Главная / Экономика / Провал стратегии развития России

Провал стратегии развития России

Провал стратегии развития России0

Провал стратегии совершенствования России В конце декабря 2020 года – январе нынешнего года российские СМИ взорвала волна публикаций о полном провале спец реализации концепции развития России до 2020 года, принятой в 2008 году – «Стратегии-2020». К сожалению, за практически тридцатилетний период российских «реформ» разработка стратегических прогнозов и долгосрочных планов «теоретиками» экономического либерализма была утрачена как типо не соответствующая сущности теории рыночного фундаментализма, что негативно отразилось на социально-экономическом развитии страны, доведя ее до величайшей рос депрессии (см.: Ю. Воронин. Величайшая российская депрессия. Межд. изд. дoм LAP Lambert Academic Publishing, 2014). Вынужден разочаровать российскую общественность, что делая упор на ущербную теорию экономического либерализма и рыночного фундаментализма, провал «Стратегии-2020», к сожалению, оказался не единственным. Провал вид карстовой воронки; Географические объекты: Провал — озеро в Жирновском районе Волгоградской области рос стратегии развития стал абсолютным явлением, превратился в систему, в средство коррупционных дорогостоящих финансовых издержек. За последние двадцать лет в Российской Федерации было разработано и утверждено более пяти концепций и стратегий общенационального плана. I. В 2000 году Центром стратегических разработок (ЦСР) была разработана и одобрена правительством РФ общенациональная «Стратегия социально-экономического совершенствования Российской Федерации до 2010 года» («Стратегия-2010»), известная как «Программа Грефа», как ее окрестили в СМИ в честь тогдашнего министра Министерства экономического совершенствования и торговли РФ. В ней был заложен рост ВВП минимум на 5% в год, что должно было к 2010 году увеличить ВВП на 70%. ВВП в целом вырос, но только лишь не в связи с качественным ростом экономики, а из-за общемирового роста стоимости нефти. Говорилось в программе и о переходе к адресному принципу предназначения социальных пособий и социальной помощи. Предполагался значительный рост субсидий на оплату ЖКХ, существенное перераспределение социальной помощи в пользу малообеспеченных. Уже к 2005 г. помощь беднейщим должна была возрасти в два раза. Между тем ничего подобного сделано не было и не реализовано до сих пор даже вблизи. Как показал анализ, общий уровень реализации мер «Стратегии-2010» по достижению целей составил 36%, а по разделу «Реформа социальной сферы» достигнул едва 30%. Крайне низким был уровень Уровень — измерительный инструмент прямоугольной формы из пластика, дерева или металла с установленными в нем прозрачными колбами (глазками), заполненными жидкостью с пузырьком воздуха реализации реформ в сфере образования (менее 25%), здравоохранения и общественного страхования (около 20%). Другими словами, реализация «Стратегии-2010»  оказалась на крайне низком уровне и возложенную на нее задачку не выполнила. А ее автор Греф между тем был назначен президентом председателем правления Сбербанка России. II. В ноябре 2008 года Минэкономразвития была разработана и утверждена правительством одноимённом сериале см. статью Правительство (телесериал) РФ общенациональная «Концепция длительного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» – «Концепция-2020». В концепции комплекс взглядов на что-либо, связанных между собой и образующих взаимосвязанную систему; определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; система взглядов на явления — в мире, природе, обществе; ведущий замысел, конструктивный принцип — в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности; система путей решения задачи; способ понимания, различения и трактовки каких-либо явлений, порождающий правительство обусловило вполне конкретные целевые ориентиры. Предполагалось, в частности, что уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 г. достигнут характеристик, «характерных для развитых экономик мира». Так, обобщающий показатель уровня жизни – ВВП на душу населения в демографии — совокупность людей, живущих на Земле (население Земли) или в пределах конкретной территории — континента, страны, государства, региона, области и так далее по паритету покупательной возможности  – предполагалось увеличить с 13,9 тыс. долларов США в 2007 г. до более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году. Было заложено, что к 2020 году расходы на образование за счет муниципальных и частных источников составят 6,5–7% ВВП, на здравоохранение – 6,7–7% ВВП, что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала. Создатели «Концепции-2020», на которую были затрачены огромные финансовые ресурсы, «творили» ее в течение двух лет. Идеи были правильные: ориентация на совершенствование несырьевых отраслей, ставка на человеческий капитал. Но документ готовился как будто бы с закрытыми глазами, и разработчики не лицезрели, что экономика России уже вползает в мировой системный кризис. При первых же «капельных» толчках кризиса-2008 «Концепция-2020» отдала сбой, «лопнула», даже не успев начать реализовываться! Но огромные деньги за ее разработку были проплачены полностью. III. 3-я общенациональная программа – «Стратегия-2020» –фактически явилась обновленным вариантом «Концепции долгосрочного совершенствования высшая ценность, наилучшее, завершённое состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал); высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал); совершенство в отношениях между людьми (этический идеал); наиболее совершенное устройство общества (социальный идеал) России до 2020 года». Над программой почти три года работало более 1000 экспертов Высшей школы экономики и Рос академии народного хозяйства и госслужбы, сторонников либерально-рыночного фундаментализма. Вновь были затрачено более 1,5 млрд рублей. 850-страничный отчет по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России другое официальное название — Российская Федерация (РФ), — государство в Восточной Европе и Северной Азии был принят в декабре 2011 года, накануне выборов президента В. Путина. Он так и стал именоваться – «план Путина». Меж тем анализ «новой» стратегии показал, что в ней не оказалось ничего нового и ничего стратегического. Она явилась продолжением политико-экономического курса, который велся командой либералов с начала «реформ» 90-х годов прошедшего столетия, «углубляя курс В навигации: Курс судна (обычно морского или воздушного, так как в вождении речных судов первостепенное значение имеет следование по фарватеру, при котором курс постоянно изменяется) — направление относительно направления на север, иначе говоря, угол, заключённый между носовой частью диаметральной плоскости судна и направлением на север (курсом 0°), отложенный по часовой стрелке рыночного фундаментализма. Текст документа фактически представлял набор «добрых пожеланий», отвлеченных рекомендаций, разделы которого противоречили друг другу и по своей сути являлись дальнейшим воспроизведением и еще наибольшим углублением тупикового курса: «Россия – сырьевой придаток Запада». В программу термин, в переводе означающий «предписание», то есть заданную последовательность действий было заложено, что к 2020 г. рост ВВП составит 37–38% – в среднем по 5% в год. Предполагался рост производительности труда на 40–41%, рост реальных располагаемых доходов населения – на 53–54 %, рост инвестиций в основной капитал на 80–85 % и т.д. Прошло более 10 лет: ни один из показателей, заложенных в «Стратегию 2020», выполнен не был. Реально рост ВВП остановился уже в 2013 году и в предстоящем колеблется в пределах статистической погрешности. Ни роста производительности труда на 40%, ни роста реальных доходов населения на 54% достигнуто не было. По уровню производительности труда Российская Федерация отстает от развитых стран в 1,8–2,5 раза и продолжает отставать еще больше. Другими словами, «Стратегия-2020» провалилась, как и прошлые варианты стратегий. IV. В декабре 2016 года президент РФ В. Путин утвердил четвертую национальную программу – «Стратегию научно-технологического совершенствования России». Она была представлена в Послании Федеральному собранию и, по словам Путина, «реализация ее позволит выйти стране на новый спец уровень развития экономики и социальных отраслей». В разработке может означать: Процесс проектирования и конструирования изделия (см. Разработка нового продукта и Разработка с общедоступными наработками) Итеративная разработка Разработка алгоритмов Разработка программного обеспечения Разработка приложений для мобильных устройств Разработка компьютерных игр Веб-разработка Разработка персонажа в мультипликации Контрактная разработка электроники Разработка управляемая моделями Разработка через тестирование Обратная разработка Разработка комитетомРазработка в стратегии принимали участие уже более трех тысяч профессионалов ВШЭ, Центра стратегических разработок (ЦСР), этих академических оплотов рыночного фундаментализма собирательное наименование крайне консервативных религиозных, философских, моральных и социальных течений. На ее разработку вновь было потрачено более 1-го миллиарда рублей. Между тем анализ показал, что в стратегии главное внимание обращено  не на научно-техническое развитие, не на ускорение научно-технического прогресса в реальном секторе экономики, в системах образования, здравоохранения, в самих  науке и технике, а вновь к природным ресурсам, к еще наибольшему углублению тупикового курса либеральной команды: «Россия – сырьевой придаток Запада». Другими словами, это, к огорчению, опять оказалась не стратегия, а очередной ни к чему и никого не обязывающий документ на полку. Поэтому ничего необычного нет, что мы не найдем дальнейшего упоминания о нем ни в выступлениях президента, ни правительства. V. В мае 2017 года президент РФ В. Путин подписал приказ и утвердил пятую общенациональную программу – «Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» («Стратегия-2030»). Решение о разработке этого важного документа это зафиксированная на материальном носителе информация в виде текста, звукозаписи или изображения с реквизитами, позволяющими её идентифицировать было принято летом 2015-го. Работу курировал секретарь Совета безопасн   ости РФ Н. Патрушев. По форме и по содержательной сущности «Стратегия-2030» – это теоретически безграмотный документ,  набор прописных истин и благих пожеланий, непроработанных положений, которые в различных формах повторяются вот уже более двадцати пяти лет либерал-фундаменталистами. Например, в пункте 2 указа президента выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления; избирается на установленный (например, конституцией) срок РФ, вводимого «Стратегию-2030», правительству РФ поручается «обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической защищенности Российской Федерации». Удивительно, неужели разработчики «Стратегии-2030» не имели оценки состояния российской экономической защищенности, то есть исходной точки, от которой определялись новые задачи государственной политики в сфере экономической защищенности до 2030 года! Ведь известно, что в стране должна была действовать Государственная стратегия экономической защищенности (Основные положения), введенная еще в 1996 году. Из анализа «Стратегии-2030» отчетливо видно, что действительно создатели «новой» стратегии понятия не имели о состоянии российской экономической безопасности, а о Государственной стратегии 1996 года  очень давно забыли! Парадокс, но главный вызов и угрозу экономической безопасности разработчики «Стратегии-2030» видят не в необходимости ускоренного совершенствования несырьевого сектора российской экономики,  производственной экономики, а в «усилении колебаний мировых товарных рынков» и «изменении мирового спроса на энергоресурсы». Или взять цель гос политики в сфере экономической безопасности, заложенную в Стратегии (статья 14). Перечисляется всё что можно, но только на последнем шестом месте (!) то главное, ради чего должна формироваться финансовая безопасность состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях страны, – повышение уровня и улучшение качества жизни населения, зафиксированное в Конституции РФ, что «Рос Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное совершенствование человека». Решение таких основополагающих социальных проблем, как рост числа бедных, низкие заработные платы, низкие пенсии, в стратегии общий, недетализированный план, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека вообщем отсутствуют. Совет безопасности, как и правительство РФ, считает бедными тех, чьи денежные доходы «ниже величины прожиточного минимума», в то время как прожиточный минимум не покрывает даже минимума людских потребностей. Разве Совет безопасности не видел, разрабатывая «Стратегию-2030», что реальные доходы населения падали четыре года попорядку? При этом была проигнорирована и проблема большинства населения, которые по формальным признакам якобы не относятся к беднейщим, а фактически едва сводят концы с концами. Разве в Совете безопасности не ведают, что по заработной плате в реальном исчислении россияне всё еще не вышли на спец уровень 1990 года, то есть отстали от самих себя на 25 лет, а по интегральному показателю качества жизни, которым является средняя ожидаемая длительность жизни при рождении, мы находимся на уровне 1960 года – отстали от самих себя на 50 лет? Даже не для ученого, а рядового гражданина видно, что в «Стратегии-2030», казалось бы, сформулированы правильные определения, но они повторяются вот уже на протяжении 20 лет. Набор параметров однозначно говорит, что экономическая модель страны останется такой же, как и была. Тогда появляется вопрос: где же стратегия? Серьезнейшую озабоченность с точки зрения экономической безопасности страны должно было бы вызвать прежде вообще всего то, что Россия на 90 процентов утратила свой экономический суверенитет. Неужели Совет безопасности не знает, что сегодня половина рос экономики находится в офшорных юрисдикциях, а не в юрисдикции Российской Федерации Союзное государство, Союзные государства — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации? Купленные иностранцами акции приватизированной принадлежности уходят за рубеж, а деньги за нее «эффективные менеджеры» переправляют также за рубеж,  находятся на депозитах западных банков и в казначейских бумагах западных стран, контролируются нашими геополитическими оппонентами и при желании они всегда сумеют заморозить все наши резервы. Но даже и для этого «ущербного» документа предполагалось, что квоты «организационного, нормативно-правового и методического характера» по реализации «Стратегии-2030» будут разработаны только через два года внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) и которых до сих пор пока еще никто не лицезрел. То есть два года важнейший документ  лежал без мер по ее реализации. А реализация и вовсе должна была начаться в 2020 году. Не много ли для страны, находящейся в социально-экономическом кризисе? Такова «стратегия» развития страны либерал-фундаменталистами, деньги за разработку которой они снова получили сполна. VI. Видимо забыв о «Стратегии-2020», «Стратегии-2030», стратегии до 2035 года, в качестве обеспечения прорывного совершенствования страны, В. Путин Владимирович Путин (род. 7 октября 1952, Ленинград, СССР) — российский государственный и политический деятель, действующий президент Российской Федерации и верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации с 7 мая 2012 обосновывает необходимость реализации национальных проектов – стратегических задач развития Российской Федерации на период отрезок времени (или другой величины), определённый меткой начала отсчёта периода и меткой конца отсчёта периода до 2024 года, представленных им в мае 2018 года, на базе «активной дерегуляции». Правда, «эффективные менеджеры», думается, забыли, что именно дерегуляция являлась ключом всех концепций и стратегий за последние 20 лет. Реализация государственных проектов, обобщил президент, «это то, вокруг чего строится вся наша работа сегодня… Конечная цель всех этих культмероприятий заключается в том, чтобы поставить экономику на новые рельсы, сделать ее высокотехнологичной, повысить производительность труда и на данной базе – поднять уровень жизни наших граждан, обеспечить безопасность нашего государства на длительную историческую перспективу». Сформулировано, казалось бы,  правильно. Но ничего конкретно нового в «новой» программе на период до 2024 года не оказалось. Она продолжала базироваться на на теоретическом уровне ущербной научной базе рыночного фундаментализма. Итог оказался плачевным: уже в течение первых двух лет спец реализации нацпроектов они не только не разогнали российскую экономику, а просто с треском провалились, поставив под угрозу реализацию шестилетних государственных целей стратегического развития. Чтобы закамуфлировать провал, президент РФ 21 июля 2020 года подписал новый приказ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года», якобы «углубляющий» майский указ 2018 года. Практически В. Путин определил новые цели, задачи, показатели России на 10 лет, вновь обещая повышение уровня жизни, улучшение критерий для бизнеса, снижение бедности и даже улучшение жилищных условий для пяти миллионов человек, правда, сдвигая «цели», «задачки», «показатели» с 2024 года в туманное будущее – до 2030 года, сформулировав их весьма расплывчато, а некие изъяв совсем. Правительство М. Мишустина уловило президентскую «новинку» стратегических задач развития страны, углубив дерегуляцию экономики творческим радикализмом: «очень быстрым переводом коммуникаций и контроля на цифровые платформы». Самое социально опасное заключается в том, что при реализации может означать: Продажи и исполнения[прояснить] Исполнение замысла, получение результата даже продленных до 2030 года «государственных целей и стратегических задач развития» Россия продолжит отставание в экономическом развитии это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому от развитых стран, не возвратится к уровню доходов населения последнего года «тучного» периода – 2013 года. Очень жаль, что президенту до сих пор никто не разъяснил, что за 30 лет «реформ» на основе непрофессионального управления экономикой на теоретически ущербной научной базе макроэкономического регулирования под методологическим управлением международных финансовых организаций провалены все разработанные за 20 лет концепции и стратегии, практически уничтожена экономика хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления всей державы, сформировалась не экономика развития, а экономика торможения. И никаких восстановительных импульсов в российской экономике пока просто напросто не просматривается. Если рассматривать важнейшие показатели: ВВП, развития промышленности, сельского хозяйства, социальную сферу, то совершенно точно можно фиксировать тридцатилетний экономический застой, и резкое падение за последние десять лет. Не удивительно, что нынешний спец уровень экономики весьма далек от уровня 1990 года. Так, доля России в мировом ВВП сократилась с 9% в 1990 году до нынешних 2%. С третьего места, которое занимала Россия в мире, уступая по объему валового внутреннего товара в 1990 году только США и Японии, мы переместились на шестнадцатое место при оценке ВВП по рыночному курсу доллара. Выше нас очутились Мексика, Испания, Австрия, Канада, не говоря уже о Бразилии, Италии, Франции и Англии. В 2017 году на всякого россиянина приходилось по 8660 долларов ВВП, мы занимали по этому показателю 72-е место в мировом рейтинге, лишь чуть-чуть опережая Суринам, Габон, Доминикану. Даже «достигнутый» ныне уровень ВВП, который если и превысил спец уровень 1990 года, то это ВВП в стоимостном выражении. По сравнению с Советским Союзом нынешний российский ВВП по структурной составляющей существенно более низкого качества. Не вышли россияне на уровень 1990 года и по заработной плате в реальном исчислении, то есть отстали от самих себя на 25 лет. В течение коронавирусного года и сегодняшнего кризиса реальная заработная плата упала к 2019 году еще на 6,5% и станет самым большим с 1998 года. И это даже с учетом огромных пособий – около 700 млрд рублей, выделенных популяции. А по интегральному показателю в большинстве случаев, обобщённая характеристика какого-либо объекта, процесса или его результата, понятия или их свойств, обычно, выраженная в числовой форме: В математике: Показатель степени Показатель числа по модулю В химии: Водородный показатель, pH — мера активности (в очень разбавленных растворах она эквивалентна концентрации) ионов водорода в растворе, и количественно выражающая его кислотность качества жизни, которым является средняя ожидаемая продолжительность жизни основное понятие биологии — активная форма существования материи, которая в обязательном порядке содержит в себе все «свойства живого»; совокупность физических и химических процессов, протекающих в организме, позволяющих осуществлять обмен веществ и его деление при рождении, мы находимся на уровне 1960 года – отстали от самих себя на 50 лет. Подавляющее значительное большинство российских семей – 79,5%, испытывают трудности с покупкой вещей первой необходимости. Чуть больше половины – 53%, не сумеют позволить себе неожиданные траты вроде срочного ремонта или же, например, лечения. Почти 50% россиян не могут позволить себе отпуск вне дома, указывают социологи. В этих критериях установленный правительством М. Мишустина прожиточный минимум на душу населения на 2021 год для трудоспособного населения 12 792 рубля, для детей – 11 303 рубля, а для пожилых людей – 10 022 рубля название современных валют России (российский рубль), Белоруссии (белорусский рубль), а также непризнанного государства Приднестровская Молдавская Республика (приднестровский рубль) не является ли, как говорится в народе, «курам на смех»? И не видеть этого на протяжении длительного промежутка времени могли только лишь «эффективные менеджеры», вывозящие свои капиталы за рубеж, коим безразлична судьба народа, да и России в целом. И это не беспочвенный вывод. В эти дни в Москве проходит ХII Гайдаровский форум «Россия и мир после пандемии». Действительно, все язвы глубокой рос стагнации особенно ярко выявила пандемия коронавируса COVID-19 (см. Ю. Воронин, Затянувшаяся стагнация. «Доводы недели», 20 сентября 2020 г.). В ходе первого дня работы форума председатель правительства М. Мишустин представил его участникам стратегию по преодолению последствий пандемии коронавируса и развитию державы на ближайшие десять лет. Он отметил, что «предметной базой для долгосрочной стратегии стали обозначенные президентом России в июльском указе свежие цели стратегического развития страны до 2030 года». И далее М. Мишустиным расшифровывается, как правительство понимает (а поточнее абсолютно не понимает) стратегию: подготовлен единый план, он связывает воедино национальные цели, проекты и муниципальные программы, уже скорректированные в соответствии с обновленными целями. И, наконец, любимый конек – цифровизация, развитие которой, к примеру, «в системе госуправления должна позволить повысить его эффективность и приблизиться к формату сервисного государства». Общий принципный вывод: Россия вот уже тридцать лет живет без научно обоснованного формирования своего будущего. Об этом свидетельствует абсолютнейший провал на протяжении вот уже 20 лет всех разработанных концепций и стратегий социально-экономического развития Российской Федерации. Главная проблема – болезнь РФ заключается в том, что вот уже тридцать лет общество не знает, куда идет страна, движется как бы в никуда. Не имея национальной идеи, общих государственных интересов, принятых обществом наиболее важных масштабных целей, которые страна может достичь в длительной перспективе, путей, по которым к этим целям предлагается идти, и средств, с помощью которых это будет делаться, страна растеряла стратегическое управление, как важнейший инструмент социально-экономического и политического развития. Вынужден вновь вернуться к вопросу: что надо сделать, чтобы перезапустить экономический рост процесс увеличения какого-либо качества со временем в России, обеспечить стратегию социально-экономического роста, стратегию прорыва? 1-ый и главный шаг, требующий политической воли гаранта Конституции РФ и активности оппозиционных партий – КПРФ, Социалистической партии Рос Федерации, «Справедливой России», ЛДПР, всех левых сил страны – это принципиальный отказ от монетаристской неолиберальной модели экономического «роста» и тех устройств, которые были запущены в 1990-е годы – то есть принципиальная, сознательная, научно обоснованная смена сегодняшнего социально-экономического курса. Исходным моментом, действительно характеризующим смену социально-экономического курса России, является формирование гос идеологии развития общества, определение того, какой социально-экономический облик страны мы хотим иметь буквально через 20–30 лет, понятный и принятый обществом, наиболее важных масштабных целей идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения»; осознанный образ предвосхищаемого результата, которых страна может достигнуть в долговременной перспективе, пути, по которому к этим целям предлагается прийти, и средств, с помощью которых это будет делаться. Без этого, без загляда в будущее ни о каких реформах экономики и политики, систем образования и здравоохранения, формирования кадров нового типа, пенсионного обеспечения речи быть не может. В данной связи вновь вызывают удивление «теоретики» ХII Гайдаровского форума, которые ставят телегу впереди лошадки, пытаясь сформулировать, опираясь на концепцию либерал-менеджера Грефа, «стратегию развития образования в России». Чудеса, да и только лишь! Хочет этого кто-то или нет, но в России и в ряде передовых зарубежных стран формируется и углубляется внятный запрос на социализм, общество подлинной социальной справедливости. Вызывает удивление, когда центральные СМИ и гос чиновники активно раскрывают опыт формирования «экономического чуда» в Китае, реализующего стратегию построения социализма с китайской специфичностью, создавшего систему, сочетающую преимущества социализма и капитализма, свободного рынка и государственного регулирования, или шведского социализма, но никак не приемлют, когда речь входит о смене ущербного курса рыночного фундаментализма, ввергнувшего страну в величайшую российскую депрессию и замене его на подлинный научный социализм. Для них сегодня понятие социализма стало практически ругательным и они боятся его произносить, как говорится в народе, «боятся как черт ладана». Между тем опыт Китая ясно свидетельствует, что на сегодняшний день это наиболее прогрессивная модель, которая уже несколько десятилетий обеспечивает самые высочайшие темпы экономического роста в мире. По стопам Китая сегодня идут Индия и страны Индокитая, конкретно здесь, на Востоке, сегодня закладываются контуры мира будущего, создается новый мировой порядок. Исходя из мирового опыта, опыта Советского Союза, Самой Японии, Южной Кореи, Сингапура, Китая, Японии, Швеции, Франции, наиболее приемлемой для Российской Федерации могла бы быть модель социально-экономического совершенствования, опирающаяся на государственный планово-рыночный механизм. Планово-рыночный на государственной основе! Анализируя возможности России будущего, нельзя не тормознуть еще на одном принципиальном вопросе. Очевидно, что уже в самое ближайшее время политическое руководство страны столкнется с очень чувствительными жесткими экономическими санкциями секторального характера, которые поставят финансово-банковскую систему множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство России на грань экономической катастрофы. Не секрет, что российские банки и финансовая система, крупный бизнес в решающей мере зависят от возможностей постоянного внешнего кредитования. В случае усиленной денежной и кредитной блокады, а к этому все идет, существующая неолиберальная модель российского офшорного капитализма не продержится и 1-го года. В свое время в рамках мобилизационного планирования экономики советский народ смог развивать социализм ряд экономических и социальных систем, характеризующихся государственным и/или общественным контролем над экономикой, средствами производства и распределением ресурсов, а также политические теории и движения, связанные с ними в раздельно взятой стране, подчеркиваю особо – в отдельно взятой стране, потенциал которого позволяет российской мировой экономике вот уже тридцать лет держаться на плаву. Но абсолютно ясно, что строить в отдельно взятой стране эффективную капиталистическую модель, да еще в критериях экономической блокады Запада практически невозможно. Она обречена на тотальный провал с крайне негативными экономическими и политическими последствиями. Потому времени у политического руководства страны территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко говорят не о границах, а о «рубежах») для принятия кардинальных решений по выводу страны из стагнационной фазы, по выходу из надвигающейся катастрофы очень мало. А этого нельзя достичь, повторяю, без смены социально-экономического курса. В нынешних сложных условиях процесс построения новенькой модели система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе; представление некоторого реального процесса, устройства или концепции социально-экономического и политического развития Российской Федерации придется вести весьма жестко: прежде вообще всего необходимо убрать «эффективных менеджеров», приверженцев мировых финансовых элит из высших эшелонов российской власти, развернуть экономическую политику от сырьевой ее  направленности в сторону восстановления российского (!) производства, опираясь на собственные силы и ресурсы, жесткого, ускоренного  роста производительности общественного труда на базе стимулирования научно-технического прогресса, концентрации материальных, финансовых и кадровых ресурсов на ключевых направлениях национальной экономики, интенсивной поддержки этого направления институционально и идеологически. Юрий ВОРОНИН доктор экономических наук, профессор,муниципальный деятель ТАССР, РСФСР и РФ

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

В Китае четыре банка отказались принимать платежи из РФ

В Китае четыре местных банка отказались принимать платежи из России. Об этом ...