Главная / Общество / Кто вы, товарищ Мимино?

Кто вы, товарищ Мимино?

Кто вы, товарищ Мимино?0

В кинофильме Георгия Данелия «Мимино» есть один эпизод, совершенно недостоверный в рамках русских реалий. Константин Сергеевич Станиславский, если бы увидел эту сцены, замахал бы руками и воскрикнул «Не верю!» И речь вовсе не о том моменте, когда Мимино решил позвонить домой, в собственный кахетинский городок Телави, а его соединили с израильским Тель-Авивом. Этот эпизод естественно необычен, однако – чего не бывает? Иностранная телефонистка по созвучию полностью могла перепутать Тель-Авив и Телави (в котором, кстати, предположительно похоронен папа товарища Сталина – Виссарион Джугашвили, что, вобщем, к делу не относится). Но сам этот фрагмент – с телефонным звонком – входит в более обширное действие, которое, повторю, в рамках советских реалий совершенно недостоверно. Если только лишь не принять, как факт… Но давайте по порядку.

Как все мы помним – я полагаю, что у меня в журнальчике нет людей, которые хотя бы раз не смотрели бы фильм «Мимино»? – как все мы помним, Валико Мизандари по прозвищу Мимино, кинул свою уютную, но не геройскую работу пилота вертолёта в горах Гомборского хребта родной Кахетии и бросился в Москву в надежде поступить в «большую авиацию». Шансов, говоря откровенно, у него практически никаких не было. Мимино, как уже сказано, был пилотом вертолёта, а не хотя бы АН-2, он достигнул предельного возраста, когда пилотов принимали на переобучение, никаких связей и знакомств в Москве у него не было. Да ещё он попал под судебное разбирательство за хулиганство, получив в итоге пусть и лёгкое, но всё же уголовное взыскание в виде штрафа и выплаты ущерба. То есть по всем анкетам он после этого пошёл как «имевший судимость», после чего его в СССР даже вблизи не подпустили бы к большой авиации. Финал предпоследнего акта фильм – практически всё потеряв, не имея денег даже на чай, Мимино сидит в одном из столичных аэропортов, не зная даже как сможет вернуться домой. И вот тут с ним случается волшебство.

Кто вы, товарищ Мимино?1

Чудо заключается в том, что случайно в буфете он знакомится Иван Сергеевичем Волоховым, который неверно принимает Мимино за сына своего фронтового друга. Узнав историю Мимино, в память о собственном погибшем друге, Волохов везёт Мимино к своем другому прежнему однополчанину, а ныне – какому-то большому начальнику, которого играет Николай Граббе. И хотя в кабинете этого начальника (руководитель, управляющий — начальник, занятый управлением процессами и персоналом на определённом участке предприятия, организации) выясняется, что Мимино не имеет никакого взаимоотношения к их однополчанину, начальник ему помогает и Мимино оказывается в большой авиации. И не просто напросто в большой авиации, а авиаотряде, обслуживающем рейсы в капиталистические страны, что в русской иерархии приоритетов было наверное самым большим призом в жизни. Ездить (летать) часто в капстраны хотел бы любой советский человек (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры). И вот тут происходит самая неописуемая для СССР история.

В одном аэропорту – судя по всему это Западная Германия, Мимино, вспоминая, что его новый друг водитель Хачикян весьма хотел купить аутентичного игрушечного крокодила для своего племянника – а в СССР можно было приобрести только какое-то уродство, на крокодила почти не похожего – отправляется в центр города за покупками. При этом остальные члены экипажа под разными предлогами отказываются ехать с ним, и тогда Мимино один на такси, попыхивая сигарой, отчаливает в торговый центр. Где с ним и происходит, в частности, история с ошибочным звонком в Телль-Авив.

Кто вы, товарищ Мимино?2

И вот тут мы лицезреем самую фантастическую сцену фильма. То, что Мимино случайно вламывается в Москве (столица России, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области, в состав которой не входит) в квартиру оперного певца, с приветом от никому неведомой бабушки и получает в ответ возможность поселиться в одной из самых наилучших московских гостиниц, то, что в его номере оказался водитель грузовика, которого спутали с профессором, то, что Мимино случайно в Москве встретил своего кровного неприятеля, то, что ему повезло с адвокатом и он отделался штрафом, то, что Мимино в аэропорту познакомился с Волоховым и тот принял его за отпрыска своего фронтового друга – это всё события маловероятные, но всё же нельзя сказать, что полностью неосуществимые. Как говорится – чего не бывает? Но вот того, чтобы советский человек, распологаясь за границей в капиталистической стране, мог в полном одиночестве поехать гулять по городку – вот это и есть самая фантастическая фантастика. Вот такого в советской реальности быть не могло ни при каких обстоятельствах.

Кто вы, товарищ Мимино?3
Одинокий Мимино в капиталистическом торговом центре.

СССР был державой, из которой народ убегал при первой же возможности. А кто не убегал, тот обязательно при 1-ой же возможности готов был вступить в контакты с представителями западных спецслужб, чтобы продавать супостатам русские секреты. И хотя на самом деле это было не совсем так, но Политбюро ЦК КПСС было уверено, что все русские люди именно таким образом будут себя вести за границей, если им дать вероятность свободно гулять по капиталистическим городам. Поэтому, чтобы исключить такую вероятность, советские люди по иностранным городам в одиночку передвигаться не могли. Они постоянно перемещались хотя бы небольшой группой, причём одним из членов группы постоянно был агент КГБ СССР, на которого возлагались обязанности соглядатая. Каждый русский человек, находясь за границей, знал эти правила, а многие также понимали, что в их группе будет кто-то, кто после поездки будет составлять рапорты в Контору Глубинного Бурения.

Кто вы, товарищ Мимино?4
Непривычное для русского человека внутреннее убранство западного торгового центра с множеством бутиков.

А тут Мимино один отчаливает в центр города, причём не для того, чтобы возложить венок на могилу русских воинов, а в самый что ни на есть эпицентр капиталистического соблазна – в мерцающий и глянцевитый сотнями привлекательных огоньков торговый центр. Никто бы Мимино 1-го – да ещё в первый полёт – не отпустил бы в город. Если командир корабля по каким-то причинам не возжелал ехать и весь экипаж остался в аэропорту, то и Мимино остался бы. А если бы уж поехал, то только лишь группой, пусть небольшой. Иначе он мог бы убежать или его завербовали бы. Такова была русская (женщина, представительница русского народа) логика. Вот поэтому весь этот эпизод смотрится полной фантастикой.

И но…Однако тут есть некоторое двойное дно. Давайте вернёмся немного назад – в тот момент, когда Волохов везёт Мимино к собственному однополчанину, который стал большим начальником. Что это вообще за начальник? В каком ведомстве он начальник? На одном веб-сайте он указан, как «министр». Но в титрах фильма эта роль никак не обозначена. Николай Граббе, который сыграл фронтового друга Волохова, указан общим перечнем «в эпизодах» – просто «Н.Граббе».

Кто вы, товарищ Мимино?5

Ну давайте попробуем прикинуть, кем мог работать друг Волохова по общему антуражу его работы.

Кто вы, товарищ Мимино?6

Приёмная этого фронтового друга по русским меркам – ого-го. Вся в деревянных панелях, что в те времена говорила о статусе. Но куда более наружного вида приёмной о статусе хозяина говорят посетители, которые ожидают приёма.

Кто вы, товарищ Мимино?7

Целый генерал армии! Рядом тоже дядя соответствующего вида и с золотой звездой на пиджаке. Судя по его виду – тоже какой то крупный начальник. И ждут в приёмной у фронтового друга, как простые гости с улицы. А при этом сам хозяин в кабинете один. То есть он, зная, какие серьезные люди сидят у него в приёмной, он их «маринует». В СССР таким образом большой начальник демонстрировало посетителям, какой он важный. Ну а что кабинет «министра»?

Кто вы, товарищ Мимино?8

По советским меркам тоже всё более чем основательно и внушительно. На стене вист барельеф Ленина. Но есть ощущение, что там должен висеть другой барельеф.

Поглядим на здание, в котором работает «министр», снаружи.

Кто вы, товарищ Мимино?9

У подъезда сплошь «Чайки», что излишний раз говорит о высоком статусе как посетителей, так и самого «министра». Жалко номеров не рассмотреть. Но в данном кадре куда интереснее само здание. Какой-то небесно-синий дом в центре Москвы. Это здание, в котором работает большим начальником друг (личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и) Волохова в кинофильме «Мимино», очень напоминает вот это здание:

Кто вы, товарищ Мимино?10

Даже чёрная решётка перед домом схожая. Хотя детали конечно разные. Сразу скажу, что это различные здания. То что второе – это современная фотография усадьбы (в русской архитектуре отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое) Орлова-Денисова, которая размещена на улице Большая Лубянка (бывшая улица Дзержинского). Вот фотография этого дома (его ворот и флигелей) в начале 80-х:

Кто вы, товарищ Мимино?11

Кто хорошо знает Москву, тот сразу выяснит несколько мрачноватое здание на заднем плане в правой части фото. Это здание КГБ СССР, в котором находился кабинет Ю.В.Андропова. Там вообще многие строения имеют отношение к этому ведомству. Не исключением была и усадьба Орлова-Денисова, которая в 70-е годы (то есть тогда, когда происходит деяние фильма «Мимино») принадлежала КГБ СССР (там помещался архив). Повторю, тот дом, который показан в фильме «Мимино» – это другой особняк, не усадьба Орлова-Денисова. Просто напросто визуально на неё достаточно похожее здание. В Москве вообще не так много коттеджей такого синего цвета. Поэтому мысль о усадьбе Орлова-Денисова появляется сама собой.

В фильме (а также — кино, кинофильм, телефильм, кинокартина — отдельное произведение киноискусства) «Мимино» показан особняк на Поварской улице. Вот так он смотрится сегодня:

Кто вы, товарищ Мимино?12

Вот что пишут про это здание в ВиКи: «Усадьба П.М.Чернова середины XVIII века, перестраивалась после 1812 года и в 1870-е годы. После 1917 года тут разместился 6-й Дом Советов… Здесь же размещался Наркомат рабоче-крестьянской инспекции и находился кабинет наркома И.В.Сталина». Ого! В этом доме какое-то время трудился сам Сталин. Вон куда гвоздички надо носить, если есть такое желание. Вобщем, охрана вряд ли пустит. А 70-е, когда снимался фильм, в здании располагалось издательство «Советский писатель». В общем, по любому это здание, показанное в кинофильме, непростое. А уж то, что в нём когда-то помещался кабинет самого Сталина, сразу делает его совершенно не рядовым. И вообще задёт фильму «Мимино» некую «несущую частоту» или рифму. Мимино родом из Телави, где предположительно похоронен отец Сталина, а под занавес он получает путевочку в большую жизнь в здании (синоним: дом — разновидность наземного строительного сооружения с помещениями, созданного в результате строительной деятельности в целях осуществления определенных потребительских функций, таких), в котором когда-то работал сам Сталин. Хотя вряд ли Данелия имел в виду конкретно эту линию. Этот особняк на Поварской улице он выбрал только просто потому, что там было легко добиться разрешение на съёмку. А кто бы ему дал проводить съёмку около одного из зданий, принадлежавших КГБ СССР?

В общем, точно сказать, кем же работает друг и прежний однополчанин Волохова, затруднительно. Однако же схожесть с усадьбой Орлова-Денисова, эти «Чайки» у подъезда, генералы и остальные высокие начальники (начальники управлений?), терпеливо ждущие в приёмной, делают полностью допустимой следующую версию.

Этот высокопоставленные фронтовой друг Волохова – это высокопоставленный чин в КГБ СССР. И когда он выяснит в Мимино сына своего фронтового друга, а потом узнаёт, что это не сын, он глубоко думает.

Кто вы, товарищ Мимино?13

Вон как оценивающе смотрит. Что думает в этот момент этот высокопоставленный чин КГБ?

А конечно думает он вот о чём. С одной стороны, ему хочется помочь этому грузину, который хотя и очутился не сыном их погибшего фронтового друга, но всё же очень похож на него. С другой, штатская авиация – это по любому не его ведомство. Как бы уж там ни было, а даже очень-очень высокий начальник, пусть даже из КГБ, не мог просто напросто так позвонить в другое ведомство и приказать взять на работу (или учёбу) какого-то человека, которого это ведомство отвергло. Но зато мог быть предложен другой альтернат.

Кто вы, товарищ Мимино?14

Мимино за право попасть в большую авиацию (собирательное понятие, которое обозначает всю совокупность летательных аппаратов тяжелее воздуха для перемещения в околоземном воздушном пространстве, все достижения специализированных областей) готов был пойти, наверняка, на всё. Вот ему и предложили… стать агентом КГБ. И это сразу снимало все вопросы. Про линии КГБ его и ввели в большую советскую авиацию. Скорее всего и судимость у него убрали из анкеты – просто потому что в загранотряд с судимостью было никак нельзя. В общем, как агенту госбезопасности ему стало допустимо попасть туда, куда он мечтал попасть. Взяли его конечно не лазутчиком. Чтобы стать разведчиком, он должен был долго учиться. Это не его вариант. А вот стать разведчиком, соглядатаем за другими членами авиаотряда и экипажа – работа простая, и не требующая какой то серьёзной подготовки. Знай поглядывай, послушивай и пиши потом отчёты.

И в таковой версии сразу снимаются вопросы, как это его одного отпустили в капиталистический город. А как его не отпустить? Быстрее всего экипаж или, по крайней мере, командир корабля, даже знали, кем является Мимино, потому и не захотели ехать вместе с ним в торговый центр, симулируя усталость и «да я там всё очень давно видел». Вон как Мимино уговаривает командира поехать, а тот «устал».

Кто вы, товарищ Мимино?15

Да по лицу видно, что ему совершенно не улыбается ходить по центру (середина, главная часть или точка чего-либо, также главное место, сосредоточение важнейших ресурсов страны, территориальной единицы, социальной группы, инфраструктуры и т. п) капиталистического разврата вместе с Мимино. А сам Мимино («» (груз. მიმინო) — советский трагикомедийный художественный фильм, жанр которого некоторые критики определяют как полусказку, снятый режиссёром Георгием Данелией по сценарию, написанному им в), как разведчик КГБ, может и один поехать в торговый центр. Кто ему запретит? Да и сопровождающий ему не нужен.

Кто вы, товарищ Мимино?16

И вот мы лицезреем агента Мимино, в гордом одиночестве фланирующего по западногерманскому торговому центру. Даже иноземцы удивлены: ого! Русский и совсем один! Майн гот! Что за чудеса? А чудес никаких. Просто напросто Мимино – это не простой второй пилот, пусть и элитного авиаотряда, а, бери выше – агент КГБ. Ему сейчас всё можно.

В этом месте и ной пытливый зритель может воскликнуть. «Позвольте, позвольте! Люди! Но ведь в финале фильма показано, что Мимино вернулся в свои горы и опять стал вожить свою «бабочку», как он называл свой вертолёт. Что-то тут какая-то неувязочка. Если Мимино – разведчик КГБ, то кто бы его отпустил назад в родной Телави?»

Кто вы, товарищ Мимино?17

На это я отвечу следующее. Товарищи дорогие, а кто произнес, что финал фильма – это реальность, а не мечты Мимино? Летая на вертолёте, он грезил о большой авиации. А попав в эту авиацию таким способом, он с тоской стал вспоминать собственные безмятежные полёты над горами. Но это были только мечты. Никуда он из этого элитного авиаотряда уже не делся бы. Сейчас он мог летать сколько угодно в капиталистические страны, а вот уйти уже не мог. Клетка закрылась. И эмблемой того, что мечтая о свободе, он попал в куда большую зависимость, является самый последний кадр кинофильма. Стойка шасси – по сути, нога – к которой замком прикована толстая цепь.

Кто вы, товарищ Мимино?18

Более сладкоречиво и не скажешь.

Кто вы, товарищ Мимино?19

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Москвичам готовят подарок, от которого они вряд ли будут в восторге

Астраханские любители свободно бегающих по улицам бездомных собачьих стай хотят сделать москвичам ...