Главная / Общество / Почему данные Росстата зачастую не соответствуют реальному положению дел

Почему данные Росстата зачастую не соответствуют реальному положению дел

Почему мы любим рассказывать истории друг другу

Откуда появились истории, басни, анекдоты

Истории всегда имеют разный «вкус», особенно если они реальны и произошли очень давно. Дело в том, что факты могут выходить за рамки благодаря этим рассказам, которые могут быть устными или письменными.

В городах, далеких от мегаполисов, всегда есть что-то, что привлекает внимание, и это популярные истории. Они рассказывают о вещах, которые произошли давным-давно или объясняют конкретное событие, например, о легендах. Они не ограничиваются развлечениями и анекдотами https://anekdotbar.ru/pro-teschu/, потому что служат для того, чтобы больше узнать о культуре, событии, традициях.

Истории и анекдоты

Нейробиологи и психологи изучают, почему нам нравится рассказывать и слушать истории, независимо от того, сколько нам лет. Судя по всему, наш мозг запрограммирован на получение удовольствия от любой истории, потому что она напрямую влияет на наши эмоции и переживает моменты из прошлого. Затем повествование порождает «связь», «идентификацию», и поэтому мы и любим различные истории.

Нам нравится рассказывать истории о других и для других. Они помогают нам информировать кого-либо о том, что произошло или происходит в нашем сообществе, даже если это воображаемое событие. В то же время это позволяет нам взаимодействовать с другими людьми, которые обращают на нас внимание, учить чему-то конкретному. Кроме того, истории обладают силой убеждения и мотивируют вас испытывать различные эмоции и даже вызывать сочувствие.

Басня нечто универсальное, она не знает о времена, обычаи, языки и религии. Во всех исторических культурах она развивались по разным причинам. Антропологи постоянно находят народные сказки в пещере, куске кожи, поле с камнями и т.д. Они могут быть на санскрите, шумерском, египетском или латыни, но правда в том, что все человеческие цивилизации сочиняли свои собственные истории, многие из них похожи друг на друга, хотя их разделяли столетия или тысячи километров.

В древности было принято рассказывать о том, что произошло в тот день, или о «выдающемся» событии в общине: охотничьи походы, исторические коллекции (как бы их назвать), момент, когда двое мужчин смогли столкнуться с мамонтом и так далее. Также было распространено рассказывать о природных явлениях в форме легенд.

Истоки историй могут иметь отношение к нашему эволюционному прошлому. Прошли тысячи лет, и большинство людей говорят, что лучшие рассказы — это те, которые передаются из поколения в поколение, те, которые обычно не пишутся. Почему? В основном потому, что в них есть что-то другое, интерпретация рассказчика, немного эмоций и даже вымысла.

Главный ведущий экономист ВЭБ, бывший замминистра экономического развития Андрей Клепач возобновил дискуссию о ведомственной принадлежности или, и наоборот, самостоятельности Росстата. По сути же, речь идет о качестве официальной статистики. Фактически дискуссия о месте Росстата в структуре госорганов – это признание того, что российская статистика должна повысить уровень доверия к себе со стороны профессионалов и общества в целом.

Почему данные Росстата зачастую не соответствуют реальному положению дел0

фото: Наталья Мущинкина

Андрей Клепач.

Росстат, казалось бы, безупречный образ этакого тихого присутствия, где нет скандалов, выбивающихся за рамки интриг «местного значения». Недаром «Служебный роман» Эльдара Рязанова разворачивается в интерьерах конкретно статистического ведомства – естественно, советского образца.

Но жизнь куда богаче. На административном поле боя главное русское статистическое ведомство не раз и не два переходило из рук в руки. Вот некоторые вехи его боевого пути только лишь в XXI веке: в марте 2004 года в рамках административной реформы Госкомстат преобразован в Федеральную службу по статистике «с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности» Минэкономразвития. В мае того же 2004 года Росстат передан в ведение правительства. В мае 2008 года Росстат переподчинен Минэкономразвитию. В мае 2012 года правительство возвратило Росстат себе. В апреле 2017 года Минэкономразвития берет реванш, с тех пор Росстат в его руководстве.

Впечатляющая биография. Ответ на напрашивающийся вопрос: чем вызвано аппаратное кровопролитие вокруг Росстата, очевиден. Еще Сталину приписывается изречение: «Неважно, как проголосовали, – важно, как подсчитали». Дело не в одних выборах. Статистика – зеркало, и не только лишь экономики в узком смысле. А для власти, большой и не самой большой, очень важно, каким будет ответ на вопрос: «Друг мой, зеркальце, скажи, да всю правду расскажи…». Вот на «зеркало» и наводится нужный блеск.

