Главная / Культура / Легенды и мифы храма Христа спасителя

Легенды и мифы храма Христа спасителя

Легенды и мифы храма Христа спасителя0

Итак, давайте разберемся: а что представляет собою храм Христа спасителя? Что это за храм?

Чтобы это понять, для начала давайте разглядим историю его создания и развенчаем некоторые мифы.

Миф 1. Идея сотворения храма – целиком заслуга церкви

Это миф чистой воды. Идея сотворения храма принадлежит русскому архитектору Константину Андреевичу Тону (26 октября (6 ноября) 1794 — 25 января (6 февраля) 1881): он предложил возвести кафедральный собор в память о победе над Наполеоном. Личную идею Тон доложил царю в ноябре 1812 года, когда финал Отечественной войны был фактически предрешен. Эта идея настолько понравилась императору Александру 1, что уже в денек, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России (25 декабря 1812 года), правитель Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве.

Так что, в отношении креатива РПЦ нужно вести себя несколько скромнее: к самой идее никто из иерархов не имел никакого взаимоотношения.

Миф 2. Храм сооружался на народные деньги – до копейки

О, вот тут мы с вами касаемся весьма пикантной темы!.

После подписания императором Высочайшего манифеста прошло 2 года. В 1814 был проведён открытый интернациональный конкурс с участием ведущих архитекторов того времени – например, в конкурсе приняли соучастие Кваренги, Стасов, Воронихин и другие. Естественно, в конкурсе принял соучастие и Константин Тон. Однако, победителем, к всеобщему удивлению, император объявил спецпроект молодого (28 лет) архитектора Карла Магнуса Витберга. Удивление (и обиду) вызвало и то, что сам Витберг архитектором не был. Была возмущена и церковь: Витберг был масоном (!) и лютеранином!

Хотя все признали, что спецпроект Витберга был поистине великолепен!

Если бы современный ХХС был бы воссоздан по проекту Витберга (шведская фамилия), то храм был бы больше в три раза! Спецпроект Витберга включал в себя Пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн из трофейных пушек, а также монументы русским монархам и знаменитым полководцам.

Однако церковным иерархам было плевать на спецпроект: особую ярость иерархов вызывало лишь то, что Витберг не православный. Потому церковь подняла скандал. Дабы сохранить проект (Проект в инженерной деятельности (соответствует англ. design от лат. designare «размечать, указывать, описывать, изобретать») — целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных) и погасить дебош Витберг принял православие и с тех пор вошел в историю как Александр Лаврентьевич Витберг.

По начальному проекту строительство было решено вести на Воробьёвых горах. Правительство выделило на эти цели фантастическую по тем временам сумму: 16 млн. рублей. Поступили и пожертвования от личных лиц: так, семья Багратиона пожертвовала на строительство (создание (возведение) зданий, строений и сооружений), Денис Давыдов, Платов и многие остальные. Жертвовали и простые солдаты, ветераны Отечественной войны. Однако, общий размер пожертвований, поступивших от личных лиц, составил менее 100 тысяч рублей. Разумеется, эта сумма по тем временам была большая, однако, она была менее 0,5% от общей суммы, выделенной на строительство.

Но дело даже не в этом.

В пятилетнюю годовщину ухода французов из Москвы, 12 октября 1817 года, в присутствии правителя Александра I на Воробьёвых горах по проекту Витберга был заложен храм. Стройка была масштабной: для нее согнали более 20 тыс крепостных крестьян. Однако вскоре темпы вначале резко снизились, а позже и вовсе все превратилось, говоря современным языком, в «долгострой». За первые 7 лет не посчастливилось даже завершить (опять-таки, говоря современным языком) «нулевой цикл».

Денежные средства разворовывались с поразительной быстротой. Подрядчики завышали цены в разы, смертность посреди строителей была высокой, крепостных часто отвлекали на строительство сторонних объектов, стройматериалы разворовывались.

Все это привело к тому, что первое, что сделал Николай 1, взойдя на престол в 1825 году – приостановил строительство и назначил следственную комиссию, которая выяснила страшные вещи: практически половина выделенных средств была потрачена, как сейчас говорят, «нецелевым образом»! Миллион рублей вообщем было банально украдено.

В результате Витберг, многие подрядчики, а также руководители строительства были отданы под суд по обвинению в трате. Судебный процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием правителя и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей, а Витберг был сослан в Вятку. Кстати, вот и думаю: может, тогда и началась практика распилов и откатов?

И только лишь в 1831 году, безо всякого конкурса, император Николай 1 лично провозгласил архитектором Константина Тона и утвердил его проект. На этот раз все деньги выделялись только из казны и расходовались под строжайшим контролем.

Так что, нынешний храм возведен не на народные денежные средства: не надо «бабушку лохматить».

Миф 3. Храм строился на пустыре и был освящен

Вот тут мы касаемся одной из самых неприглядных страничек в истории этого злополучного храма.

Действительно, если бы храм был построен по проекту Витберга на Воробьевых горах, то вправду: это был пустырь. Но в 1831 году император Николай Павлович, взбешенный дебошем со строительство храма по проекту Витберга, не только безо всякого конкурса утвердил строительство храма по проекту Константина Тона, но и вприбавок сам выбрал место для храма: на Чертолье (Волхонка).

Причем, сам процесс выбора происходил весело: император подошел к столу, на котором была разложена карта Москвы, поглядел на нее и ткнул пальцем в карту. Перечить царю никто не посмел. Потому все постройки на этом месте, принадлежащие частным лицам, были либо куплены, а муниципальные постройки — снесены.

Но вся пикантность ситуации заключалась в том, что царь не глядя ткнул в место (Место — местоположение, расположение, нахождение, состояние, точка и так далее), где был аккурат размещен… Алексеевский женский монастырь: памятник XVII века, построенный в 1518 году!!!

Не рискнули возражать царю и иерархи церкви: они спешно благословили проект, благословили разрушение (!) монастыря, и перевод его в Красноватое село!

Но сами монахини не простили церкви разрушение уникального монумента старины! Игуменья Алексеевской обители прокляла это место и предрекла, что ничто не устоит на нём подольше 50 лет.

Кстати, так оно и случилось!

Кстати, когда иерархи РПЦ клянут большевиков за разрушение церквей, не худо было бы на себя повернуться и на свои дела взглянуть. Впрочем, об этом разговор еще впереди. Принципиально понять другое: храм Христа спасителя был построен далеко не на пустом месте и был не освящен, а проклят.

Миф 4. Злые большевики разрушили храм, как вандалы, чтобы разрушить православную веру

Это тоже миф, хотя разоблачить его достаточно тяжело, ибо здесь доля правды смешалась с вымыслом. Но я все-таки попробую… Для этого прошу вас, сограждане запастись терпением, так как тут важна предыстория, а посему необходима краткая историческая справка.

Как уже было сказано, строительство храма Христа Спасателя было начато вторично в 1831 году и продолжалось более 50 лет (так как неоднократно приостанавливалось). Завершение строительства (то есть торжественное освящение храма) состоялось 26 мая (7 июня) 1883 года состоялось в присутствии Правителя Александра III. Я прошу запомнить эту дату – 1883 год – ибо эта дата крайне принципиальна.

К 1917 году (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)) в Российской империи насчитывалось в общей сложности 79 тыс православных храмов. До Октябрьской революции все храмы и весь притч содержались за счет казны. Королевская Россия тратила на содержание церквей гигантские суммы. После революции сначало отношения между большевиками и православной церковью были нормальные. Больше того: когда в декабре 1917 годы была ограблена Патриаршая Ризница, то Феликс Дзержинский взял расследование под собственный личный контроль – в результате в марте 1918 года 90% похищенного было возвращено. Но после начала Гражданской войны после выходки патриарха Тихона (который, напомню, естественно отказался дать денег большевикам (радикальное крыло (фракция) Российской социал-демократической рабочей партии после её раскола на фракции большевиков и меньшевиков (сокращённо Б-ки; полунасмешливая кличка, бывшая популярной в) на закупку хлеба), произошло отделение церкви от гос-ва (см. «Инструкция народного комиссариата юстиции от 24.08.1918 года»). Согласно этому документу, подписанному тогдашним Народным Комиссаром Юстиции Курским, все храмы были переданы верующим! То есть случилось отделение церкви от государства. Подчеркиваю: все храмы. То есть просто-напросто правительство сняло с себя обязанность содержать церковь. В том числе и притч.

Потом произошло то, что и должно было произойти. В результате отмены уголовных уложений королевской России 80% верующих прекратили с церковью всякие отношения. А в итоге отмены финансирования 96% духовенства банально сбежали (кстати, многие сбегали, прихватив с собою и церковную утварь).

До 17 года в России насчитывалось более полумиллиона священников – в итоге их осталось не более 20 тыс. И вовсе не потому, что их убивали большевики: 20-е годы большевиками было расстреляно 28 епископов и около 1200 священников (кстати, ни один не был расстрелян «за веру» — это было соучастие в заговорах). Повторяю: основная масса банально сбежала и переквалифицировалась.

Потому возникла проблема: из 79 тысяч церквей большинство банально пустовало.

Вот почему в 1928 году Главнауки провел ревизию, целью которой было желание осознать: а что делать с такой массой зданий? В результате были (в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика) выработаны аспекты и все храмы (культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов) были условно поделены на 4 группы:

Первая группа: храмы, построенные до 1613 года, объявлялись неприкосновенными и действующими;

2-ая группа: храмы, построенные в период с 1613 по 1725 год, объявлялись действующими, но «в случае особенной необходимости» могли подвергаться реконструкции или перепрофилированы как храм третьей группы;

3-я группа: храмы, построенные в период с 1725 по 1825 год объявлялись монументами, сохранялись и реставрировались только фасады, но внутри перепрофилировались; Четвертая группа: храмы, построенные после 1825 года к памятникам не причислялись и гос-вом не охранялись. И при необходимости могли либо реконструировать фасад, либо сноситься.

Дальше, 2 июня 1931 года состоялось заседание Политбюро ВКП(б), на котором был утвержден спецпроект реконструкции Москвы. Согласно этому плану, на месте Храма Христа Спасателя было запланировано строительство Дворца Советов. Соответственно, 13 июля 1931 года состоялось совещание ВЦИК СССР под председательством М. И. Калинина, на котором было принято решение:

«Местом для строительства Замка Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с нужным расширением площади».

Вот почему храм был снесен.

Кстати, историческая правда и в том, что на документе, подписанном Калининым, также стояла подпись тогдашнего патриарха Сергия…

Сейчас произведем небольшой арифметический подсчет. На момент принятия этого решения возраст храма составлял 48 лет. Сейчас задумайтесь, сограждане, — что такое 48 лет? На сегодняшний день это здание, возведенное в 1964 году. Скажите, вы будете протестовать против сноса хрущевок, построенных в это время?

Я не оправдываю большевиков. Но следует осознать, что на тот момент это здание на самом деле действительно никакой исторической ценности не представляло! И это было согласовано с патриархом Сергием.

Так что, тут в значимой степени вина лежит на церкви и служителях культа.

Послесловие

PS. Все вышеизложенные факты подтверждаются документами. по материалам «странаобщения» https://странаобщения.рф/Опер/новость/51821 ***

Кстати Говоря о РПЦ, необходимо помнить, что:

Планомерно сотни лет русских лишают собственной истинной истории. Внушают, что мол, де настоящая история у русских появилась лишь после Крещения и насильной христианизации Руси. На самом же деле всё было не так. Прогрессивное развитие нашей стороны и наших проотцов (русов, русичей) началось гораздо ранее, как минимум за 2600-2500 лет до нашей эры, то есть как минимум за 4,5 тыс лет до наших дней.

1. Православие не тождественно христианству. Термин «православие» неверно привязывают только к Русской Православной Церкви и христианской религии. Православие было задолго до крещения Руси. Славяне и русичи были Православными за многие сотни лет до воззвания их в иудео-христианскую веру. Наших предков издревле называли Православными, ибо они Правь славили.

2. На самом деле, настоящее Православие не является религиозным культом. Это было учение о том, как устроен окружающий мир и как с ним верно взаимодействовать. Это не было «предрассудками», как называли некоторые обряды и духовные учения во времена СССР, когда церковь была по-настоящему разделена от государства. Это не было отсталым и примитивным культом «идолопоклонников», как нас пытается уверить современная РПЦ. Православие на Руси – это настоящее достоверное знание об окружающем мире.

3. В 7 соборах христианской церкви участвовали правоверные святые отцы, а не православные? Замена понятий происходила постепенно, и по инициативе отцов иудео-христианской церкви.

4. Церковь в РФ стала именоваться, как «Русская Православная Церковь» (РПЦ) лишь с 1943 года, после соответственного Указа Сталина. До этого Церковь называлась – Греко-Кафолическая ортодоксальная (православная) церковь (христианская община в целом, форма организации верующих христиан). До сих пор за рубежом Русскую церковь называют не православной церковью, а Российской ортодоксальной церковью.

Понравилась статья - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан