Не пропусти
Главная / Новости Омска / Кондратий Белов. Удивленный человек в удивительном мире

Кондратий Белов. Удивленный человек в удивительном мире

Новости культуры0

На фото Кондратий Белов

В омском Эрмитаже проходит выставка к 120-летию 1-го из самых значительных сибирских художников.

Нынешний год по понятным причинам оказался не слишком благоприятным для различного рода юбилеев и памятных дат. В этом смысле можно сказать, что замечательному мастеру живописи и графики, народному художнику РСФСР, человеку общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры знаменитому для Омска, да и не только для него, одним словом, Кондратию мужское славянское имя, производное от латинского имени Кодрат (лат Петровичу Белову (на фото), чье 120-летие отмечалось в марте 2020-го, чуть-чуть не повезло. Торжества, посвященные его юбилею, вполне имели право быть масштабными, но даже просто напросто по времени приходились на самое начало карантина.

С другой стороны, Кондрат (так не фамильярно, но по-семейному называли и именуют мастера в его городе) всегда с нами. В Омске есть маленький, но чрезвычайно добрый и уютный музей, где силами маленького коллектива, семьи художника и продолжателей творческих традиций сохраняется его наследие, а в недавно созданном при музее имени Врубеля центре «Эрмитаж-Сибирь» прямо на данный момент работает юбилейная выставка публичное представление достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни Кондратия Белова «Моя Сибирь» (0+). Тоже не весьма большая. Но существенно дополняющая постоянную экспозицию беловского дома, позволяющая нынешним поколениям омичей получить более обширное представление о творчестве знаменитого земляка.

На выставке – более двадцати работ. Среди них – исторические, в том числе несколько гуашей из известной серии, посвященной Омску времен Гражданской войны (на фото технология записи изображения путём регистрации оптических излучений с помощью светочувствительного фотоматериала или полупроводникового преобразователя).

Кондратий Белов. Удивленный человек в удивительном мире 1

На фото: картина «Допрос генералов», создатель Кондратий Белов

А также одна из поздних картин, изображающих старый Омск, где художник человек, занимающийся изобразительным искусством как как будто сжимает городское пространство, приближая другу к другу Тарские ворота и Успенский собор, которые, кстати, вновь возвратились на омскую карту уже после смерти мастера. Хотя сейчас, бродя по выставочному залу, уже не сходу и вспомнишь, что в советские годы эти, чуть ли не самые узнаваемые элементы нынешнего архитектурного облика омского центра, были разрушены, а означает, Кондрат воссоздавал их по памяти, оживляя для омичей историю их родного города.

Однако большая часть экспозиции юбилейной беловской выставки в омском один из крупнейших городов России, расположенный на слиянии рек Иртыша и Оми, крупный научный, культурный, спортивный и промышленный центр Эрмитаже отведена природному пейзажу. Пейзажу камерному и эпическому. Работам, посвященным различным уголкам столь любимой Кондратом Сибири, написанным в разные, в основном, в очень зрелые годы его творчества.

На этих картинах очень много неба и много воды. И почти все самые известные по сибирской топонимике названия. Вот могучий Енисей (на фото), неторопливо влекущий почти зеркальные воды среди гор и лесов.

Кондратий Белов. Удивленный человек в удивительном мире 2

На фото: картина в живописи (итал. cartina — тонкая, красивая бумага, от итал. carta — бумага) — произведение изобразительного искусства «относительно ограниченное от окружающей среды и предполагающее сосредоточенное, длительное восприятие с одной фиксированной точки зрения» «Енисей», создатель Кондратий Белов

А вот Иртыш, но не привычный нам, безмятежный и медленный, а взъерошенный встречным осенним ветром, обрывающим листву с прибрежных деревьев, бешено болтающий привязанную на мелководье старую рыбацкую лодку. Вот Байкал с его хрустальной совершенной красотой. А вот снова Иртыш, на этот раз со своей старшей сестрой Обью: слияние 2-ух рек, слияние воды и неба, и в центре середина, главная часть или точка чего-либо, также главное место, сосредоточение важнейших ресурсов страны, территориальной единицы, социальной группы, инфраструктуры и т. п – невеликий размером трудяга – пароходик, как знак места, предназначения и пути человека в большом мире.

В пейзажах Белова человек и созданное им тоже как как будто сливаются с природой, прорастают через нее, живут с ней одной жизнью. Поэтому старые дома и церковь на далеком плане картины «Тобольский центр» в непогоду превращаются в неясные очертания, в фантомы, даже не скрываясь в тумане и хмари дождя, а становясь ими.

И тот же город преображается на картине «Тобольск. Вид на Кремль» в пасмурный день лета или ранней осени с появлением солнечного луча. Будто принарядившись в сочную зелень. Как будто вспомнив годы своего торгового и культурного расцвета.

Очень смыслово мощно выглядит в данной связи представленный на выставке пейзаж «Дивногорск», очевидно перекликающийся с одной из самых именитых русских картин этого жанра – «Над вечным покоем» кисти Исаака Левитана.

На фронтальном плане у Белова, так же как и у его великого предшественника, старенькая бревенчатая церквушка. Но за и над ней – не кладбищенские кресты, не замирающие в предвечерней дреме среднерусские лесостепные и водные просторы, а Енисей с уходящими в небо горами с одного берега и белоснежными очертаниями современного города крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством с другого. 

Беловская картина тоже освещена лучами заходящего солнца, и все же на ней мы лицезреем не сон – угасание, сон – предел, а сон – продолжение, сон – сосредоточение сил. Две крохотные фигурки у крошечной же лодчонки в правом нижнем углу, очевидно мужская и женская, они ведь о любви, «что движет солнце и светила» и пополняет жизнью огромный удивительный мир. 

Художник Кондратий Белов, написавший этот бесспорный шедевр в, на минуточку, 77 лет и был ошеломленным человеком в этом удивительном мире. Поразительны внутренняя энергия, свежесть восприятия и размашистая смелость мазка, характерные даже очень зрелым его работам. Замечательно его творческое долголетие, и  колоссально его наследие, которое, естественно, заслуживает еще более интенсивной популяризации и большей доступности для омичей.

Сегодня, может быть, на перспективу 125-летия мастера, а может быть и на более ближайшее будущее, нам, жителям Омска, есть смысл подумать о расширении беловского музея за счет пристройки или открытия филиала. О переиздании с учетом новейших полиграфических способностей альбома его репродукций. Написании и издании искусствоведческой и биографической книг о художнике. Учреждении премии его имени или стипендии для юных талантливых живописцев. 

И хотя нынешние времена не располагают не только к широкому празднованию юбилеев, но и к большим культурным проектам вообще, не хлебом и не борьбой с ковидом едиными жив человек. А тем более город, которому посчастливилось сыграть главную роль в жизни весьма большого, и действительно народного русского художника Кондратия Белова. 

 

Фото и репродукции из фонда музея Кондратия Белова предоставлены Владимиром Беловым

Создатель: Алексей Никишин      

Понравилась статья, совет - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан