Главная / Происшествия / К чему приводит «заморозка» цен на продовольствие

К чему приводит «заморозка» цен на продовольствие

К чему приводит «заморозка» цен на продовольствие

Есть у наших гос чиновников лицо, имеющее чин, и состоящее на гражданской или придворной службе высшего звена старая традиция – раз в пару лет возмущаться высоким ценам на базовые продукты питания. Путин повсевременно, с периодичностью в полтора года, чихвостит министров за подорожание продуктов. Иногда даже ручки бросает. Остальное время фаворит нации обычно хвастается ракетами и прочими достижениями ВПК. А еще, как показало новое расследование от Навального, балует себя попытками отравить оппозиционеров.    

Но противники власти у нас иногда оказываются живучей тараканов. И пока все отвлеклись на обсуждение возможной реакции Кремля на обвинения в попытках убийства, гос чиновники продолжают всерьёз рассматривать внедрение механизмов регулирования цен. Ведь Путин уже подсчитал, что внутренние производители просто могут покрывать потребности населения. А продукты Продукт — пища (в словосочетании «продукты питания») Продукт — произведение труда, законченный результат некоторой деятельности, в том числе: Промышленное изделие или услуга (товар, предлагаемый на рынке для удовлетворения потребностей покупателей) все равно дорожают на несколько процентов в год, где-то больше, кое-где меньше. Тут стоит напомнить, что речь идет не о нищей африканской стране территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко говорят не о границах, а о «рубежах») со всеми присущими атрибутами (штатская война, засуха, малярия с Эболой), где гуманитарку ждут как манну небесную. Речь о современной РФ, о ядерной державе с богатейшими запасами полезных ископаемых и наибольшим в мире количеством пахотных земель. В которой, как оказывается, для многих людей подорожание хлеба на несколько рублей наносит значимый удар по их семейному бюджету. Хотя чему удивляться, если в стране каждый седьмой обитатель (около 20 миллионов человек) находится за чертой бедности?

Но верховный правитель строго бдит за порядком в стране, и вот решил взять под личный контроль ситуацию с ценами. А если об этом произнес Великий Кормчий, министрам и чиновникам оставалось только «взять под козырек» и спешить выполнять, фактически сроки выполнения – до конца месяца. Сначала премьер Мишустин устроил разнос своим подчинённым, мол, они пустили ситуацию на самотек, так что придётся решать проблему палкой: экспортными квотами, проверками, комментарием лицензий. Подобные шаги действительно могут привести к кратковременному снижению цен, о чем торжественно поведает Киселёв с Соловьёвым уже в близкое воскресенье.  

Но если прогнозировать чуть дальше чем на полторы-две недели вперед, то затея властей смотрится очень и очень сомнительной. Начнем с того, что сельхозпроизводство в стране у нас экспорториентированное, и, как следствие, цены на спецпродукцию привязаны к общемировым. А мировая торговля ведется в долларах и евро, так что цены даже на внутреннем рынке зависимы от стабильности государственной валюты. Именно поэтому мы и наблюдаем скачки цен в магазинах, когда рубль начинает проседать по отношению к баксу.

Вот почему ограничительные меры, придуманные правительством, могут иметь положительный эффект только в короткосрочной перспективе – пока на складах производителей есть остатки продукции. Дальше, при низкой и нерентабельной стоимости, никто ничего производить не будет. Безусловно, в ценообразовании на сельхозпродукцию есть спекулятивная составляющая, но же общая маржинальность производства продукции не очень высокая, порядка 3-5%. Ретейлеры также в среднем добавляют 5% от закупочной себестоимости, так что разница между финальной ценой для конечного потребителя и себестоимостью производства незначительная. Даже если убрать все накрутки, цены можно будет снизить максимум на 8-10%. Дальше – убытки для производителей. Ведь не стоит забывать, что производство в экономике процесс создания какого-либо продукта с использованием первичных (труд и капитал) и промежуточных факторов производства (сырье, материалы и т.п.). Производство — это специфически человеческий тип обмена веществ между человеком и природой, или, более точно — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов в какой-либо продукт базовых товаров питания – это не только выращивание, но и транспортировка, и переработка, и реализация. А это топливо, электроэнергия, заработная плата рабочим на всех промежуточных звеньях и прочие расходы. В результате инициативы властей приведут не только к разорению и закрытию сельхозпредприятий (в первую очередь, мелких хозяйств), но и к увеличению количества безработных.

И самое главное, таким образом продукты, на которые хотят ввести регулирование, просто исчезнут с полок магазинов устар. Это понятно даже и без высшего экономического образования. Довольно взглянуть на нашего хорошего друга и даже стратегического союзника – Венесуэлу. Там тоже весьма хорошо себя чувствовали, когда цены количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара на нефть были высоким. Однако с их падением в 2014-15 годах власти равномерно предпринимали попытки внедрить государственное регулирование цен. Но, как оказалось, законы рынка совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельными товарами и услугами работают даже при плановой мировой экономике. В итоге дефицит всего: от продуктов питания до электричества и лекарств в больницах. А туалетная бумага стала предметом роскоши. В общем, «венесуэльское экономическое волшебство» окончательно умерло, как и общие идеи «латинского коммунизма».      

Тамошний лидер нации Николас Мадуро не придумал ничего лучше, чем обвинить США и внутренних противников в «экономической войне». Для решения проблемы даже создал «Комитет справедливых цен», дабы злобные буржуи-капиталисты не истязали народ завышенными ценами. В торговых центрах и продуктовых магазинах появились вооруженные патрули полиции (а где-то и армии), с целью проверить справедливость цен на полках. В итоге товары закончились очень быстро, фактически при галопирующей инфляции (измеряющейся тысячами процентов) вкупе с государственным ограничением цен производить или завозить что-либо из-за рубежа стало просто невыгодно. Иностранные компании, наблюдая за происходящим, поспешили заявить, что покидают рынок страны из-за огромных убытков. Нужные же товары с относительной лёгкостью можно достать лишь на «черном рынке» по завышенной в десятки раз стоимости. А для страны, где средняя зарплата составляет эквивалент 30 долларам, такая ситуация стала благодатной почвой для разгула преступности. А также предпосылкой массовой эмиграции населения.         

Но вернемся в Россию, к попыткам наших властей ввести регуляторную политику в отношении цен на продовольствия. Серьезно рассматривать венесуэльский сценарий пока особо не хочется, есть надежда, что грозные планы-приказы президента и правительства одноимённом сериале см. статью Правительство (телесериал) – вообще всего лишь неудачная форма пиара. Кремлевские политтехнологи решили действовать по обкатанной схеме: «Правитель –хороший, бояре – плохие».

Тем временем министр экономического развития Максим Решетников заявляет о достигнутых с производителями в экономике процесс создания какого-либо продукта с использованием первичных (труд и капитал) и промежуточных факторов производства (сырье, материалы и т.п.). Производство — это специфически человеческий тип обмена веществ между человеком и природой, или, более точно — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов в какой-либо продукт и сетями розничной торговли договорённостях о понижении цен на ряд продуктов.  Важно подчеркнуть, что договорились о снижении, а не о «заморозке». Предварительно – до апреля 2021 года цены на подсолнечное масло и сахар будут ограничены, а производителям муки правительство будет компенсировать половину затрат на покупку пшеницы. В Минпромторге же заявили, что регулирование цен будет касаться пока лишь районов включительно до Урала. Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север – регионы со сложной логистикой, так что цены будут зависеть от поправочных коэффициентов.

Но в итоге, как и постоянно, потери производителей будут оплачены за счет конечного потребителя. А чтобы граждане могли приобрести больше масла, в стране не нужно заставлять производителя снижать цену на него. Нужно снижать (а лучше совершенно ликвидировать) уровень коррупции в соответствующих ведомствах и роль государства в экономике. Это будет способствовать росту доходов россиян, повышая их покупательную способность. А для этого надо честное правительство и сменяемость власти это возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению путем честных выборов. Швыряние ручки и суровый взор нацлидера никак не поспособствует улучшению благосостояния граждан.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Казанский серийный женоубивец получил пожизненное

21 марта Верховный суд Татарстана вынес решение по делу «поволжского маньяка». Пожизненное ...