<a href="https://www.instaforex.org/ru/">ИнстаФорекс портал</a>
Политика

Под маской помощи власти планируют собирать данные о доходах и расходах россиян.

Под маской помощи власти планируют собирать данные о доходах и расходах россиян.0

Под маской помощи

Власти планируют собирать данные о доходах (денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени) и расходах россиян, декларируя, что это очень поможет государству начислять пособия более адресно.

В России собираются сделать единый реестр населения, вести который будет Федеральная налоговая служба. Соответственный законопроект принят Госдумой во втором чтении. В ФНС сейчас уже есть данные ЗАГСов с 1926 года, сведения об имуществе, доходах и больших расходах граждан. К ним планируют добавить информацию об образовании, пенсионном и мед страховании, наличии ИП или регистрации в качестве самозанятых. Общая база, в которой будут данные о каждом отдельном человеке и о его схожих связях, позволят рассчитать среднедушевые доходы и доходы семьи, декларируют власти. Документ может вступить в силу буквально через два года. «Росбалт» спросил экспертов о том, каковы перспективы создания такового реестра, и зачем он на самом деле нужен.

Ведущий аналитик Русской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян:

Под маской помощи власти планируют собирать данные о доходах и расходах россиян.1

«Реестров в РФ много. В ФНС, например, есть данные (зарегистрированная информация:439; представление фактов, понятий или инструкций в форме, приемлемой для общения, интерпретации, или обработки человеком или с помощью автоматических средств) о том, сколько налогов работодатель отчисляет с зарплаты, сколько сам человек платит за квартиру, машину и так далее. В реестре ЗАГСа данные о рождении, семейном положении, составе семей и прописке.

Что касается единой базы данных — это утопия. Миша Мишустин не первый и не последний премьер-министр, который пытается это сделать. И абсолютно каждый раз они будут натыкаться на одни и те же проблемы. Ведомства, которые ведут собственные реестры, не собираются их никому отдавать. Органы национальной безопасности не собираются доверять кому-то делать единый реестр. Подобные предложения постоянно ходят по кругу. Недавно депутаты проголосовали за очередной реестр, но я думаю, что эта эпопея пойдет по тому же пути, что национальная система управления данными и остальные.

У нас видны доходы индивидуальных предпринимателей и самозанятых, которые обелились. По запросу налоговой можно получить также обороты по банковским счетам. То есть, если вы работаете в теневом секторе, формально налоговая может получить данные о ваших доходах по запросу в банк. Но, во 1-х, ФНС должна знать, где именно у вас открыт счет. Во-вторых, не все банки идиентично выдают свои данные даже в случае прямого запроса. У нас до сих пор миллионы граждан сдают квартиры и не платят за это налоги, и никто ничего не может с ними сделать. Хотя, казалось бы.

Накрыть теневые доходы, не переписывая полностью русское законодательство, в том числе, закон о банковской тайне, довольно проблематично. Высадить Росфинмониторинг следить за каждым россиянином — тоже сложно и накладно. У власти есть мечты о том, что в страну придут искусственный ум, большие данные, и все доходы и расходы людей можно будет выслеживать автоматически. Но пока это скорее мечта, далекая от реальности.

Контроль больших расходов в России тоже отсутствует, хотя, его несколько раз порывались ввести в том числе оппозиционные политики. На техническом уровне это возможно сделать. Но есть нюансы. Если у вас есть желание скрыть большие расходы, квартиры, дачи, машины всегда можно оформить на компанию.

Пока для того, чтобы выслеживать доходы и расходы (Расходы (в экономике) — затраты в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательствКоличество жидкости, газа или сыпучих) россиян требуются серьезные ручные усилия, ничего работать не будет».

Экс-министр экономики Андрей Нечаев:

 

«Мне кажется, единый реестр населения — это фантазии. С одной стороны, Росстат очень много лет выборочно отслеживает доходы и расходы домохозяйств. Раньше с ведомством работало около 4 тысяч семей (социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные), которые получали деньги за то, что фиксировали все интересующие Росстат характеристики, на основе которых потом составлялась статистика и прогнозы. С другой стороны, доходы получателей социальной помощи и на данный момент прозрачны. Если вы хотите оформить субсидию на жилищно-коммунальные платежи, то обязаны представить справки о доходах семьи.

Если же говорить о тотальном контроле населения, я не весьма себе представляю, как это можно сделать, а главное — на какой правовой базе это все будет основано. Не существует на данный момент законов, которые могли бы заставить семьи докладывать о том, что в текущем месяце они приобрели телевизор, а в прошлом — холодильник. И я не слышал о том, чтобы подобные документы в Госдуме собирались принять. А главное — как это будет контролироваться? Квартиру, машину отследить можно, на это есть учет ГАИ, реестр (Реестр — форма систематизации, учёта; список, перечень, опись, система) прав принадлежности. Но по всему остальному проверить траты невозможно.

Теоретически при таких данных и их достоверности, власть лучше бы понимала настоящее положение населения, количество бедных, которые нуждаются в помощи. У нас фактически до сих пор действует советская схема, когда значительная часть субсидий и льгот универсальна. Грубо говоря: материнский капитал на второго малыша вы получаете не зависимо от того, зарабатываете вы 10 тысяч рублей в месяц или миллион. С точки зрения эффективности муниципальных трат, это не очень разумно. Но так или иначе, наладить тотальный контроль доходов и расходов в стране нереально».

Гендиректор института экономики РАН Руслан Гринберг:

Под маской помощи власти планируют собирать данные о доходах и расходах россиян.2

«То, что Мишустин хочет видеть, сколько получают и растрачивают россияне, понятно. В нашей стране очень большой теневой сектор, который нереально ни проверить, ни посчитать. Однако борьба государства с неформальной занятостью в нынешний условиях — как раз тот случай, когда лекарство может оказаться намного ужаснее болезни. Без теневого сектора многие россияне будут вообще не в состоянии зарабатывать себе на жизнь. Так что на данный момент такой учет не является приоритетной задачей. Нужно людей выручать от нищеты и возможного голода. Новая экономическая яма, в которой мы оказались, не завершится вместе с самоизоляцией. Она с нами всерьез и надолго. И чтобы люди ее пережили, им надо помочь. Понятно, что государство стремится помогать точечно, рачительно. Но в это сложное время поддерживать людей надо массово, даже зная, что пособия могут получить не самые нуждающиеся в ней. Пробовать через массовый контроль и учет доходов сэкономить на денежных выплатах — это, мне кажется, контрпродуктивно.

Мысль о том, чтобы видеть все доходы граждан, не нова. Однако до сих пор даже с самозанятыми разобраться не весьма получилось. Многие данные есть у банков: люди берут кредиты, ипотеку, расплачиваются картами за покупки. Но их нереально получить в нашем законодательном поле. Значит, возможно речь будет идти об ограничении свобод. В неприятном случае ничего не получится».

Бывший замминистра труда РФ, доцент ВШЭ Павел Кудюкин:

 

«Дискуссии про адресность соцподдержки идут едва ли не с 1990-х годов. Реализуются они с наибольшим трудом. Пока у нас действует заявительный порядок: семья должна сама обратиться, показать собственные доходы и попросить пособия. Эта модель оставляет за бортом как раз наиболее нуждающихся и менее грамотных граждан. Очень часто именно нуждающиеся имеют худший доступ к инфо, худший уровень образования, и не очень понимают, куда обращаться за подмогой. В этом отношении, если само государство будет учитывать доходы людей (общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры), возможно, это повысит адресность и позволит охватить всех, кто нуждается в помощи.

Правда, не весьма понятно, как будут учитывать теневые доходы. По самым скромным прикидкам, в РФ не меньше трети экономически активного населения трудится в неформальном секторе. За исключением того, есть люди, которые получают только часть зарплаты в конвертах, или неофициально подрабатывают.

Если введут тотальный контроль транзакций по карточкам и попробуют максимально ограничить оборот наличных денег, это будет уже другое правительство. И вряд ли у властей получится. Граждане у нас ушлые, и найдут способ эти преграды обойти.

Такое непередоваемое впечатление, что на поверхности этой идеи — задача повысить адресность социальной помощи, а в базе — фискальные соображение. В ситуации, когда цены на нефть ведут себя безобразно, качать денежные средства можно из граждан. А уж откуда они их будут брать — не наше дело».

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть