<a href="https://www.instaforex.org/ru/">ИнстаФорекс портал</a>
Экономика

Газовая резня: Катар выходит на тропу войны с Россией и США

Газовая резня: Катар выходит на тропу войны с Россией и США0

Катар — наикрупнейший в мире экспортер сжиженного природного газа — терпит огромные убытки из-за падения спроса на энергоэлементы. Вскоре страна окажется перед тяжелым выбором: сократить объемы производства СПГ или пойти по стопам Саудовской Аравии, которая после развала сделки ОПЕК+ решила повоевать с соперниками за рынки сбыта своей продукции.

Если выбор падет на 2-ой вариант, то цены на «голубое топливо» в Европе могут опуститься до отрицательных значений, пишет Bloomberg. Для «Газпрома», очевидно, это тоже не сулит ничего хорошего.

С 2019 года Катар не состоит в организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), поясняя это желанием сосредоточиться на добыче газа. До начала эпидемии коронавируса он вынашивал прямо-таки наполеоновские планы: если сегодня эмират способен создавать 77 миллионов тонн СПГ, то к 2024 году намеревался дойти до 110 миллионов, а к 2027 году — до 126 миллионов.

По словам министра энергетики Катара Саада бен Шрида Аль-Кааби, нужная ресурсная база для этого имеется. Источником огромных объемов «голубого горючего» станут новые участки массивного Северного месторождения в районе города Рас-Лаффан. «Исследования и тесты скважин также подтвердили возможность получения больших объемов газа из этого нового сектора», — утверждал Аль-Кааби.

По большому счету, его заявление уже можно было расценивать как объявление ценовой войны. «План Катара по повышению мощностей СПГ на 64%, вероятно, усилит глобальный избыток топлива, — утверждал Bloomberg в ноябре прошедшего года. — Страна стремится отбиться от соперничества со стороны конкурирующих изготовителей, таких как Австралия и США, которые увеличили производство и разрушили историческое преобладание государства Персидского залива на рынке».

Зимой конкуренция обострилась еще посильнее. Ввод в эксплуатацию новых СПГ-проектов происходил на фоне замедления роста спроса в Китае и аномально теплой погоды в Евро союзе. К тому же, риск остановки украинского транзита заставил европейцев накопить максимальные запасы газа (или газообразное состояние (от нидерл. gas, восходит к др.-греч), которые им в итоге не пригодились. Цены на «голубое горючее» попали под пресс, в Европе и США газ торговался на самом низком сезонном уровне с 1999 года.

«Газовый рынок не может переварить излишек предложения и теплую погоду», — предупреждал в январе основатель газового хедж-фонда Statar Capital LLC в Нью-Йорке Рон Озер. Буквально через несколько недель к этому «несварению» добавилась еще одна напасть — эпидемия коронавируса. Вослед за нефтью цены на «голубое топливо» полетели в пропасть. Это, впрочем, не воспрепядствовало России и Катару включить в борьбу за передел газового рынка Евро союза. В марте они увеличили объемы поставок СПГ на этом направлении, пошатнув позиции американцев. «Эти два экспортера начинают вторгаться туда, где доминируют США, сегодняшний лидер рынка», — отмечало специализирующееся на сырьевых рынках информационное агентство S&P Global Platts.

У Катара, по сущности, не было другого выбора. Что делать в условиях обвального падения спроса на энергоресурсы в Азии? Переключиться на Европу. Но коронавирус дошел и сюда. К тому же, на европейском рынке Катар (или Катар (араб) уже не является главным законодателем мод в сфере СПГ — пальму первенства перехватили Соединенные Штаты, приметно усилился российской «Новатэк».

Но американский энергоэксперт Саймон Уоткинс заявляет, что в нынешнем кризисе Катар видит возможность вновь утвердить свое доминирующее положение в иерархии СПГ. Это подтверждает недавнешнее заявление Аль-Кааби, в котором заключается вся суть стратегии эмирата в газовой войне: «Если я бурю скважины и покупаю корабли, я не отступаю». Под покупкой кораблей, возможно, подразумевается согласованная в конце апреля сделка Qatar Petroleum с дочерней компанией Китайской гос судостроительной корпорации Hudong-Zhonghua Shipbuilding Group: Катар зарезервировал очень большие мощности по строительству танкеров в КНР до 2027 года (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)). Это также подтверждает, что эпидемия коронавируса не принудила Доху корректировать планы по наращиванию добычи газа.

«Если вы поглядите на то, что произошло в этом году, многие люди отложили проекты СПГ, и это дает нам, допустимо, преимущество в долгосрочной перспективе», — предполагает Аль-Кааби. Размышления в стиле Сечина: мы выдержим, а соперники обанкротятся. Но хватит ли у Катара запаса прочности?

Очевидно, потребление газа и нефти восстановится до предкризисного топ-уровня в лучшем случае через год (если вообще восстановится). В этих критериях вести ценовую войну означает нести большие убытки. Хотя утраты будут в любом случае. Сокращение экспорта означает сокращение доходов муниципального бюджета и риск того, что Австралия все-таки перехватит у Катара статус наикрупнейшго в мире поставщика СПГ. Если снизить цены для захвата новых рынков сбыта, то даже производители с низкими издержками могут уйти в минус.

Bloomberg предсказывает, что в конечном итоге это может опустить цены на газ ниже нуля, как это случилось в прошлом месяце на нефтяном рынке США, когда потоки «черного золота» перегружали мощности в центре хранения Кушинга, штат Оклахома. «Если они (катарцы — прим. ред.) начнут завозить грузы в Европу, мы получим точно такие же цены (количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара), как и в Кушинге, то есть отрицательные», — заявляет Тьерри Брос, специалист по энергетике Дэвисского центра российских и евразийских исследовательских работ Гарвардского университета.

Примечательно, что Россию до эпидемии коронавируса уличали в использовании той же стратегии. В конце прошедшего года S&P Global Platts со ссылкой на опрошенных трейдеров утверждало, что наша страна собирается «уничтожить» цены на газ в Европе, чтобы потеснить конкурентов и захватить их рынки сбыта. Не просто потому ли даже на фоне позитивных сдвигов в переговорах с Украиной «Газпром» продолжал заполнять хранилища в Евро союзе?

Один из экспертов даже предположил, что немалые объемы транзита, которые Российская Федерация оставила на украинском направлении, тоже являются частью хитрого плана Кремля. Чем больше горючего «Газпром» будет прокачивать в Европу, тем сильнее упадут цены. «В этом году будет реальная резня. Цены будут убиты.

Я думаю, что в конечном итоге «Газпром» добьется фуррора с 10−20-летним доминированием», — предполагал анонимный трейдер, которого цитировало агентство S&P Global Platts. Но в декабре еще никто не представлял масштабы надвигающейся катастрофы. Убивать «цены» сегодня не имеет смысла — с данной задачей отлично справилась эпидемия коронавируса.

По факту война меж странами-экспортерами газа уже идет. Все они терпят убытки, но никто не желает оказаться «слабеньким звеном», сократить добычу и отдать свою долю рынка (совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельными товарами и услугами) соперникам. К тому же, у производителей газа нет своего картеля, подобного ОПЕК. Тривиально нет площадки, на которой можно было бы договориться о скоординированных действиях для стабилизации обстановке, как это сделали в прошлом месяце экспортеры нефти. Возможно, эпидемия коронавируса будет подтолкнуть создание такой площадки, но пока что на повестке дня этот вопрос не стоит.

Потенциально самые очень большие проблемы должны возникнуть у США. «Отрицательные цены на газ были бы особенно вредоносны для американских операторов, которые только недавно начали добычу и все еще обременены немаленькими расходами. Минусовые цены могут также привести к задержкам в спец реализации любых проектов по сжижению газа, которые еще не обеспечены финансированием», — отмечает Bloomberg.

Разумеется, в споре с Америкой Катар может рассчитывать на успех (европейские организации уже отказываются принимать американский СПГ, законтрактованный на июнь). А вот потеснить Россию вряд ли получится. Как ни крути, прокачивать газ по трубам дешевле, чем сжижать его и поставлять танкерами. У «Новатэка» тоже есть довольно серьезное конкурентное преимущество — короткое транспортное плечо, по которому он доставляет личную продукцию в Европу.

Эмиру Катара Тамиму бин Хамаду Аль Тани надо хорошенько подумать, стоит ли форсировать события. К чему это может привести, наглядно видно на примере примыкающей Саудовской Аравии.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть