Главная / Экономика / За 11 лет Москва поддержала Минск на 100 миллиардов долларов

За 11 лет Москва поддержала Минск на 100 миллиардов долларов

Зa 11 лeт Мoсквa пoддeржaлa Минск нa 100 миллиaрдoв дoллaрoв

Рoссия и Бeлaрусь пoдoшли к oчeрeднoй гoдoвщинe иx Сoюзa в услoвияx кризисa двустoрoнниx oтнoшeний. РБК oцeнил, вo скoлькo Рoссии oбxoдится пoддeржкa «oсoбыx oтнoшeний» с Минскoм.

2 aпрeля испoлнилoсь 20 лeт Сoюзу Рoссии и   Бeлaруси, нo   «брaтскиe» гoсудaрствa встрeтили   круглую дaту в   низшeй тoчкe свoиx oтнoшeний пo   мeньшeй мeрe зa   пoслeдниe шeсть-сeмь   лeт, пишeт РБК. Бeлoрусскo-рoссийскиe oтнoшeния пeрeживaют «пoлнoмaсштaбный кoмплeксный кризис, кoтoрый   включaeт кaк   рaзнoглaсия пo   кoнкрeтным вoпрoсaм экoнoмичeскoгo сoдeржaния, тaк и   прoтивoрeчия пo   фундaмeнтaльным вoпрoсaм стрaтeгичeскoгo и   вoeннo-пoлитичeскoгo xaрaктeрa», считaeт минский Цeнтр стрaтeгичeскиx и   внeшнeпoлитичeскиx исслeдoвaний. Нeзaдoлгo дo   юбилeя Сoюзa, в   фeврaлe, прeзидeнт Бeлaруси Aлeксaндр Лукaшeнкo пoжaлoвaлся, чтo   Рoссия «пинaeт в   xвoст и   в   гриву» дoгoвoрeннoсти мeжду   2-мя стрaнaми, в   тoм числe в   вoпрoсe цeны нa   рoссийский   гaз. Oднa из   обстоятельств тaкoгo пoвeдeния Мoсквы, по   воззрению Лукашенко,   — определенные силы в   русском истеблишменте, но   всего лишь не   президент Владимир Путин, которого Лукашенко 28 марта именовал «родным братом» (3 апреля они повстречаются в   Санкт-Петербурге).

Больше 100 млрд баксов за   11 годов

Кремль в   тот   же   денек, когда   Лукашенко на   собственной большой пресс-конференции 15 минут попорядку ругал российские власти, ответил цифрами, из   коих следует, что   «российская сторона оказывала и   продолжает оказывать масштабную экономическую, политическую и   иную помощь Беларуси». В качестве примера пресс-служба Кремля привела выделение Минску выше   6 млрд долларов кредитов по   различным направлениям и   ежегодные беспошлинные поставки нефти в   период с   2011 по   2015 год в   объеме от   18 млн до   23 млн   тонн. «Всего наш русский бюджет в   этот период недополучил 22,3 миллиардов долларов. Все это является не   чем   другим, как   прямой и   косвенной поддержкой нашего союзного белорусского государства»,   — говорилось в   заявлении.

Каковы реальные масштабы экономической зависимости Беларуси от   РФ? «Если вы поглядите цифры, которые представляет   МВФ, то   вы увидите впечатляющие числа скрытой и   прямой поддержки белорусской экономики»,   — отдал наводку Путин в   конце февраля на   пресс-конференции в   Бишкеке. Вправду, МВФ в   сентябре 2016 года оценивал общую поддержку белорусской экономики со   стороны РФ в   106 млрд баксов только   за   период 2005–2015 годов, либо   около   9,7 миллиардов долларов в   год. В различные годы объем «общей незапятанной поддержки» от   РФ варьировался от   11 до   27% белорусского   ВВП, следует из   данных   МВФ, предоставленных   РБК. Но видно, что   в   последние годы русская помощь белорусской экономике сокращается, и   это может частично объяснять последнее недовольство Лукашенко.

Модель отношений упрощенно разрешено описать   так: «финансово-финансовая поддержка обменивается на   определенную степень политической лояльности со   стороны Беларуси», гласит старший экономист Raiffeisen Bank International по   Центральной и   Восточной Европе Андреас Швабе. «Белорусская экономика неустойчива без   русской поддержки. Удивительно, как   президент Лукашенко смог обеспечить непрекращающуюся российскую поддержку в   течение   такового долгого времени, 20–25 лет»,   — произнес Швабе   РБК. Но в   последнее определенное время Беларусь демонстрирует признаки «политической нелояльности» (не   поддерживает украинскую политику РФ, контрсанкции), а   Россия начинает ограничивать финансово-экономическую поддержку (уменьшает поставки нефти в   Беларусь, увеличивает цены на   газ, уменьшает закупки белорусских промышленных продуктов), рассуждает экономист, оговариваясь, что, невзирая   на   все разногласия, фундаментальные дела России и   Беларуси остаются «на удивление стабильными».

МВФ считает общую поддержку как   сумму 2-ух компонент   —   скрытые субсидии за   счет скидок на   русские энергоносители и   чистая финансовая поддержка. Выходит наиболее широкая оценка, так как   в   составе финансовой поддержки МВФ учитывает не   всего лишь   межгосударственные кредиты, но   и баланс обоюдных прямых инвестиций, а   также кредиты для   Минска по   полосы   Евразийского фонда стабилизации и   развития (ЕФСР, прежний антикризисный фонд ЕврАзЭС), ресурсы которого на   88% сформированы русскими взносами (на конец 2015 года Минск был должен фонду 1,94 миллиардов долларов, а   в   2016 году занял там уже 800 млн баксов).

Госпомощь

Такой подход может быть не   совершенно честен, если   требуется оценить конкретно   государственную финансовую помощь, гласит аналитик АКРА Дмитрий Куликов,   — посреди   прямых иностранных инвестиций существует частные, они смогут приносить реальный доход, когда   в   Россию ворачиваются дивиденды или   проценты. По его воззрению, разумно было   бы взять для   расчета задолженность Беларуси по   госкредитам (включая кредиты русских госбанков белорусскому правительству) и   сумму скопленных субсидий по   нефтегазовым поставкам, а   прямые инвестиции не   учесть.

Задолженность Беларуси по   межправительственным кредитам от   РФ на   конец 2015 года составляла 6,02 миллиардов долларов, следует из   платежного баланса союзного страны, доступного на   веб-сайте Банка России (обзора за   2016 год уже нет). Минфин РФ отказался раскрыть РБК текущую задолженность белорусского правительства, а   Минфин Беларуси не   ответил на   запрос   РБК. В последний раз   о   межправительственном займе на публике сообщалось в   июле 2015 года, когда   Минск получил русский кредит на   760   млн баксов. Как следует из   платежного баланса Беларуси с   Россией за   2016 год (доступен на   веб-сайте белорусского Нацбанка), в   прошедшем году чистые заимствования белорусского правительства в   РФ составили 250   млн баксов, но   это могли быть займы у русских госбанков. Их помощь   —   немаленькой канал российских вливаний в   белорусскую экономику.

В 2012 году Внешэкономбанк условился предоставить Беларуси до   10 миллиардов долларов под   строительство Белорусской АЭС по   межправительственному соглашению, но   пока выделен всего лишь   первый транш в   размере 500 млн баксов (в мае 2014 года), а   выбрано из   него всего лишь   248   млн баксов, говорил в   декабре глава ВЭБа Сергей Горьков. Сбербанк кредитовал муниципальный «Беларуськалий»   — на   900 млн баксов в   2011 году и   на   550 млн баксов в   2015-м. В целом по   состоянию на   1 октября русские банки держали в   Беларуси активы на   4,9 миллиардов долларов   (за вычетом их обязанностей там   — 3,7 миллиардов долларов).   ВЭБ, Сбербанк и   Газпромбанк не   ответили на   запросы   РБК, а   ВТБ сказал, что   портфель кредитов его белорусской «дочки» местным компаниям с   госучастием составляет в   пересчете с   белорусских рублей около   75   млн баксов.

Крупнейший инвестор

Прямые инвестиции (ПИИ) РФ в   белорусскую экономику занимают от   57 до   64% общих зарубежных вложений в   страну, по   данным Нацбанка Беларуси за   2010–2015 годы. При этом русские ПИИ в   Беларусь сокращаются, указывает статистика российского ЦБ (см. инфографику): незапятнанные накопленные инвестиции достигали пика в   2010 году (5,6 миллиардов долларов), а   на   1 октября 2016 года составляли 3,4 миллиардов долларов.

Официальная русская статистика занижает объем вложений в   Беларусь, утверждает Центр интеграционных исследовательских работ Евразийского банка развития (ЕАБР), коий   ведет собственный мониторинг обоюдных прямых инвестиций в   СНГ. Если по   данным ЦБ размер скопленных инвестиций из   РФ в   Беларусь в   2015 году составил 3,6 миллиардов долларов, то   мониторинг ЕАБР указывает цифру 8,3 миллиардов долларов. Банк   кроме   прочего   анализирует корпоративную отчетность и   сообщения СМИ; за исключением   того, в   отличие   от   русского регулятора он учитывает инвестиции буквально через   офшоры и   другие «перевалочные базы» капитала. Показатель ЦБ охватывает курсовые, рыночные переоценки и   остальные изменения.

Беларусь   —   фаворит по   российским входящим инвестициям посреди   стран Евразийского экономического союза. Вобщем, это произошло основным образом за   счет покупки «Газпромом» компании «Белтрансгаз» (на данный момент   — «Газпром трансгаз Беларусь»), на   которую концерн издержал 5 млрд долларов в   период с   2007 по   2011   год. Остальные значимые российские проекты   —   инвестиции в   «дочки» ВЭБа и   МТС, в   магистральный трубопровод «Транснефти» и   Мозырский   НПЗ.

Сколько теряет Наша родина?

До 90% экономической поддержки Беларуси со   стороны РФ в   понимании МВФ приходится на   сокрытые субсидии по   поставкам газа, нефти и   нефтепродуктов. Заведующий сектором «Экономика и   финансы» Института энергетики и   денег Сергей Агибалов оценивает, что   общий объем русского субсидирования Белоруссии льготными поставками энергоэлементов с   начала 2000-х годов составил практически 100 млрд баксов, или   свыше   200% белорусского ВВП за   2016   год. Субсидии по   газу в   2001–2016 годах составили 49,4 миллиардов долларов, по   нефти   — 46,9 миллиардов долларов, следует из   расчетов Агибалова для   РБК. И в   отличие   от   кредитов, какие возвращаются с   процентами, нефтегазовые льготы для   Беларуси   —   это безвозвратные косвенные утраты российского бюджета. «Это для   нас не   выброшенные средства   —   это просчитанные шаги в   расчете на   будущий результат»,   — убеждал Владимир Путин в   конце февраля.

«Все годы независимости Беларусь получала газ от   РФ на   исключительно прибыльных условиях   —   в   отдельные годы она брала газ в   разы дешевле, чем   вообще все соседние европейские страны»,   — отмечает Агибалов. Газовую льготу он рассчитывает как   разницу в   стоимости импорта с   Германией (это сопоставимый большой потребитель, цена русского газа на   границе с   Германией публикуется в   открытых источниках, и   ее разрешено считать рыночной конкурентоспособной ценой, разъясняет он). Но в   2016 году газовая субсидия резко сократилась   —   всего лишь лишь до 350 млн с   2,2 миллиардов долларов годом ранее, по   расчетам Агибалова; и   русские власти к   концу марта 2017 года высчитали уже 700 млн баксов   задолженности Беларуси   за   поставленный   газ.

Наша родина поставляет Беларуси сырую нефть беспошлинно, а   перерабатываемые нефтепродукты поставляются Беларусью за   границу с   взиманием пошлины и   зачислением ее в   белорусский бюджет. Субсидирование со   стороны РФ в   последнее время сократилось из-за   особенностей экспортной пошлины. Понижение мировых цен на   нефть приводит к   наименьшему снижению цен на   импорт сырой нефти, которую Беларусь   ввозит из   РФ, по   сравнению со   понижением цен на   нефтепродукты, какие Беларусь экспортирует,   — это следствие налогового маневра в   русской нефтяной отрасли, разъясняет Евразийский банк развития. «При больших ценах на   нефть Белоруссия брала ее в   два раза дешевле рыночной цены, а   на данный момент   —   на   25% дешевле,   — констатирует директор Центра исследовательских работ международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель.   — Наша родина зависит от   нефти и   газа, а   Беларусь точно так   же   зависит от   русской нефтегазовой конъюнктуры. Если она усугубляется, то   обостряются проблемы».

Сумеет   ли   Беларусь   уйти от   РФ?

На фоне сокращения русской экономической поддержки Минск пробует диверсифицировать источники денежной помощи и   внешнюю торговлю, опирающуюся на   Россию, но   сделать это трудно, отмечает ведущий эксперт Центра развития ВШЭ Сергей Пухов. Беларусь с   2015 года ведет переговоры с   МВФ о   возможном кредите до   $3 миллиардов, а   снятые в   2016 году со   страны санкции Евросоюза в   принципе открыли вероятность для   кредитов от   Евро банка реконструкции и   развития (ЕБРР) и   Евро инвестиционного банка.

«В плане торговли Беларусь, естественно, пытается диверсифицировать личный экспорт, наладить поставки в   страны Евросоюза, не   желает ни   в   коем случае терять украинский рынок,   — добавляет Александр   Кнобель.   — Наша родина для   Беларуси   —   это половина торговли, 2-ая половина   —   это Украина, Евросоюз (в основном Польша и   Прибалтика), Наша родина   —   главнейший партнер, но   Минск желает эту долю понизить и   нарастить присутствие на   европейских рынках».

Но Андреас Швабе   гласит, что   при   Лукашенко Беларусь вряд   ли   сумеет отвернуться от   РФ. «Запад в   обмен на   существенную финансовую поддержку, возможно, потребует от   Минска экономических реформ, что   ослабило   бы контроль Лукашенко над   экономикой и   государством в   целом   —   а   это для   него неприемлемо»,   — рассуждает экономист. Да и   Наша родина после   2014 года показала собственной политикой на   постсоветском пространстве, что   не   «позволит» Белоруссии пойти на   таковой   шаг.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Финаналитик Беляев: западным фирмам придется побороться за место на рынке в РФ

Финансовый аналитик Михаил Беляев заявил, что западным фирмам предстоит побороться, чтобы заполучить ...