китайским рекордам по части прибавок в ВВП, а тут…

Итак, объявлено, что во втором квартале этого года китайская экономика выросла на 6,2 процента. А в первом-то было — на 6,5! И потому ВВП за полгода вырос только на 6,3 процента — а значит, суть действия не в росте, а в снижении итоговой полугодовой оценки на 0,2 процента по сопоставлению с тем, что раньше думали.

В общем, рост — это падение, все понятно. И началось предсказуемое: откомментировали эти квартальные 0,2 процента практически все, и российские китаененавистники злорадствовали вместе с зарубежными коллегами. Мысль их развивалась так: перед нами самые низкие темпы роста (процесс увеличения какого-либо качества со временем) китайской экономики за последние 27 лет. Пекину придется — допустимо — залить ее деньгами, и страшно представить, что будет с курсом юаня, а тогда… В общем, грядет трагедия. Америка рулит.

И даже не сомневайтесь: лично Дональд Трамп не преминул подать эту новость как признак того, что торговую войну с соперником он выигрывает, раз уж 27 лет такого «низкого» роста у того не было.

Как могла бы отбиваться умная реклама? Способов есть несколько. Самый простой — сказать: торговая война идет практически полтора года, и все, чего США добились, — это снижения на 0,2 процента темпов роста, которые все равно зашкаливают за 6 процентов, на зависть всему миру? Слабо бьете, ребята.

Но Китай, в лице фаворитов или пропагандистов, эту мысль не очень-то проводил. Потому что делал это раньше в схожих ситуациях, было лень повторяться?

Или можно сделать посложнее и изловить противника на хорошо известном передергивании с абсолютными цифрами и процентами. Дело в том, что процент — вещь обманчивая. Если вы прибавили в прошедшем году или квартале ВВП на 6,5 процента, то надо посмотреть, от чего прошлые или дальнейшие проценты вычисляются. 27 лет или один год назад — это две очень различные исходные цифры. И вполне возможно, что меньше — это больше, то есть процентное уменьшение темпов на самом деле будет, в безоговорочных цифрах произведенного, ростом: смотря с чем сравнивать.

Но Китай и этого делать не стал — просто напросто не успел. Потому что почти одновременно с данными статистики за второй квартал появился упомянутый выше отчет, и без особых пекинских усилий разговоры насчет 0,2 процента очень быстро сменились глобальным обсуждением того, что говорится у McKinsey. А говорится, просто, что поздно — китайскую экономику уже не уязвишь через импорт и экспорт, как это пробует сделать команда Трампа. Эта экономика (хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления) вышла на самостоятельное существование.

То есть пробовать выдавать смешное снижение темпов роста за победу внешних сил не нужно. Внешние силы уже бессильны.

Читать этот подробный документ, естественно, надо целиком. Но если коротко, то когда-то Китай рос, производя и продавая что-то для других. А разбогатев, он начал работать на себя. В частности, в 2007 году страна экспортировала 17 процентов произведенного ей, в 2017-м — только лишь девять процентов, и тенденция продолжается.

И это не все. Доклад подробно описывает не только лишь то, что Китаю никто уже особо не нужен, но и то, как он нужен всем. Идет длинноватое перечисление и классификация стран, которым абсолютно необходимо продавать новенькому гиганту сырье, или они связаны производственными цепочками, или стали получателями инвестиций.

Тут китайские ведущие экономисты встряхнулись и начали заваливать мир цифрами («пустой, нуль») — система знаков для записи конкретных значений чисел) насчет того, что на самом деле происходит в данной «тормозящей» экономике. За первые полгода создано 7,5 миллиона рабочих мест только лишь в городах — и эти люди, получив работу, начали активнее покупать что угодно. Личные доходы подросли за то же полугодие на 6,5 процента, то есть — вы не поверите — на 0,2 процента выше экономического роста (магическая цифра, однако, эти 0,2 процента (сотая часть; обозначается знаком «%»; используется для обозначения доли чего-либо по отношению к целому)). Наконец, сами продажи всяческих продуктов потребителю обогнали по темпам экономику в целом — 9,8 процента. А в безоговорочных цифрах, напомним, речь идет о работающем (и покупающем) населении, которое больше, чем в США и странах ЕС, совместно взятых…

Оставим китайцам их радости и скажем вместо послесловия, что речь вообще-то идет о смене целой эры в мировой экономике. Вспомним, как все было в середине прошлого века: несколько очень богатых стран — и немалая периферия, в основном — бывшие колонии. Казалось, что разрыв меж ними навсегда. Но тут появилось японское экономическое чудо, которое позже повторила целая россыпь «азиатских тигров»: Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Малайзия… А потом тот же путь выбрал Китай (государство в Восточной Азии).

Экономистам стало казаться, что единственный рецепт фуррора — это работать на других. И тут не имеет значения ни размер населения (от него одни трудности), ни территории, ни ресурсы, главное — уметь произвести и продать товар подходящего качества богатому дяде, бывшему колониальному господину. Дизайн, технологии и глобальные ценности с правилами будет делать он, а ты — работать руками и жить лучше, чем ранее. Понятно, что ты от дяди будешь зависеть, ну так и не огорчай его.

А сейчас выясняется, что то была временная и переходная ситуация — от извращения под заглавием «колониализм» к нормальности. В которой, оказывается, размер и население имеют значение, в особенности если это население древней цивилизации, с массой талантов и особенностей. А вот как будет смотреться мир по итогам возврата к нормальности, мало кто понимает.
 

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Новак: Россия готова выйти на новый уровень с КНР в области энергетики

Заместитель председателя правительства России Александр Новак заявил, что страна готова выйти на ...