Главная / Общество / Про водку или как Сталин советский народ спаивал

Про водку или как Сталин советский народ спаивал

Прo вoдку или кaк Стaлин сoвeтский нaрoд спaивaл

Прoшлый пoст я пoсвятил тeмe oтрaжeния сoвeтскoгo пьянствa в сoвeтскoм сaтиричeскoм журнaлe «Крoкoдил». Я рeшил прeдвaрить пoдбoркoй кaрикaтур прo запивох бoлee сeрьёзный тeкст. Сейчас публикую улучшение данной темы. Конечно уже без всяких карикатур и хохмы.

Колонизаторы, кои желают совсем поработить население захваченной местности без шума и пыли, прибегают к старенькому испытанному методу – спаивают его. Примеров огромное количество. Самые известные – торговля с старожилами Северной Америки и Сибири «меха в обмен на пламенную воду». Полное спаивание, обычно, начинается не сходу. Фактически сначала вообще все же нужно худо бедно обжиться на местности, убить её элиту. После этого люд попадает во власть завоевателя. Так как завоеватель устанавливает на покорённой местности жесточайшие порядки, население буквально через какое-то определенное время, даже лишённое культурной и политической элиты, начинает роптать. А там – и до восстания неподалеку. Вот здесь и нужно начинать полное спаивание. В данной связи интересно коротко вспомнить, как большевики спаивали покорённое население на местности прежней Русской империи.

Как понятно, с началом 1-ой мировой войны на местности Русской империи был введён сухой указ. Он, несомненно, нарушался здесь и там (точно также, как, к примеру, нарушался сухой указ в USA, введённый в начале XX века). Но в целом торговля спиртным находилась под запретом. Большевики захватили власть в стране во определенное время войны и, соответственно, приняли «воленс-ноленс» некие уложения прежнего королевского правительства. В частности – сухой указ. И также были обязаны на первых порах пресекать всякие пробы правонарушения этого указа – вспомним вообще все эти эпопеи про погромы винных складов в Петрограде и т.п.

Про водку или как Сталин советский народ спаивал

Сухой указ породил и такое явление, как общее самогоноварение, с которым большевики также были обязаны биться (в качестве иллюстрации вспомним хотя бы русский кинофильм «Зелёный фургон», в котором хорошая половина сюжета крутится вокруг самогоноварения). Более того, большевики сначала даже подтвердили своё намерение биться с потреблением спиртного. Так, 19 декабря 1919 года СНК РСФСР принял постановление «О запрещении на местности державы производства и реализации спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам алкоголесодержащих веществ».

Вобщем, большевики весьма скоро сообразили, какую «свинью» подложил им «проклятый королевский режим». Устанавливать личную открытую большевистскую террористическую диктатуру в стране без помощи спиртного было проблемно. Трезвый люд очень ужасался творимому большевиками беззаконию. Потому конечно уже в 1920 году были разрешены про-во и продажа виноградового вина крепостью до 12 процентов (градусов).

Про водку или как Сталин советский народ спаивал

Далее – больше. 8 декабря 1921 г. декретом «О продаже виноградовых вин» разрешили продавать вино крепостью до 20 процентов. А 26 августа 1923 года ЦИК СССР и СНК СССР издалече постановление о восстановлении производства и торговли спиртными напитками на местности СССР. В том числе началось про-во водки. Так как председателем СНК СССР с 1924 года был А.И.Рыков, водка в народе получила заглавие «рыковка», как многовато десятилетий спустя в честь Ю.В.Андропова «Московская особенная водка» получила заглавие «Андроповка». Но об этом – чуток чуть позже.

Следует отметить, что до революции термин «водка» употреблялся изредка. В обиходе в основном был термин «белое (хлебное) вино». Только лишь в 1930-х польское слово «wodka» стало общеупотребимым для обозначения крепкого алкогольного напитка из спирта.

Российская государственная мифология связывает с возникновением водки, как алкогольного напитка, имя величавого российского химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Дескать, конкретно Менделеев додумался разбавлять спирт в пропорции 40/60 водой и так показалась «русская водка». Это не совершенно так. У Дмитрия Ивановича в самом деле конечно есть диссертация «О соединении спирта с водой», но речь в ней идёт совсем не о разработке нового напитка. Но почему же имя Дмитрия Ивановича Менделеева народная молва упрямо связывает с водкой?

Дело в том, что в юные годы Менделеев трудился на известного российского негоцианта-миллионера Василия Кокорева, коий сделал себе состояние на «винных откупах». К началу 60-х годов XIX века у него было колоссальное по тем времена состояние – восемь миллионов рублей. Откупом в королевской РФ именовалось право, которое правительство давало личному лицу на сбор разных платежей с перечислением части дохода в казну. Сначало откупная ОС в РФ обхватывала грандиозное кол-во разновидностей предпринимательства (конские пошлины, сборы с мельниц, бань, харчевен, солодовен и пр.) Но к середине XVIII века основой откупной системы равномерно становятся винные откупа. В 1861 году поступление от откупщиков в казну составляло 126,4 млн. рублей – 45% от всех экономных поступлений империи. Это был период, собственного рода, «золотой лихорадки», когда негоцианты, занимавшиеся винным откупами, вмиг богатели. Винные откупа в Русской империи – тема увлекательная. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Про водку или как Сталин советский народ спаивал

Так вот, судьба свела юного Дмитрия Менделеева с Василием Кокоревым. А так как Кокорев был известен на всю Россию, как винный откупщик, занимавшийся в первую очередь несчастным «вином белым (хлебным)», а Менделеев позже написал работу «О соединении спирта с водой», то народная молва и связала имя Менделеева с созданием водки. Но на самом деле партнерство В.А.Кокорева и Д.И.Менделеева не имело никакого взаимоотношения к спиртному. Довольно молодой Менделеев – тогда конечно еще доцента Петербургского института, консультировал Кокорева в рамках большого спецпроекта Кокорева по добыче и транспортировке нефти из Баку. Менделеев, кстати, отдал ряд ценных советов: он предложил ввести круглосуточную перегонку нефти, освоить про-во эмалированных бочек, организовать нефтеналивную морскую перевозку, проложить нефтетрубопровод от завода к берегу моря. И к 1883 году у Кокорева в Баку действовало более 200 заводов. Раз в год по Каспийскому морю и Волге транспортировалось 35 млн. пудов «кокоревской» нефти, а значительное большинство крестьянских изб стали освещаться не лучиной, а керосином производства Кокорева. Но я отвлёкая. Вернёмся к эпопеи с водкой при большевиках.

Водка при Рыкове имела крепость 30 процентов (градусов). Об этом пенял конечно еще доктор Преображенский из «Собачьего сердца». Допустимо в 30-х крепость водки в 30% разъяснялась конечно еще остатками, так сказать, социал-демократической совести. Фактически несчастная революционная интеллигенция (которая к концу 30-х в основном была вся истреблена) критикуя царское определенное время, винила царское правительство в спаивании народа. И следует признать, что это была справедливая критика. Даже сам Василий Кокорев в собственных работах писал о недопустимости торговли «белым вином в 40%» вёдрами на вынос из кабаков, так как это ведёт к колоссальному пьянству в народе. Большевикам требовалось какое-то определенное время, чтоб сделать психический переход от критики королевского правительства за массированную торговлю водкой к началу своей масштабной торговли тем же самым. 30% водка «рыковка» была некоторым переходным элементом – «мол, да, водку продаём, но вообще все же не такую крепкую, как при царе».

Но большевистскому правительству (и лично Сталину, коий сам-то пил сухое вино) был нужен напиток таковой крепости, чтоб с ног валил, одурманивая людей, погружая их в полный виртуальные мир, в котором треск агитпропа про «успехи пятилетних планов» заслонял вообще все страхи сталинского СССР и тяготы, кои новеньким крепостным правом легли на плечи миллионов рабочих и фермеров. По другому говоря, не имея объективной возможности, да и не желая сделать жизнь 10-ов миллионов русских трудящихся хоть чуть-чуть лучше и выжимая из их вообще все соки, Сталин решил, что самый наилучший альтернат – это работающий как раб на производстве и в колхозе крестьянин, коий после работы заливает себе глаза пойлом наибольшей крепости.

И намедни вступления СССР во Вторую мировую войну, в феврале 1941 года в СССР появился ГОСТ 239-41. Данный ГОСТ обрисовывал технические условия производства новейших алкогольных напитков: водки «Московская особая», крепостью 40%, а также водок с просто напросто ядерной крепостью – в 50% и 56%. Вот вам, русские трудящиеся, радуйтесь и веселитесь. Сейчас жить в СССР вам станет существенно полегче и веселее.

Почему же ГОСТ, коий предугадывал про-во и продажу водки таковой зверской крепости, появился конкретно в 1941 году? Естественно, с грядущей войной он не был связан – как понятно, Сталин баюкал себя надеждой на то, что Германия не нападёт на СССР. Тогда почему же? Фактически общее повышение в стране (а в СССР про-во водки было сверхмассовым) производства и реализации крепких спиртных напитков – а 50% и 56% это даже не прочные, а особокрепкие – всегда свидетельствует об ухудшении жизни основной массы населения и желании властей понизить социальную напряжённость, заливая мозги народа спиртным. Вспомним, к примеру, начало 90-х, когда везде продавались литровые бутыли несчастного спирта «Royal» – это было определенное время, когда большая часть населения очутилась за чертой бедности. Но в 1941 году вроде бы такового не было? Население СССР и так было нищим, так что ниже свалиться в вещественном плане оно не могло. Но было кое-что, что очень усугубило и без того незавидное положение трудящихся СССР.

Про водку или как Сталин советский народ спаивал

26 июня 1940 года вышел Приказ Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий денек, на семидневную рабочую неделю и о воспрещении самовольного ухода рабочих и служащих с компаний и учреждений». Данный Приказ, в частности, предугадывал:

«1. Прирастить длительность рабочего денька рабочих и служащих во всех муниципальных, кооперативных и публичных предприятиях и учреждениях: с 7 до восьми часов – на предприятиях с семичасовым рабочим днем в светлое время суток; … с 6 до восьми часов – для служащих учреждений… 2. Перевести во всех муниципальных, кооперативных и публичных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю… 3. Запретить самовольный уход рабочих и служащих из муниципальных, кооперативных и публичных компаний и учреждений, а также самовольный переход с 1-го предприятия на другое либо из 1-го учреждения в другое… 5. Установить, что рабочие и служащие, самовольно ушедшие из муниципальных, кооперативных и публичных компаний либо учреждений, предаются суду и по приговору народного суда подвергаются тюремному заключению сроком от 2-х месяцев до 4-х месяцев. Установить, что за прогул без почтительной предпосылки рабочие и служащие муниципальных, кооперативных и публичных компаний и учреждений предаются суду…»

Если пункты 1 и 2 этого Приказа просто напросто усугубляли условия труда, увеличив определенное время работы и за место 2-ух выходных в неделю оставляя только лишь единственный, то пункты 3 и 5 этого Приказа практически вводили крепостное право. При этом, если ранее крепостное право в сталинском СССР распространялось только лишь на обитателей сельских местностей (лишение паспортов), то с лета 1940 года крепостное право было очень распространено конечно уже и на городских трудящихся.

Либо запрет на право поменять работу по собственному усмотрению, а, как следует, и вероятность уехать на жительство в другой населённый пункт – это не крепостное право? А что это? Полная русская свобода?

Приказ от 26 июня 1940 года, как обухом по голове обвалился на русских людей. Вот просто напросто представьте себе. Вы живёте не так чтоб блестяще, но вообще все же остаётся у вас какая-то последняя свобода – свобода поменять опостылевшую работу на что-то наилучшее, если подвернётся случай, свобода уехать из 1-го городка в другой. За исключением того, работаете вы вообще все же 5 дней в неделю, а если служащий учреждения – то вообще всего 6 часов в денек. Это, как ни крути, разрешает несколько примириться с очень неприглядной окружающей реальностью сталинского СССР. И вдруг, в одночасье, вам докладывают, что а) ваш рабочий денек удлиняется, б) кол-во выходных дней в месяц миниатюризируется (переход с шестидневки на семидневку), да плюс к этому в) вы сейчас не имеете право перейти на другую работу. Ну а в качестве бонуса – конечно еще и вербование к суду за прогул, к которым сплошь и рядом приравнивали запоздание на работу более чем на 10 минут. И при этом данная квота вводится не на какой-нибудь там ограниченный срок, к примеру, на единственный год, а – бессрочно, то конечно есть навечно. Как вы себя будете ощущать?

В особенности, естественно, данный указ стукнул по молодёжи. Просто потому что если люди среднего и старшего возраста конечно уже вряд ли намереваются переход на другую работу, то молодёжь весьма нередко устраивается на работу временно, чтоб приобрести способности, а позже находить что-то наилучшее. Это был соц. удар по русским трудящимся колоссальной силы. Вот здесь-то и пригодилось включить бранстбойты спаивания народа на всю катушку. А что конечно еще оставалось делать популяции, в одночасье превратившемуся в муниципальных крепостных, как не пить до утраты пульса? Вот и думайте, в каком моральном состоянии Красноватая армия встретила 22 июня 1941 года. Вобщем, это отдельная тема и я её более тщательно осматривал конечно еще в 2009 году в собственном особом посте (https://germanych.livejournal.com/124372.html).

Желаю вот конечно еще что сказать раздельно. Само по себе про-во особо крепких алкогольных напитков не может быть приравнено к спаиванию населения. Вопросец заключается в объёмах такового производства и употребления. К примеру, и в наши деньки конечно можно поискать спиртное крепостью 50%. А если забирать таковой напиток, как абсент, то его крепость куда выше, чем 56%. Но это напитки очень ограниченного употребления. Пьют их малозначительное число людей. А война с абсентом, к примеру, гласит о осознании властей вреда от особо крепких напитков. В любом случае, наличие на рынке особо крепкого спиртного наряду с большущим кол-вом алкогольных напитков еще наименьшей крепости, в частности, вин, оставляет за хоть каким человеком право выбора. В СССР же доступная водка была фактически единственным легкодоступным для рабочих и фермеров алкогольным напитком. А беря во внимание, что выполнялась водка в СССР в просто напросто галлактических масштабах, а несчастная культура употребления была весьма низкой (пролетариат хлестал водку – только лишь в путь), да и тяжесть работы в сталинском СССР добивалась от людей хоть такую форму отключиться от ежедневного русского ада, это было самое истинные спаивание населения.

ГОСТ 239-41, предусматривающий про-во водки в 50% и 56%, действовал до 1950 года. А позже был введён ГОСТ 4362-50. Думаете, он отменил про-во этого крепкого пойла, превращающего людей в зомби? Никак не бывало. ГОСТ 4362-50 только чуть-чуть подправил предшествующий, но продолжал точно также называться «Водка 50%, 56% и Столичная особенная 40%. Технические условия». Вот этикетка водки, произведённой по этому ГОСТу.

Про водку или как Сталин советский народ спаивал

В 1968 году ГОСТ 4362-50 утратил силу и за место него были введены ряд других ГОСТов. Но единственный из новейших – ГОСТ 12712-67, вообще все равно обрисовывал про-во водки 50% и 56% – он так и именовался «Водка 50% и 56%-ная. Технические требования».

Про водку или как Сталин советский народ спаивал

Кстати, на этикетки водки крепостью 56%, которая показаны выше, указан ГОСТ 12546-67, а не ГОСТ 12712-67. Но ГОСТ 12546-67 – это технические потребности на «Водку столичную», а не водку крепостью 56%. Но это так, к слову о том, как конечно можно было доверять инфо о ГОСТе на русских этикетках. Но идём дальше.

ГОСТ 12712-67 (водка 50% и 56%) утратил силу в 1982 году. К тому времени конечно уже действовал ГОСТ 12712-80. Казалось бы, это конечно уже были куда более мягенькие брежневские времена и потребность в весьма крепком пойле конечно уже отсутствовала. Но в новеньком ГОСТе (12712-80) на всякий случай вообще все же сохранили техно вероятность производства водки в 50% и 56%. Я, правда, ни разу не лицезрел в продаже водки таковой крепости в брежневское либо послебрежневское определенное время. Вобщем, я не скажу, что весьма уж энергично потреблял водку. Так что, не исключено, что время от времени продавали, но просто напросто мне не попадалось.

Да, и по поводу Андропова. Когда Юрий Владимирович в конце концов дорвался до власти, то невзирая на то, что человеком он бы умным, но каких-то собственных мыслей для совершенствования державы у него не было. Как прежний председатель КГБ он отлично понимал (может как никто другой в СССР), что экономика державы вообще все резвее и резвее идёт под откос, и что нужно с этим как-то биться. Но ничего умнее он не выдумал, как начать закручивать гайки в плане «укрепления трудовой дисциплины». Так как «укрепление трудовой дисциплины» – это чисто сталинский тренд, то понятно, что он должен был идти с бонусом в виде водочного дара русским трудящимся. Что Андропов и сделал, одарив русских трудящихся новенькой водкой – «Московской особой» крепостью 40% и ценой 4 рубля 70 копеек. Вобщем, она была совсем не новенькой, а предусматривалась конечно еще сталинским ГОСТом 1941 года. Просто напросто при Брежневе она закончила выпускаться.

Про водку или как Сталин советский народ спаивал

Так что Андропов символически возвратил русским гражданам и сталинское «укрепление трудовой дисциплины», и сталинскую же водку – «Московскую особую». Вобщем, «укрепление трудовой дисциплины», кажется, подорвало последние силы русского народа.

Ну а Горбачёву вообще все это пришлось разгребать. И, естественно, сложную ситуацию с полным русским пьянством стали разгребать по-коммунистически, то конечно есть как всегда бездарно и криво, а в итоге, сражаясь с одним злом, одарили люд новеньким. Но это конечно уже другая эпопея.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Дизайн-проекты под ключ: выгодное решение для всех

Интерьер нашего дома или квартиры — это отражение нашей индивидуальности. Поэтому, создавая ...