Андрей Клепач выступил за административную самостоятельность ведомства, обязанного знать все: «Росстат (служба государственной статистики (Росстат или Госкомстат) — российский федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о) должен иметь независящий статус и либо напрямую подчиняться правительству, как это было, либо администрации президента, хотя таковой истории у нас нет». Клепач на этом не остановился, он вспомнил «опыт других государств, где национальная статистическая служба подчиняется национальному законодательному собранию». Вобщем, такой опыт был и у России – до 1993 года статистическая служба в РФ подчинялась Верховному совету. Клепач сравнил Росстат с ЦБ, независимый статус которого закреплен законодательно, «а в законе о статистике (отрасль знаний, наука, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения, мониторинга, анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных и их сравнение; изучение) такового нет».

Главный экономист ВЭБа, и не он один, выступает за объективность статистики, освобожденной от способности административного вмешательства, гарантией должна стать суверенность статистики. Но есть любознательный нюанс. Клепач ссылается на собственный «опыт работы в министерстве, когда Росстат был подчинен Минэкономразвития». В 2008 году, когда Росстат был «покорен» Минэкономразвития, он вырос до замминистра. Владимир Соколин, прощаясь тогда с постом главного статистика, предупреждал: Минэкономразвития не удержится от того, чтобы «указывать, управлять, издавать приказы в части статистики», на что Клепач хладнокровно возражал: «Нет конфликта интересов. Мы заинтересованы в добросовестной статистике больше других». С тех пор он, как видно, в конфликте интересов разобрался.

Самое главное, естественно, не кресло и отбрасываемая им административная тень, а качество самой статистики. Что настораживает в спецпродукции Росстата?

Есть два замечательных примера из 2019 года, когда Росстатом распоряжалось Минэкономразвития. 1-ый – это «чудо» экономического роста 2018 года. В 2019 году Росстат перечел итоги 2018 года, ВВП в результате вырос на 0,2%. Казалось бы, стоит ли огород городить! Но любопытно, за счет чего произошел прирост. Решающий вклад внесло строительство, выросшее в итоге пересчета на 5,3%. Мало того, что это рекорд, подобного строительство не демонстрировало 10 лет, особую остроту ситуации придавал тот факт, что за 11 месяцев 2018 года строительство подросло на 0,5%. Рождественское чудо, сотворенное Дедом Морозом, решившим подработать прорабом, было названо «рисованием за место аналитики». Пришлось вмешаться Минэкономразвития: оно объяснило декабрьскую аномалию «конструктивным пересмотром данных в Ямало-Ненецком автономном округе, где в 2018 году достраивался спецпроект «Ямал СПГ». С тех пор считается, что рост ВВП РФ в 2018 году составляет 2,3%, включая те самые 0,2%, но осадок, что именуется, остался.

Второй пример: наши «чудесные» доходы. Они, как известно, непреклонно падали целую пятилетку в 2014-2018 годах. И вот в третьем квартале 2019 года официальная статистика принесла благую новость. Реальные располагаемые доходы населения, наконец, выросли, причем приметно — на 3%. Но сразу появились сомнения, которые питала официальная статистика. В том же 3-ем квартале 2019 года, по данным того же Росстата, объем розничного товарооборота хотя и вырос, но вообще всего на 0,8%, и это при росте реальных доходов на 3%. Странно. Есть и обратная странность. Все в том же третьем квартале 2019 года Федеральная налоговая служба зафиксировала резкий — на 8,7% — рост поступлений от уплаты подоходного налога. Цифра очевидно выбивается из статистики реальных доходов.

Первую странность можно разъяснить динамикой базы, то есть статистикой 2018 года (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)). Главное в данной статистике – реакция на президентские выборы, состоявшиеся в марте 2018 года. В первом квартале 2018 года доходы росли, готовя население к президентским выборам. Но выборы прошли, и доходы (денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени) тормознули, база сравнения стала благосклоннее к 2019 году.

Вторая странность просит иного объяснения. Отгадку подсказал сам Росстат. В конце 2019 года он пересмотрел статистику реальных доходов за январь-сентябрь. «Изюминка» новенькой методики в том, что теперь Росстат учитывает не только белые зарплаты, но и заглядывает в конверты. Отразилась война с конвертными схемами уплаты зарплаты и в данных о росте уплаты НДФЛ. «Тень» проредили не только лишь на бумаге, подоходный налог стали платить активнее.

Теперь яснее стало и несоответствие статистики роста реальных доходов недостаточной покупательной активности. Нам проявили фокус. Росстат «умеет много гитик»: если надо, чтобы реальные доходы росли – они возрастут, достаточно грамотных усилий самих статистиков, остальные могут не тревожиться. Доходы же от переноса из тени на свет не растут.

В общем, статистикой пользуйся, но и сам не плошай. Очень давно известно: есть ложь, есть наглая ложь и есть статистика. Статистике, судя по тому, что создателем этого наблюдения считается Бенджамин Дизраэли, живший в XIX веке, нескоро получится вырваться из этой триады, но хотя бы пытаться-то стоит.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Банданы и косынки с логотипом – важная часть корпоративного дресс-кода

В мире бизнеса каждая компания стремится не только к профессиональному успеху, но ...