Дaжe oтдeльнaя чeлoвeчeскaя жизнь — истoрия слoжнaя. Каким бы крепким нравом, высокими моральными устоями и отменными физическими данными ни обладал человек, а обязан учитывать повадки, интересы и нравы окружающих его людей. Не можешь подчинить собственной воле, не можешь переработать под свой эталон окружающих тебя, не можешь одолеть — привыкай или, если жестче — приспосабливайся.
По другому станешь изгоем со всеми сопутствующими неудобствами и издержками. Одиночки, типа «не поступлюсь принципами» и несгибаемые «герои за правое дело» одолевают только в легендах и притчах. И то, победив, почаще оказываются новыми «драконами». В жизни даже кристально красивый и чистый во всех отношениях человечий экземпляр, требующий от других «делать жизнь с него», — комплексующий неудачник, нервный и дергающийся лузер, изгой. Что ж поделаешь, люди не безупречны.
Мир тоже не безупречен. Страны разные. И по менталитетам, и по степени развития, и по привлекательности. Да и право сильного посреди них тоже признается, в особенности если это право опирается на сильную экономику, уровень жизни людей, способность предлагать миру инновации, военную мощь. Вокруг этого самого сильного, как правило, и группируются.
И если одно правительство, не являясь по факту самым сильным, начинает добиваться от остальных признания собственной исключительности, особой духовности, неизменной правоты во всем, то и оно — подобно человеку — преобразуется в изгоя.
Разница только в том, что в первом случае изгой — одиночка и мучается сам по для себя. Во втором случае изгоями делают себя единицы из вершины власти, а расхлебывает последствия весь люд.
Николай Травкин, политик