Главная / Экономика / «Передовые» иностранные инвесторы на Украине.

«Передовые» иностранные инвесторы на Украине.

"Пeрeдoвыe" инoстрaнныe инвeстoры нa Укрaинe.

Нa Укрaинe с дeкaбря 2016 гoдa oкoлo 380 тыщ физичeскиx лиц-прeдпринимaтeлeй прeкрaтили свoю дeятeльнoсть. Зa пeрвый квaртaл 2017 гoдa привaтизaция принeслa 2,9 млн. грн. при плaнe в 5,54 млрд. грн. Пoрoшeнкo прoщaeтся с «немытой Россией». В СБУ требуют ввести уголовную ответственность за «российскую пропаганду». Киев планирует переформатировать антинародную террористическую операцию на юго-востоке страны.

При этом Петро Порошенко заявляет, что ничего не мешает зарубежному бизнесу активно инвестировать в экономику Украины. В поздравительной речи по случаю 25-летия открытия Американской торговой палаты (АТП) президент много гласил о реформах, призывал держать «сильный единый фронт трансатлантических санкций против России» и повсевременно рассыпался в благодарностях членам АТП. Хотя по большому счету конкретно они должны быть благодарны Порошенко за три года «реформ».

Реформы по-американски

На самом деле местная АТП не имеет никакого взаимоотношения ни к «продвижению Украины на международном уровне», ни к инвестициям, ни к антироссийским санкциям. Эта лоббистская структура преследует одну единственную цель – повышение благосостояния своих членов, посреди которых есть как российские, так и иностранные компании со всех уголков мира. Их объединение для «пробивания» собственных интересов закономерно, потому как «действовать компании буквально через ассоциацию обычно надежнее, чем самостоятельно», объясняет замглавы правления компании «Укрнафта» Геннадий Радченко.

Алгоритм таковой. Сначала «работа» идет в отраслевых комитетах, потом вырабатывается «консолидированная позиция», после чего АТП обращается к главе страны, министрам и другим чиновникам высочайшего ранга с настоятельными просьбами учитывать финансовые интересы бизнеса при принятии определенных государственных решений. В ход идет как обычное убеждение, так и запугивание, шантаж и остальные методы давления. «Практически всякий день мы пишем официальные письма с позицией компаний-членов Палаты. За 2016-й мы обратились к ответственным органам власти буквально через официальные письма более 300 раз», — гласит Татьяна Прокопчук, вице-президент АТП на Украине по вопросам стратегического развития. Содержание писем, как правило, не предается огласке, а вес просьбам присваивает подпись посла США.

Последний звучный случай, когда участники рынка принудили поменять государство свои планы, проник в прессу 2 июня. «Укрзализныця» опубликовала денежный план с приоритетами развития на будущее, не согласовав его с большими грузовладельцами, которые незамедлительно обратились по этому поводу к премьер-министру Владимиру Гройсману и вице-премьеру Степану Кубиву. Письмо пришло от имени отраслевых металлургических ассоциаций, но вести дискуссию с представителями госкомпании «грузовладельцы» предпочли на площадке АТП. Реакция последовала немедленно. 9 июня, буквально буквально через неделю после письма в Кабмин, состоялось заседание АТП с ролью руководства «Укрзализныци». Ожидаемо, темой встречи стали не стратегические планы развития жд транспорта на Украине, а полностью приземленный вопрос «долгосрочного регулирования тарифа на грузовые жд перевозки».

С другой стороны, преследуя собственные собственные финансовые интересы, участники данной организации способствуют и структурным изменениям в украинской экономике. В частности, она приложила свою руку к росту тарифов на электроэнергию, формированию «рынка газа» и иным «реформам» последних лет. Конкретно это и есть та «важная миссия» АТП, о коей говорил П. Порошенко в своей поздравительной речи. «Так что нас ожидает впереди? Пенсионная реформа, земляная реформа, реформа здравоохранения и, естественно же, приватизация», — обрадовал бизнесменов глава страны.

Какие инвестиции идут на Украину?

Если «реформы» на Украине продвигаются ускоренными темпами, то с привлечением денежных средств в экономику сложнее. «В 2014-2016 годах последующие инвестиционные проекты были завершены в Украине: завод Allseeds — $200 млн., терминал Bunge — $180 млн., Arcelor-Mittal — $150 млн., COFCO Agri — $75 млн., завод BIOFARMA — $40 млн., Fujikura — $87 млн. и т.д.», — повытрепывался президент перед членами АТП.

В итоге за три года выходит совсем не густо, всего лишь $0,732 млрд. Для сопоставления: это немногим больше, чем единственный контракт на реконструкцию симферопольского аэропорта ($0,56 млрд.), чуток менее трети от цены новой крымской трассы «Таврида» ($2,45 млрд.) либо пятая часть моста буквально через Керченский пролив ($4 млрд.).

"Передовые" иностранные инвесторы на Украине.

Статистика указывает, что никакого инвестиционного бума нет. Иноземцы выводят свои активы с Украины, а основным инвестором в экономику Украины, за исключением офшорных юрисдикций Кипра и Нидерландов, по-прежнему остается Наша родина. Основные деньги по-прежнему приходят из офшоров, а USA со своими $540 млн. не входят и в 10-ку крупнейших иностранных инвесторов.

"Передовые" иностранные инвесторы на Украине.

* — офшорные юрисдикции

Вобщем, и к озвученным инвестициям нужно приглядеться внимательнее. 16 июля 2015 года швейцарская группа компаний Allseeds, вправду, открыла маслоэкстракционный завод в порту «Южный». Предприятие охватывает в себя элеватор объемом 46 тыс. тонн семян подсолнуха с возможностью их переработки на заводе до 1,8 тыс. тонн в день. Строить его у моря пригодилось для того, чтобы отгружать подсолнечное масло на экспорт в автономном режиме, никак не соприкасаясь с муниципальными портами. Производственное оборудование завезено из-за рубежа (Италия, Германия, Бельгия, Швейцария). На предприятии сотворено 250 рабочих мест.

Идентичные инвестиции в собственную экспортную инфраструктуру, всего лишь масштабом поменьше, в прошлом году сделали американская компания Bunge и китайская COFCO Agri. 20 мая COFCO Agri с целью ускоренного вывоза украинских зерновых за предел запустила в работу новый перегрузочный терминал в Николаевском порту. Вся внутренность логистического комплекса, естественно, зарубежная, зато китайцы создали 150 рабочих мест. Тот же почерк работы у Bunge, которая 15 июня открыла производственно-перегрузочный комплекс, включающий в себя завод по производству подсолнечного масла и масляный терминал, а также прирастила мощности зернового терминала. Сотворено 170 рабочих мест.

Порошенко упомянул и «люксембургских» металлургов из Arcelor-Mittal, какие владеют украинской «Криворожсталью». Инвестиции данной компании – выполнение обязательств по приватизационной сделке десятилетней давности. Касаются они не открытия новейших производств, а повышения уровня защищенности на предприятии, которое больше похоже на латание дыр, а не на инвестиции в традиционном понимании этого слова. Выбросы в атмосферу «передового» зарубежного предприятия уже длительное определенное время не на шутку стращают местных жителей. На заводе случаются взрывы, рушатся железобетонные перекрытия построек, а новости о погибших все больше напоминают сводки с фронтов. Всего лишь в прошлом году из-за дичайших критерий труда на производстве 31 работник заработал проф заболевания, 18 человек утратили работоспособность от полученных травм, уже двое погибли. В 2017-м погибших еще трое. Кроме того, различные «улучшения» на заводе сопровождаются массовыми увольнениями персонала.

П. Порошенко именовал компанию BIOFARMA, которой буквально через кипрский офшор владеют украинский олигарх Василий Хмельницкий и экс-министр Константин Ефименко. Предприятие занимается выпуском иммуноглобулинов на базе донорской крови, а также тестами с ДНК. Летом 2015 года BIOFARMA в очередной раз торжественно открыла научно-производственный комплекс в Белой Церкви, построенный на денежные средства американской компании Horizon Capital и голландского банка FMO. Новое создание создало около 300 рабочих мест. Кстати, предприятие экспортирует продукцию в страны СНГ, в Азию, Африку, Мексику и Австралию. А вот в Евросоюзе, за исключением Латвии, и USA продукцию украинского производителя не приобретают.

Самой последней президент вспомнил японскую Fujikura. В апреле 2016-го компания запустила завод во Львове по производству «электрооборудования» для автомашин Volkswagen. Фактически это проводка, результат простейшей обработки цветных металлов. На заводе сотворено 550 рабочих мест, с потенциалом расширения до 3 тыс., но те, кому «посчастливилось» трудоустроиться на предприятии, длительно там не задерживаются. Отношение начальства, ужасающие условия работы, антисанитария, 12-часовой рабочий денек, отсутствие выходных, больничных и отпусков, закрытая бухгалтерия и непредсказуемая заработная плата — все это, по отзывам служащих завода, напоминает легализованное рабство, а не работу в передовой японской компании. Политика управления львовской Fujikura по выжимке последних соков из дешевенькой украинской рабочей силы еще привела к первой смерти сотрудника прямо на рабочем месте.

В итоге Allseeds, COFCO Agri, Bunge, BIOFARMA и Fujikura за три года сделали на Украине 1,42 тыс. рабочих мест. Если учитывать, что упомянутый президентом Arcelor-Mittal увольняет собственных сотрудников, переводит на аутсорсинг и сокращенный рабочий денек тысячами, конечный баланс присутствия «передовых» зарубежных инвесторов для рынка труда на Украине выходит отрицательный.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Финаналитик Беляев: западным фирмам придется побороться за место на рынке в РФ

Финансовый аналитик Михаил Беляев заявил, что западным фирмам предстоит побороться, чтобы заполучить ...