У СССР был Ту-144, у Англии и Франции — «Конкорд», у США в 20-м веке ничего не получилось. Теперь фирма Boom Supersonic представила макет лайнера нового поколения.
Раньше на авиазаводах непременно был слышен звук клепальных молотков. В ангаре американской организации Boom Supersonic в аэропорту Денвера в штате Колорадо, наоборот, довольно тихо. Такое непередоваемое впечатление, что находишься в гигантской лаборатории, в которой особо придирчиво следят за чистотой. Никаких стружек, никаких звучных станков. Здесь работают прямо-таки с хирургической точностью, проверяя сотые доли миллиметра с помощью лазерных измерительных устройств. Добро пожаловать — вы на авиационном производстве 21-го века!
XB-1: первый в мире сверхзвуковой самолет за частные денежные средства
«Мы тут каждый день с волнением наблюдаем за тем, как в нашем ангаре вызревает будущее авиации», — говорит Блейк Шолль, 39-летний глава сверхтехнологичной компании Boom Supersonic. К концу этого десятилетия она собирается наладить серийное производство самолета Overture — первого после «Конкорда» (Concorde) коммерческого сверхзвукового пассажирского авиалайнера.
XB-1 — 1-ый гражданский сверхзвуковой самолет 21-го века. Летные испытания намечены на 2021 год
7 октября произошло важное событие в истории созданной в 2014 году фирмы: в ходе прямой трансляции в интернете свершилась презентация двухместного XB-1 — первого в истории мирового авиастроения сверхзвукового самолета, построенного на частные денежные средства. Компания Boom Supersonic вложила в его создание основную часть полученных от инвесторов 160 миллионов баксов.
XB-1 — это уменьшенный примерно в три раза прототип будущего пассажирского лайнера Overture, рассчитанный на двух летчиков-испытателей. Его длина — 21 метр, размах крыльев — 6,40 метра, наибольшая дальность полета — 1900 километров. Ожидается, что он сможет летать со скоростью Mach 2,2 — в два с излишним раза быстрее звука или примерно 2700 километров в час. Начало летных испытаний намечено на середину 2021 года. Это на три года чуть позже, чем первоначально планировалось.
Чем Overture будет отличаться от Concorde
В компании может означать: Компания (фр. compagnie) — название формирования, в России ей соответствует рота (пример, Лейб-компания) Boom Supersonic уверены, что на мировом рынке пассажирских авиаперевозок имеется достаточно большая ниша для нового поколения сверхзвуковых самолетов, которые придут на смену британо-французскому «Конкорду», чья эра завершилась в 2003 году. Благодаря современным технологиям эти лайнеры можно сделать достаточно экономичными, так что полет обойдется пассажиру не дороже нынешнего билета в бизнес-классе на дальнемагистральном рейсе.
Глава фирмы Boom Supersonic Блейк Шолль с моделью собственного детища
К тому же Overture будет приблизительно на четверть меньше своего предшественника. Новый сверхзвуковой лайнер рассчитан не на 100, как «Конкорд», а max на 75 пассажиров, его длина — 51,8 метра вместо 62 метров, размах крыльев составит 18,2 метра против 25,5 метра единица измерения длины в Международной системе единиц (СИ), одна из семи основных единиц СИ. Также является единицей длины и относится к числу основных единиц в системах МКС, МКСА, МКСК, МКСГ, МСК, МКСЛ, МСС, МКГСС и МТС.
Создатели Overture уповают, что более компактный самолет позволить минимизировать громкость звукового удара, неизбежно возникающего, когда преодолевается скорость звука физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде, и это значительно расширит возможности применения нового лайнера. Ведь «Конкорду» разрешали развивать сверхзвуковую скорость (часто обозначается v → {displaystyle {vec {v}}} , от англ. velocity или фр. vitesse, исходно от лат. vēlōcitās) — векторная физическая величина, характеризующая быстроту перемещения и направление движения материальной точки относительно выбранной системы отсчёта; по определению, равна производной радиус-вектора точки по времени только лишь над океанами. Впрочем, пока в компании Boom Supersonic исходят из того, что запрет на звуковые удары над сушей сохранится, хотя не исключают, что регулятор в США пересмотрит это правило в случае возникновения менее громких самолетов.
Биотопливо для межконтинентальных рейсов
Но даже если брать только маршруты над океанами — Overture мог бы обслуживать порядка 500 направлений, высчитал Блейк Шолль немецкая фамилия. (2959) Шолль — небольшой астероид внешней части главного пояса. Так, при двойной скорости звука полет из Лондона в Нью-Йорк занимал бы всего 3 часа 15 минут за место семи часов, а из Сан-Франциско можно было бы добраться до Токио за 5 с половиной часов вместо сегодняшних 11.
Самолет Overture должен стать экономичным, экологичным и элегантным
Поэтому понятно, почему спецпроект активно поддерживает японская авиакомпания Japan Airlines (JAL), которая уже заказала 20 самолетов и занесла предоплату. Опцию на 10 лайнеров приобрела и авиакомпания Virgin Atlantic Airways британского миллиардера Ричарда Брэнсона, при этом в случае провала проекта Проект в инженерной деятельности (соответствует англ. design от лат. designare «размечать, указывать, описывать, изобретать») — целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных в форме, пригодной для реализации системы (SEBoK):272 Является результатом проектирования — процесса определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части (ISO 24765) она не может претендовать на возврат уплаченных миллионов долларов, а сумма двузначная.
Overture должен стать не только лишь экономичным, но и экологичным самолетом. Этому аспекту в Boom Supersonic с самого начала придавали принципное значение, поэтому все самолеты компании должны будут летать на керосине из биологического сырья.
Бизнесмен Блейк Шолль вместо президента Джона Кеннеди
Наряду с Boom Supersonic над созданием штатского сверхзвукового самолета работает еще одна американская компания — Aerion Supersonic. Она разрабатывает частный самолет воздушное судно тяжелее воздуха, предназначенное для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного относительно других частей аппарата крыла, создающего подъёмную силу на 12 пассажиров, хочет реализовать свой проект к середине этого десятилетия и тоже добилась уже зримых успехов.
Так что 1-ые и пока единственные в мире пассажирские сверхзвуковые самолеты 21-го века разрабатываются в США. Это — коренной поворот в эпопеи авиации и шаг к преодолению американцами национальной психологической травмы. Ведь хотя Соединенные Штаты десятилетиями лидировали на планетке в области гражданского самолетостроения, их гигантские усилия по созданию в 1960-е годы внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) большого коммерческого сверхзвукового авиалайнера так ни к чему не привели.
«Конкорд» (слева) и Ту-144 в Музее техники в германском городе Зинсхайме
В июне 1963 года президент США Джон Кеннеди объявил о «немедленном начале ПО с целью как можно раньше разработать прототип коммерчески успешного сверхзвукового самолета, который превосходил бы абсолютно любой другой, выпускаемый в какой-либо иной стране мира». Это произошло в обстановке тогдашней гонки с Советским Союзом.
Соперничество с СССР: США надорвались из-за гигантомании
СССР к тому времени уже трудился над схожим проектом и 31 декабря 1968 года сумел поднять в воздух первый в мире штатский сверхзвуковой самолет. Так что Ту-144 на несколько месяцев опередил британо-французский «Конкорд». Западноевропейский лайнер стал хотя бы тех триумфом 1960-х годов — советский самолет до стадии эксплуатации по сути дела так и не дошел.
Древесная модель американского сверхзвукового гиганта Boeing 2707
США же просто надорвались при попытке построить сверхзвукового гиганта, который был бы на 30 метров длиннее «Конкорда «» (фр. Concorde, буквально — «согласие») — британо-французский сверхзвуковой пассажирский самолёт (СПС), один из двух (вместе с Ту-144) типов гражданских сверхзвуковых самолётов, находившихся в коммерческой эксплуатации с дальностью полета до 10000 км. «Конкорд» был создан в результате слияния в 1962 году двух национальных программ разработки сверхзвукового пассажирского авиатранспорта, основными разработчиками самолёта стали компании Sud Aviation с французской стороны и BAC с английской,«, мог бы забирать на борт около 300 пассажиров и летал бы со скоростью Mach 2,7 — почти в три раза быстрее звука. В 1973 году парламент США дернул стоп-кран и приостановил разработку. Авторы проекта под названием Boeing 2707 хотели очень рано и слишком многого: на тот момент многие необходимые технологии находились еще на начальной стадии совершенствования.
В результате, свыше одного миллиарда долларов, что сегодня соответствовало бы примерно 6,5 миллиардам, были потрачены на самолет, от которого в конечном счете не осталось ничего, за исключением огромной деревянной модели в натуральную величину. Так что в Boom Supersonic прекрасно знают, чего им во что бы то ни стало надо избежать.
Статья написана автором книги «Сверхзвуковые пассажирские самолеты: прошлое и будущее», вышедшей на германском языке в издательстве Motorbuch Verlag в Штутгарте.