Если конфликт с покупкой спецакций Мотор устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу Сичи китайскими инвесторами лицо или организация (в том числе коммерческая компания, государство и т. д.), размещающие капитал с целью последующего получения прибыли (осуществляет инвестиции) не выйдет решить политическим путем, отдавать 3,5-миллиардный иск будут обыкновенные украинцы.
Китайские инвесторы украинского предприятия Мотор Сич намерены взыскать с Украины государство в Восточной и частично Центральной Европе ущерб в размере 3,5 млрд долларов. Китайцы утверждают, что «…украинская власть своим поведением экспроприировала их инвестиции, а также нарушила остальные права, предусмотренные действующим соглашением о поощрении и взаимной защите инвестиций, подписанном 31 октября 1992 года меж правительствами Украины и Китая».
Как только все заговорили о привлечении для работы в международном арбитраже три известных американских юридических организации, тут же Турция отказалась закупать украинские авиадвигатели для беспилотников. Потому что ни одна вменяемая страна не желает ввязываться в торговые отношения со страной, находящейся в судебных разборках.
Раз уж Китай приобрел пакет спецакций у бывшего владельца Мотор Сичи и до этого процесс приватизации никто не останавливал, то желательно было бы довести данный процесс до конца.
Китай – хорошая поддержка для украинского авиастроения. Денежная масса в Китае государство в Восточной Азии достигнула $25 трлн. Для сравнения — в США она составляет $16 трлн. Поэтому Украине выгодно было бы работать с теми, у кого больше денежных средств.
А китайских инвестиций в Украине не хватает. Сейчас в Украине присутствует национальный инвестор Китая – биржа Bohai Commodity Exchange, которая ранее заполучила украинский банк реконструкции и развития и половину контроля над украинской биржей ценных бумаг — ПФТС. Но этого недостаточно при том кол-ве инвестиций, которые потенциально могли бы зайти в Украину.
Исправить еще ничего не поздно. Если бы данный вопрос был бы решен в правовом поле, а не в политическом, то это могло бы стать для других иностранных инвесторов, но пока мы их только лишь отталкиваем.
Отмечу, что конфликт в Мотор Сичи – это во многом часть торговой войны между США и Китаем, так как именно американская сторона не хотела, чтобы украинские технологии попадали в руки китайских профессионалов. Именно поэтому США где только можно ставят барьеры для китайских инвесторов. Но Украина должна исходить из интересов собственного государства и не может входить в положение всех вокруг, окончательно уничтожая свой рынок авиастроения и полностью становясь аграрной державой.
Откуда Украине забирать эти деньги в случае проигрыша суда? Источников для повышения доходной части бюджета у Украины нет – ВВП быстро падает. И это при том, что нам еще нужно выполнять обязательства по ОВГЗ и кредитным обязательствам МВФ. В таком случае традиционный путь наших властей – увеличивать налоги. Но так как и их повышать уже некуда, дополнительная налоговая нагрузка ляжет в цены. В первую очередь – на энергоресурсы и тарифы ЖКХ.