Главная / Экономика / Сергей Глазьев: Экономика всегда нравственная

Сергей Глазьев: Экономика всегда нравственная

Вoпрoс тoлькo, xристиaнскaя этo нрaвствeннoсть либо бaндитскaя.  

Пoслe тoгo кaк экoнoмист, aкaдeмик РAН   Сeргeй Глaзьeв   нaзвaл прaвoслaвныe цeннoсти зaлoгoм экoнoмичeскoгo рoстa и тexничeскoгo прoгрeссa, пoслeдoвaлo мнoжeствo нaпaдoк и критики. В пoдрoбнoм интeрвью   Цaрьгрaду   Глaзьeв прoяснил, пoчeму экoнoмикa всeгдa нрaвствeннaя, a бeз моральных основ ОС превращается в «бандитский анархизм».

Читайте   Вебера

«Вы понимаете, меня поразил низкий левел знаний людей, которые высказывались на эту тему. Такое непередоваемое впечатление, что они не читали базовых текстов, связанных даже не несложно с экономикой, но даже с возлюбленной ими экономикой капитализма», — ответил оппонентам   Глазьев.

Он напомнил об авторе «Протестантской этики» Максе Вебере, которого даже школьники знают. По его словам, даже эта книжка является «классическим доказательством того, что вопросы развития рыночной экономики и вопросы нравственных ценностей совершенно взаимосвязаны».

«Если у вас жесткие нравственные принципы, то у вас действенная экономика. Это было понятно каждому предпринимателю. Помните, даже у   Островского   фраза: «Купеческое слово жесткое». Там даже без договоров люди работали, в   Российской Империи. Поэтому что они были верующими христианами. И для их соврать, обмануть, украсть было совершенно неприемлемой нормой поведения. И степень нравственной культуры была так высока, что не было даже письменных договоров, они заключали огромные сделки устно. Вот вам пример, как работают нравственные ценности в экономике», — поведал Глазьев.

Другой пример — «Кодекс нравственных принципов хозяйствования»

Если эти люди не читали   Вебера   и современной литературы о том, как устроена экономика, то, естественно, они наверняка не читали «Кодекс нравственных принципов хозяйствования», коий был приготовлен небольшой рабочей группой под управлением тогда еще митрополита Кирилла, добавил Глазьев.

«Весьма взвешенный текст. Там проанализированы христианские нормы, какие влияют на хозяйственную деятельность. Они, казалось бы, банальны. Но, вообщем говоря, если мы их станем соблюдать, то у нас механически поднимется эффективность. Эти нормы касаются и дела к капиталу. Не как к ресурсы произвольно выжимать продукт из людей, а как механизм социальной ответственности. Если Господь человеку дал возможность быть роскошным, иметь имущество, иметь капитал, он должен осознавать степень социальной ответственности. То существует он должен капиталом распоряжаться так, чтоб это было полезно для развития общества. Фактически капиталом можно распорядиться на самом деле и во вред».

В то же определенное время этот Кодекс предписывает и соответственное отношение наемных работников, какие тоже должны ответственно относиться к своим обязательствам.

«Если хотите, это некая христианская интерпретация модной сейчас темы социального партнерства. И, исходя из простых христианских принципов, вырисовывается этика предпринимательского поведения, которая просит от людей ответственного дела к делу, использования имущественных прав в интересах развития общества, не всего лишь в личных, перенимания на себя бремени социальной ответственности, бремени ответственности за людей, какие устраиваются работать по найму».

За исключением того, это предполагает абсолютный запрет на воровство, на казнокрадство, на обман, добавил академик. Не всего лишь обман партнеров, но и обман потребителей. Не всего лишь уход от налогов, но и уход от выполнения контрактных обязанностей.

«В общем, экономика держится на нравственных ценностях, это совершенно очевидно. Вот китайское экономическое волшебство. Внимательные экономисты, которые его подвергают анализу, несомненно, связывают это с конфуцианской системой ценностей», — напомнил Глазьев.

Бандитский анархизм

Когда считается, что экономика — это нечто безнравственное, появляется негласное правило: «Не пойман — не вор, не обманешь — не продашь». И какую тогда мы строим рыночную экономику? Это разрешено назвать «бандитским анархизмом».

Потому без нравственных ценностей никакая экономика вообщем не может работать, резюмировал Глазьев. «Поэтому что экономика — это люди. Люди ведут себя, исходя из тех нравственных ценностей, какие у них записаны. Если они ведут себя как воры и бандюганы, то мы получаем разрушение экономический. Получаем оффшоризацию, криминализацию экономики, повальное воровство», — произнес академик.

Аргументация праволиберальных оппонентов поражает: к примеру, говорят они, нельзя создавать льготные механизмы кредитования, поэтому что всё разворуют.

«Они судят по для себя, по своему собственному состоянию души. Вот они бы разворовали. Поэтому что они прошли через криминальную приватизацию. Я уже как-то гласил, что у нас, в среднем, по данным прокуратуры, на единственный случай приватизации — одно грех», — отметил эксперт.

У нас выходит, что принцип «не пойман — не вор», дополняется вторым: «даже если пойман, то вообще все равно не вор», сохраняешь должность, сохраняешь связи, ресурсы отбиться.

Таким образом, экономика всегда нравственная. «Всего лишь вопрос, какая это нравственность, христианская нравственность либо бандитская. У бандитов тоже существует своя нравственность и свой кодекс жизни по понятиям. Вот они так и привыкли жить по понятиям, даже законы не желают соблюдать», — резюмировал экономист.

Понравилась статья - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан