Главная / Экономика / Не обвалит ли Белоруссия цены на российскую нефть в Европе?

Не обвалит ли Белоруссия цены на российскую нефть в Европе?

Нe oбвaлит ли Бeлoруссия цeны нa рoссийскую нeфть в Eврoпe?

Дoгoвoрeннoсти, кoтoрыx Бeлoруссия дoстиглa в xoдe урeгулирoвaния нeфтeгaзoвoгo спoрa с Рoссиeй, прeдстaвляют oпaснoсть для бюджeтa РФ. Нaмeрeниe Минскa зaняться рeэкспoртoм рoссийскoй нeфти Urals мoжeт oбрушить ee цeну нa eврoпeйскoм рынкe ужe в нынeшнeм гoду. Возможность такого поворота событий рассматривается в статье агентства ПРАЙМ.

Желания

Для начала автор статьи разбирается с вопросом, станет ли Белоруссия реэкспортировать российскую нефть. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, по окончании переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко и после консультаций с белорусскими сотрудниками, был категоричен: «никакого реэкспорта не будет». Но это заявление было скоро опровергнуто российскими и белорусскими официальными лицами.

Лукашенко, еще вернувшись в Минск, сказал, что белорусский бюджет весьма рассчитывает на поступление средств от «перетаможки» российской нефти. Чуток позже белорусский вице-премьер Владимир Семашко подсчитал, что выигрыш от манипуляций с поставками Urals еще в 2017-м может составить 500 млн баксов. А уж если российская марка до конца года станет котироваться выше 50 баксов за баррель — то уже больше.

Напомним суть петербургских договоренностей Путина и Лукашенко. Наша родина восстанавливает поставки нефти в Белоруссию в прежнем объеме — 24 млн тонн в год. С третьего квартала 2016-го они были урезаны в полтора раза из-за преднамеренной недоплаты Минском за русский газ. Но по долгам Белоруссия расплатилась, и на данной неделе Urals потекла западным соседям с новейшей силой.

Во втором квартале Наша родина поставит им уже 5 млн тонн нефти, а в 3-ем и четвертом суммарно — еще 15 млн. Так, с учетом 4 млн тонн, отправленных в первом квартале, Белоруссия в этом году и обретет желаемые 24 млн тонн русской нефти. Что характерно — свободной от таможенной пошлины.

Заработок для Минска выходит весьма приличный. В прошедшей части года размер пошлины при вывозе нефти Urals за пределы Таможенного союза (читай — при реэкспорте) подходил к 90 баксам за тонну. В апреле таможенный тариф установлен на уровне 88,9 бакса за тонну, а в среднем за 1-ые четыре месяца 2017-го он приравнивался 87,13 доллара. Нетрудно посчитать, как увеличатся госдоходы Белоруссии, если она, направит на реэкспорт, как обещал Лукашенко, 6 млн тонн нефти в год.

Выигрыш Минска растет еще и по логистическим причинам. Ранее какая-то часть нефти из РФ шла белорусам по стальной дороге. Теперь же решено, что вообще все поставки пойдут исключительно трубопроводным транспортом, коий дешевле примерно на 60-70 баксов за тонну.

Возможности

Ни одна страна мира не откажется от такового большого и очевидного профита. Если, естественно, ее не ограничивают собственные ресурсы. Первый вопрос при оценке способностей Белоруссии: будут ли у нее эти самые «лишние» 6 млн тонн для реэкспорта?

В принципе, годичный объем импорта Urals — 24 млн тонн — соответствует номинальной мощности белорусских НПЗ. Но в первом квартале заводы были недогружены приблизительно на треть. Значит, потом российская нефть хлынет в Белоруссию больше мощным потоком, который нефтепереработчикам полностью никак не усвоить. 6 — не шесть, но сколько-то миллионов тонн надо будет куда-то девать. Отсюда вопрос номер два — куда?

Как показывает автор статьи, у Белоруссии нет длительных договоров на поставку нефти с потребителями на Западе, потому сырье может реализовываться всего лишь на спотовом рынке с незамедлительными расчетами. Основным для сбыта сырья становится в этом случае очень ограниченный рынок Восточной Европы. Если туда за маленький период времени ухнуть вообще все 6 млн тонн, то чисто на теоретическом уровне обвал цен на российскую нефть вероятен. Однако можно ли представить такую ситуацию фактически — еще один вопрос.

Если Белоруссия отважится поставлять нефть трубопроводом «Дружба», то ей придется договариваться с его собственником — «Транснефтью». Весьма маловероятно, что российская компания просто даст обрушить рынок, коий ее питает. Да и сама труба не резиновая: чтоб влезть в нее с лишней нефтью, белорусам придется потеснить экспортеров из РФ, какие располагают законтрактованными объемами экспорта по западному маршруту.

Реален вариация с более дорогостоящими и, как следствие, наименее прибыльными железнодорожными поставками нефти из Белоруссии в близкое зарубежье. Таким путем реэкспорт может осуществляться на Мажейкяйский НПЗ в Литве либо Кременчугский НПЗ на Украине, какие способны перерабатывать Urals. Но в первом случае Минск тоже натолкнется на жесткую конкуренцию со стороны РФ: увеличение поставок в Литву может быть только за счет пропорционального уменьшения отправки русских объемов из балтийских портов Усть-Луги и Приморска.

Вне всяческой конкуренции всего лишь вариант с реэкспортом в Украину. Русская нефть давно не поступает на Кременчугский НПЗ, коий контролируется группой «Приват» одиозного бизнесмена Игоря Коломойского. Но обеспечит ли одно это предприятие Белоруссии требуемый объем сбыта — весьма большой вопрос.  

Понравилась статья - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан