Главная / Политика / Сверхзвуковой пассажирский самолет Overture: за дело взялся частный бизнес

Сверхзвуковой пассажирский самолет Overture: за дело взялся частный бизнес

Сверхзвуковой пассажирский самолет Overture: за дело взялся частный бизнес0

У СССР был Ту-144, у Англии и Франции — «Конкорд», у США в 20-м веке ничего не получилось. Теперь фирма Boom Supersonic представила макет лайнера нового поколения.

Раньше на авиазаводах непременно был слышен звук клепальных молотков. В ангаре американской организации Boom Supersonic в аэропорту Денвера в штате Колорадо, наоборот, довольно тихо. Такое непередоваемое впечатление, что находишься в гигантской лаборатории, в которой особо придирчиво следят за чистотой. Никаких стружек, никаких звучных станков. Здесь работают прямо-таки с хирургической точностью, проверяя сотые доли миллиметра с помощью лазерных измерительных устройств. Добро пожаловать — вы на авиационном производстве 21-го века!

XB-1: первый в мире сверхзвуковой самолет за частные денежные средства

«Мы тут каждый день с волнением наблюдаем за тем, как в нашем ангаре вызревает будущее авиации», — говорит Блейк Шолль, 39-летний глава сверхтехнологичной компании Boom Supersonic. К концу этого десятилетия она собирается наладить серийное производство самолета Overture — первого после «Конкорда» (Concorde) коммерческого сверхзвукового пассажирского авиалайнера.

Сверхзвуковой пассажирский самолет Overture: за дело взялся частный бизнес1

XB-1 — 1-ый гражданский сверхзвуковой самолет 21-го века. Летные испытания намечены на 2021 год

7 октября произошло важное событие в истории созданной в 2014 году фирмы: в ходе прямой трансляции в интернете свершилась презентация двухместного XB-1 — первого в истории мирового авиастроения сверхзвукового самолета, построенного на частные денежные средства. Компания Boom Supersonic вложила в его создание основную часть полученных от инвесторов 160 миллионов баксов.

XB-1 — это уменьшенный примерно в три раза прототип будущего пассажирского лайнера Overture, рассчитанный на двух летчиков-испытателей. Его длина — 21 метр, размах крыльев — 6,40 метра, наибольшая дальность полета — 1900 километров. Ожидается, что он сможет летать со скоростью Mach 2,2 — в два с излишним раза быстрее звука или примерно 2700 километров в час. Начало летных испытаний намечено на середину 2021 года. Это на три года чуть позже, чем первоначально планировалось.

Чем Overture будет отличаться от Concorde

В компании может означать: Компания (фр. compagnie) — название формирования, в России ей соответствует рота (пример, Лейб-компания) Boom Supersonic уверены, что на мировом рынке пассажирских авиаперевозок имеется достаточно большая ниша для нового поколения сверхзвуковых самолетов, которые придут на смену британо-французскому «Конкорду», чья эра завершилась в 2003 году. Благодаря современным технологиям эти лайнеры можно сделать достаточно экономичными, так что полет обойдется пассажиру не дороже нынешнего билета в бизнес-классе на дальнемагистральном рейсе. 

Сверхзвуковой пассажирский самолет Overture: за дело взялся частный бизнес2

Глава фирмы Boom Supersonic Блейк Шолль с моделью собственного детища

К тому же Overture будет приблизительно на четверть меньше своего предшественника. Новый сверхзвуковой лайнер рассчитан не на 100, как «Конкорд», а max на 75 пассажиров, его длина — 51,8 метра вместо 62 метров, размах крыльев составит 18,2 метра против 25,5 метра единица измерения длины в Международной системе единиц (СИ), одна из семи основных единиц СИ. Также является единицей длины и относится к числу основных единиц в системах МКС, МКСА, МКСК, МКСГ, МСК, МКСЛ, МСС, МКГСС и МТС.

Создатели Overture уповают, что более компактный самолет позволить минимизировать громкость звукового удара, неизбежно возникающего, когда преодолевается скорость звука физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде, и это значительно расширит возможности применения нового лайнера. Ведь «Конкорду» разрешали развивать сверхзвуковую скорость (часто обозначается v → {displaystyle {vec {v}}} , от англ. velocity или фр. vitesse, исходно от лат. vēlōcitās) — векторная физическая величина, характеризующая быстроту перемещения и направление движения материальной точки относительно выбранной системы отсчёта; по определению, равна производной радиус-вектора точки по времени только лишь над океанами. Впрочем, пока в компании Boom Supersonic исходят из того, что запрет на звуковые удары над сушей сохранится, хотя не исключают, что регулятор в США пересмотрит это правило в случае возникновения менее громких самолетов.

Биотопливо для межконтинентальных рейсов

Но даже если брать только маршруты над океанами — Overture мог бы обслуживать порядка 500 направлений, высчитал Блейк Шолль немецкая фамилия. (2959) Шолль — небольшой астероид внешней части главного пояса. Так, при двойной скорости звука полет из Лондона в Нью-Йорк занимал бы всего 3 часа 15 минут за место семи часов, а из Сан-Франциско можно было бы добраться до Токио за 5 с половиной часов вместо сегодняшних 11.

Сверхзвуковой пассажирский самолет Overture: за дело взялся частный бизнес3

Самолет Overture должен стать экономичным, экологичным и элегантным

Поэтому понятно, почему спецпроект активно поддерживает японская авиакомпания Japan Airlines (JAL), которая уже заказала 20 самолетов и занесла предоплату. Опцию на 10 лайнеров приобрела и авиакомпания Virgin Atlantic Airways британского миллиардера Ричарда Брэнсона, при этом в случае провала проекта Проект в инженерной деятельности (соответствует англ. design от лат. designare «размечать, указывать, описывать, изобретать») — целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных в форме, пригодной для реализации системы (SEBoK):272 Является результатом проектирования — процесса определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части (ISO 24765) она не может претендовать на возврат уплаченных миллионов долларов, а сумма двузначная.

Overture должен стать не только лишь экономичным, но и экологичным самолетом. Этому аспекту в Boom Supersonic с самого начала придавали принципное значение, поэтому все самолеты компании должны будут летать на керосине из биологического сырья.

Бизнесмен Блейк Шолль вместо президента Джона Кеннеди

Наряду с Boom Supersonic над созданием штатского сверхзвукового самолета работает еще одна американская компания — Aerion Supersonic. Она разрабатывает частный самолет воздушное судно тяжелее воздуха, предназначенное для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного относительно других частей аппарата крыла, создающего подъёмную силу на 12 пассажиров, хочет реализовать свой проект к середине этого десятилетия и тоже добилась уже зримых успехов.  

Так что 1-ые и пока единственные в мире пассажирские сверхзвуковые самолеты 21-го века разрабатываются в США. Это — коренной поворот в эпопеи авиации и шаг к преодолению американцами национальной психологической травмы. Ведь хотя Соединенные Штаты десятилетиями лидировали на планетке в области гражданского самолетостроения, их гигантские усилия по созданию в 1960-е годы внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима) большого коммерческого сверхзвукового авиалайнера так ни к чему не привели.

Сверхзвуковой пассажирский самолет Overture: за дело взялся частный бизнес4

«Конкорд» (слева) и Ту-144 в Музее техники в германском городе Зинсхайме

В июне 1963 года президент США Джон Кеннеди объявил о «немедленном начале ПО с целью как можно раньше разработать прототип коммерчески успешного сверхзвукового самолета, который превосходил бы абсолютно любой другой, выпускаемый в какой-либо иной стране мира». Это произошло в обстановке тогдашней гонки с Советским Союзом.

Соперничество с СССР: США надорвались из-за гигантомании

СССР к тому времени уже трудился над схожим проектом и 31 декабря 1968 года сумел поднять в воздух первый в мире штатский сверхзвуковой самолет. Так что Ту-144 на несколько месяцев опередил британо-французский «Конкорд». Западноевропейский лайнер стал хотя бы тех триумфом 1960-х годов — советский самолет до стадии эксплуатации по сути дела так и не дошел.

Сверхзвуковой пассажирский самолет Overture: за дело взялся частный бизнес5

Древесная модель американского сверхзвукового гиганта Boeing 2707

США же просто надорвались при попытке построить сверхзвукового гиганта, который был бы на 30 метров длиннее «Конкорда «» (фр. Concorde, буквально — «согласие») — британо-французский сверхзвуковой пассажирский самолёт (СПС), один из двух (вместе с Ту-144) типов гражданских сверхзвуковых самолётов, находившихся в коммерческой эксплуатации с дальностью полета до 10000 км. «Конкорд» был создан в результате слияния в 1962 году двух национальных программ разработки сверхзвукового пассажирского авиатранспорта, основными разработчиками самолёта стали компании Sud Aviation с французской стороны и BAC с английской,«, мог бы забирать на борт около 300 пассажиров и летал бы со скоростью Mach 2,7 — почти в три раза быстрее звука. В 1973 году парламент США дернул стоп-кран и приостановил разработку. Авторы проекта под названием Boeing 2707 хотели очень рано и слишком многого: на тот момент многие необходимые технологии находились еще на начальной стадии совершенствования. 

В результате, свыше одного миллиарда долларов, что сегодня соответствовало бы примерно 6,5 миллиардам, были потрачены на самолет, от которого в конечном счете не осталось ничего, за исключением огромной деревянной модели в натуральную величину. Так что в Boom Supersonic прекрасно знают, чего им во что бы то ни стало надо избежать.

Статья написана автором книги «Сверхзвуковые пассажирские самолеты: прошлое и будущее», вышедшей на германском языке в издательстве Motorbuch Verlag в Штутгарте.

 

Понравилась статья, совет - лайкни и оцени поставив звездочку ниже:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан